Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты 5
1.1 Понятие деловой культуры и ее виды 5
1.2 Структура современной деловой культуры 12
1.3 Исторический аспект деловой культуры в России 23
Глава 2 Особенности российской деловой культуры 31
2.1 Направления формирования российской деловой культуры 31
2.2 Специфика российской деловой культуры 36
Глава 3 Направления совершенствования деловой культуры в России 49
3.1 Направления развития деловой культуры 49
3.2 Развитие корпоративной культуры как внутреннего аспекта деловой культуры 55
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 70
Введение
Формирование в России социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиление влияния на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению генезиса и современного состояния российской деловой культуры. Важным аспектом здесь выступает расширение международного сотрудничества со странами, которые предъявляют повышенные требования к качеству делового взаимодействия. Эти обстоятельства поставили проблему осмысления российской деловой культуры в целях повышения ее роли в процессах делового взаимодействия. Существует настоятельная потребность анализа общих принципов и специфики формирования, функционирования, развития российской деловой культуры, оказывающей определяющее воздействие на развитие бизнеса многих российских предприятий.
Сейчас во всем мире рождаются новые формы общения, основанного на партнерстве и здоровой конкуренции, на правовых и социальных нормах, совершенствуется деловая культура в сфере производства, быта, досуга.
Таким образом, деловая культура в ее развитии может рассматриваться и в контексте взаимной ответственности власти, бизнеса и общественных институтов. В данной ситуации необходимо обеспечить нужный уровень готовности и профессиональной способности бизнеса взять на себя решение многих социальных проблем. Без внедрения и соблюдения российскими компаниями кодексов деловой этики привлечение капитала и развитие бизнеса в России будет оставаться проблемой. Этот и другие аспекты деятельности бизнеса на фоне глобализации экономики свидетельствуют о нарастании актуальности развития деловой культуры в России, что подчеркивает и актуальность темы курсовой работы.
Эта тема является весьма востребованной в научных кругах. Деловой культуре в той или иной степени посвящены работы И.П. Богомоловой, Т.И. Овчинниковой и И.А. Давыденко, Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова, В.Б. Вязового, О.В. Иншакова, Н.Н. Лебедевой и Н.Н. Набиева, Н.Н. Крупиной, А.А. Нещадина, В. Романова, В.В. Смыкова, В.С. Соколянской и В.А. Бородина, Б.Л. Цветковой, П. Шихирева, целиком посвященные этике бизнеса и затрагивающие вопросы корпоративной ответственности.
Целью курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития деловой культуры в современной России.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
* Изучить теоретические аспекты понятия деловой культуры.
* Осуществить анализ состояния и развития деловой культуры в России.
* Определить направления совершенствования деловой культуры в России.
Объектом курсовой работы является деловая культура как основа успешной предпринимательской деятельности.
Предметом курсовой работы являются способы практической реализации деловой культуры в условиях интенсивно развивающегося рыночного сектора и экономики России.
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили теории и методологические концепции, представленные в современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области социологии, экономики, психологии.
Исследование проводилось с учетом отечественного и зарубежного опыта изучения деловой культуры в современном мире.
Эмпирическая база курсовой работы: использовался метод вторичного анализа данных социологических исследований российских компаний. Информационная база для решения поставленных задач формировалась на основании данных, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе, в СМИ; статистических отчетов, материалов социологических, социально-психологических исследований Института социологии РАН, ВЦИОМ, ЦЭМИ РАН, Ассоциации менеджеров и использование Интернет ресурсов.
Также информационной базой для курсовой работы являлись доклады участников конференций, круглых столов, и семинаров проводившихся в России и посвященных данной тематике.