Оглавление

Введение        2

Глава 1        Специфика и характеристика Русской Правды        4

1.1        Древняя  Русь к моменту появления Русской Правды        4

1.2        Русская правда как памятник права  Киевской Руси        8

1.3        Редакции Русской правды        10

1.4        Источники Русской Правды        13

Глава 2        Содержание основных правовых институтов  Русской правды        16

2.1        Имущественное и обязательное право        16

2.2        Уголовное право        23

2.3        Наследственное и семейное право        28

2.4        Процессуальные формы Русской Правды        31

Заключение        34

Список использованных источников        35


Введение

     Первым древнерусским сводом законов была "Русская Правда", действовавшая с XI по XV вв. Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества.

     Первый правовой источник "Русская правда" послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства. Без знания начального периода становления государства и права существенно будет затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права.

     Русская Правда важна еще и тем, что она создает основу юридических познаний, сразу давая возможность разобраться в основных институтах гражданского, уголовного, процессуального права. Необходимо уметь  сравнивать очередные законы с Русской Правдой, тем самым прослеживая развитие законодательства и правовых институтов.

     Кроме того, положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси. Долгий период использования Русской Правды свидетельствует о том, что был создан современный по содержанию сборник русского права. Именно поэтому тема работы является актуальной.

     Теоретические аспекты Русской Правды как законодательного акта Древней Руси  исследовались широким кругом отечественных историков. Большой вклад в исследование законодательных актов Древней Руси внесли В.Н. Грибовский, И.Н. Данилевский, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, Б.А. Рыбаков, Н.С. Суворов, И.Я Фроянов, С.В. Юшков.

     Объектом курсовой работы является российское право.

     Предметом курсовой работы является законодательный акт древней Руси - Русская Правда.

     Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей, содержания и специфики Русской Правды.

     Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

1) Рассмотреть предпосылки, обусловившие появление  Русской Правды;

2) Выделить основные особенности Русской Правды;

3) Рассмотреть источники образования Русской Правды и ее редакции;

4) Выявить содержание основных правовых институтов Русской Правды.

Курсовая работа представлена двумя главами.

     В первой главе курсовой работы рассмотрены социально-экономические условия Руси в начале ХI в., времени возникновения Русской Правды. Рассмотрено также, что представляет собой Русская правда, ее редакции. Представлены источники, которые использовались при составлении Русской Правды.

     Во второй главе рассмотрено содержание Русской Правды по основным правовым институтам. Русская Правда содержала институты гражданского, уголовного, процессуального права.

     В курсовой работе   использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в специализированной печати и прессе.



Глава 1 Специфика и характеристика Русской Правды

1.1 Древняя  Русь к моменту появления Русской Правды

     Само появление "Русской Правды" в начале ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Вторая половина XI века - это время развития феодальных отношений и обострения классовых противоречий.

     В Х-XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли. Активизация захвата общинных угодий объяснялась в определенной мере тем, что к этому времени укрепляются пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. По сравнению с переложной и подсечно-огневой системами при двухпольном севообороте значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название "обояривание" земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной). Вотчина - это собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других общинников, в частности, обедневших. Угодья рядовых общинников часто присоединялись не за долг, а насильственным путем. Таким образом, на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.

     Развитие феодализма объективно вело к раздроблению государства на отдельные княжества. Деятельность отдельных князей не могла прекратить этот закономерный исторический процесс. Процесс феодального раздробления Древнерусского государства не был свидетельством упадка Руси. Причины раздробления нужно искать в развитии феодального способа производства, когда развитие феодального землевладения, ремесла, торговли ведет к созданию новых самостоятельных экономических центров. С другой стороны, в связи с ростом эксплуатации зависимых крестьян феодалы нуждались в более сильной власти на местах. Все эти причины приводят к образованию ряда самостоятельных княжеств1.

     Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть. Первоначально у славянских племен не было сословий, и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились определенные группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Появилась знать, куда входили "лучшие", "лепшие", "большие", "старейшие", "нарочитые" мужи. Самый высокий статус занимали "земские бояре". К ним относились представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути "из варяг в греки". К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, "княжьи мужи".