Содержание

Введение        2

Глава 1        Теоретические аспекты планового ценообразования        4

1.1        Ценообразование в условиях плановой и рыночной экономики        4

1.2        Подходы к ценообразованию в централизованной экономике        13

Глава 2        Элементы рыночного ценообразования в условиях плановой экономики                24

2.1        Рыночное ценообразование в условиях плановой экономики СССР                        24

2.2        Проблемы затратного ценообразования        33

Заключение        37

Список литературы        39


Введение

     В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот "перелив" осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. При свободных ценах избыток (недостаток) доходов сразу отражается на уровне цен, происходит перераспределение доходов, изменяются направления инвестиций и таким образом восстанавливается равновесие в экономике.

     Цена - важнейший экономический параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и, соответственно, возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.

     Определение обоснованного уровня цены - наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию множества факторов. Процесс формирования цены достаточно сложен, и понимание взаимосвязи этих факторов и их сущности дает ответ на вопрос, что же такое цена, какое определение ей можно дать. Для этого необходимо рассмотреть цену как экономическую категорию. Большое влияние на современную науку ценообразования в России оказал 70-ти летний режим государственного установления цен, характерный для СССР. В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов происходивших в ней.

     Существует обширный круг работ по вопросам ценообразования в экономике. Эти вопросы отражены в трудах зарубежных экономистов: Алле М., Аткинсона А., Бьюкенена Дж., Джосткоу П., Норта Д., Портера М.,  Сапира Ж., Стиглица Дж., Шумпетера Й. и отечественных: Гранберга А.Г., Гринберга Р., Илларионова А.Н., Клейнера Г.Б., Кушлина В.И., Львова Д.С., Маевского В.И., Макарова В.Л., Полтеровича В.М., Фетисова Г.Г., Якобсона Л.И.

     Теоретические и методологической основой дипломного исследования стали труды сторонников неоклассической, эволюционной, институциональной и других теорий.  Использовался системный подход, основанный на сочетании макро- и микроэкономического анализа.

     Информационной базой для проведенного анализа в курсовой работе  послужили следующие материалы: научная литература, периодическая печать, Интернет-сайты, материалы  агентств.

     Объектом курсового исследования является методология ценообразования.

     Предмет курсовой работы - механизм рыночного ценообразования в различных типах экономики.

     Целью данной курсовой работы является выявление зависимости между механизмом ценообразования и типом экономики.

     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) выявлено сходство и различия планового и рыночных механизмов ценообразования;

2) определен основной метод ценообразования, содержащий в себе черты рыночного механизма в плановой экономике;

3) проанализировать эволюцию ценообразования России;

4) проанализирован советский опыт  рыночного ценообразования;

5) обосновано преимущество рыночного метода ценообразования.

Глава 1 Теоретические аспекты планового ценообразования

1.1 Ценообразование в условиях плановой и рыночной экономики

     Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности.

     Ценовая политика - это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

     Цена - элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Поскольку цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, она тесным образом связана с типом хозяйствования - методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.

     Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.  Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

     Ценообразование представляет собой процесс формирования цен товаров и услуг. Традиционно выделяют две противоположные модели: рыночное ценообразование и централизованное (государственное).