Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические основы построения современных систем управления организацией        4

1.1        Понятие системы управления организацией        4

Типы организационных структур управления предприятием        7

Глава 2        Оптимизация системы управления предприятием        18

2.1        Основные подходы к построению структуры управления организацией        18

2.2        Методы совершенствования систем управления        31

Заключение        45

Список литературы        47


Введение

     Технологии современного менеджмента рыночной экономики существенно отличаются от технологий, применяемых ранее в административной плановой экономике. Например, управление персоналом отличается от прежнего понимания работы с кадрами. Кроме того, в управлении предприятием появилась необходимость развития ряда новых технологий, прежде всего востребованных рыночными отношениями и конкуренцией. К ним относятся финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг, инновационный менеджмент, управление потоками (логистика).

     Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены посредством формирования механизма анализа системы управления организацией, внешней и внутренней среды, действующего на основе методологии системного и ситуационного анализа, в том числе при помощи приемов экономического анализа. Обеспечение устойчивости функционирования в условиях конкуренции потребует от организаций прогнозирования и всестороннего учета требований рынка, действий конкурентов, поставщиков, состояния макроэкономической среды ведения бизнеса, т.е. организации управления на основе стратегического подхода.

     Такой подход позволит организациям принимать во внимание факторы внешней и внутренней среды и разрабатывать комплексные меры, учитывающие долгосрочные стратегические цели дальнейшего устойчивого развития предприятия.

     Таким образом, актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости поиска рациональных механизмов обеспечения устойчивости функционирования организации в условиях конкуренции путем совершенствования ее системы управления.

     Основной вклад в исследование проблем управления развитием организационных структур предприятия внесли такие ученые, как -  Баранчеев В.П., Вяткина В.Н., Евенко Л.И., Кабакова В.С., Лейбкинд А.Р., Лехцнер Л.И., Мильнер Б.З., Овсиевич Б.Л., Попов Г.Х., Рапопорт В.С., Сыростина П.М., Пригожин А.И., Радченко Я.В., Мельник М.В., и другие.  В процессе совершенствования структуры управления любым предприятием интересны результаты работы многих зарубежных ученых, среди них -  Акофф Р., Ансофф И., Бернс Т., Дейл Э., Кунц Г., О?Доннел С., Саймон Г., Стокер Г., Титт.У., Эшби У. и другие.

     Однако, несмотря на повышающийся интерес ученых к изучению различных аспектов при формировании эффективных  организационных  структур управления  предприятиями, следует отметить недостаточный уровень исследований в области современной теории и практики использования принципов теории целостности структурного развития систем управления в условиях деструктивного воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия.

     Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических проблем структурного совершенствования предприятий в условиях конкурентной среды.

     В соответствии с целью исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

* Провести анализ теоретических подходов к определению системы управления организацией.

* На основе анализа определить критерии эффективности и направления совершенствования системы управления организацией.

     Объект исследования - организации, формирующие эффективную организационную структуру управления.

     Предмет исследования  -  развитие эффективных методов  и  инструментов формирования организационной структуры управления предприятием.



Глава 1 Теоретические основы построения современных систем управления организацией

1.1 Понятие системы управления организацией

     Изучение проведенных исследований в области методического обеспечения организационного проектирования дает основания говорить о том, что основное внимание современными авторами уделяется вопросам определения экономической эффективности хозяйственной структуры предприятий (состава и взаимосвязей подразделений основного, вспомогательного и непрофильного производств), целесообразности наличия таких подразделений на балансе предприятия. В то же время проблемы проектирования организационно-управленческой составляющей структуры предприятий не нашли должного отражения и методического обоснования в работах и публикациях современных авторов.

     Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого1.

     Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

     Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

     В рамках организационной структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию их исполнения.

     В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (разделение) - горизонтальные и вертикальные.

     К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления предприятием (например, гостиницей). Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев2.

     В организационной структуре выделяется вертикальное и горизонтальное разделение труда.

     Вертикальное разделение труда возникает при наличии нескольких уровней управления и заключается в том, что руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т. е. в формальном смысле обладает большей властью и статусом (рис. 1).


между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию их исполнения.

     В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи (разделение) - горизонтальные и вертикальные.

     К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления предприятием (например, гостиницей). Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев2.

     В организационной структуре выделяется вертикальное и горизонтальное разделение труда.

     Вертикальное разделение труда возникает при наличии нескольких уровней управления и заключается в том, что руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т. е. в формальном смысле обладает большей властью и статусом (рис. 1).