Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы формирования системы экологического налогообложения в России        6

1.1        Подходы к построению системы экологического налогообложения        6

1.2        Система платежей за негативное воздействие на окружающую среду                        15

Глава 2        Проблемы реформирования экологического налогообложения        27

2.1        Проблемы построения эффективной системы налогообложения        27

2.2        Направления реформирования системы экологического налогообложения        36

Заключение        45

Список литературы        50

Приложение        54


Введение

     Функция природной среды всегда сводилась к тому, что она в основном представляла природные ресурсы для экономической деятельности, а также поглощала отходы производства и потребления. При этом долгое время в употреблении находилось понятие "неограниченные ресурсы", которые имеются в любом количестве и для которых поэтому не существует цены. То, что присутствует в изобилии, не причислялось к числу ограниченных ресурсов, а поэтому не являлось объектом рассмотрения теории и было несущественно для практики. С другой стороны, природной среде приписывалась способность принимать неограниченное количество выбрасываемых материалов, а потому не было никакой экономической проблемы в том, чтобы использовать почву, воду и воздух для "утилизации" не нужных более отходов и продуктов.

     Начиная с 60-х годов такая точка зрения во многих отношениях изменилась. Ряд факторов начал свидетельствовать о том, что использование окружающей среды не является бесплатным.

     Во всем мире наблюдается разрушение природной среды. Каждую секунду мы теряем 3 тыс. кв. м леса и 1 тыс. тонн естественного грунта. Половина всех вырубленных лесов погибла в период с 1950 по 1990 гг. Почти во всех частях земного шара ежегодное потребление древесины в несколько раз превышает то количество леса, которое соответствует ежегодному естественному росту. Помимо вырубки леса, который оказывает положительное влияние на климат, сохраняя влагу и сдерживая парниковый эффект, угрожают загрязнение воздуха и кислотные дожди1.

     В условиях рыночного хозяйства, когда вся экономика работает на основе деятельности многочисленных, в принципе независимых друг от друга предприятий, последние действуют под давлением необходимости получения прибыли. Вопрос о необходимости платежей за пользование природными ресурсами и платы за негативное воздействие на окружающую среду очень важен, так как от его решения зависит не только эффективность хозяйственной деятельности предприятия но и эффект, оказываемый этими платежами на окружающую среду.

     Несовершенство российского законодательства о налогах и сборах, природоресурсного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в части реализации экологической функции налогообложения приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе, экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействия на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства. Что касается мер по охране окружающей среды, которые установлены действующим законодательством, они не обеспечены эффективными механизмами реализации. Существующие экологические платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, которые не достаточны ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное воздействие на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам.

     Игнорирование экологических аспектов привело к тому, что сегодня ограниченность природных благ становится критическим фактором, который сдерживает возможности дальнейшего прогресса и может стать причиной краха современной социально-экономической системы.

     Необходимость перестройки традиционной экономики обусловила появление новой стратегии - стратегии устойчивого развития. Она подразумевает стабильное удовлетворение потребностей настоящего поколения без ущерба для будущих поколений. Выполнение данного условия требует воспроизводства не только экономических, но и природно-экологических благ. Это положение является основополагающим в формировании экономических отношений устойчивого развития.

     Практическая реализация действий по повышению устойчивости экономики связана в первую очередь с реформированием системы государственного регулирования, и в частности налоговой системы.

      С учетом вышесказанного, тема работы является весьма актуальной.

     Представляется актуальным и своевременным исследование и теоретическая разработка вопросов, связанных с финансовыми вопросами охраны окружающей среды.

     Целью настоящей курсовой работы изучение  финансовых вопросов охраны окружающей среды в системе нормативно-правового регулирования Российской Федерации. Такая постановка вопроса определяет круг проблем, исследуемых в курсовой работе, и особенности их решения. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

* проанализировать понятие и подходы к экологическому налогообложению;

* проанализировать правовые основы природоресурсных платежей;

* исследовать проблемы реформирования системы экологического налогообложения.

* изучить проблемы введения экологического налога в Российской Федерации.

     Методологическую основу настоящей курсовой работы составляют общие и специальные методы научного познания, способствующие достижению цели исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукция и дедукция.

     Теоретическую основу курсовой работы составляют работы отечественных и зарубежных ученых - юристов и экономистов, в их числе: М.М. Бринчук, А.В. Брызгалин, М.М. Васильева, Д.В. Винницкий, Н.А. Гладков, В.В. Глухов, А.К. Голиченков, Е.Ю. Грачева, О.Л. Дубовик, И.В.Караваева, В.А. Кашин, Н.Д. Казанцев, О.С. Колбасов, А.И. Корнеева, М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, А.Н. Козырин, И.И. Кучеров, Ю.И. Любимцев, М.А. Моисеенко, М.Ю. Орлов, В.Г. Пансков, В.В. Петров, Т.В. Петрова, С.Г. Пепеляев, Н.А. Саттарова, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичева, А.А. Ялбулганов.

     Нормативно-правовую базу курсовой работы составляют акты налогового и экологического законодательства Российской Федерации, а также отдельные нормы и институты иных отраслей права.

      Эмпирическую базу курсовой работы обеспечивает использование при проведении исследования достаточного и необходимого объема разнообразных материалов и фактической информации.

     Объект курсовой работы составляют общественные отношения, связанные с реализацией финансовой функции природосбережения.

     Предметом курсовой работы являются форма и средства взимания экологических платежей на основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых, норм финансового, налогового, природоресурсного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.