Содержание



Введение        2

Глава 1        Сущность малого бизнеса и формы его государственной поддержки        5

1.1        Понятие малого бизнеса        5

1.2        Формы государственной поддержки малого бизнеса        14

Глава 2        Динамика малого бизнеса и проблемы его развития        20

2.1        Динамика малого бизнеса в РФ        20

2.2        Проблемы и перспективы государственной поддержки малого бизнеса        24

2.3        Перспективы развития малого бизнеса в России        31

Заключение        38

Список литературы        42

Приложение        44


Введение

     Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что малый бизнес является предпосылкой и основой всей системы рыночного хозяйства, выступает наиболее доступной формой возникновения и развития рыночных отношений, способствующий развитию предпринимательства, хозяйственной инициативы.

     В начале этого десятилетия в российской экономике наметились положительные тенденции  улучшения социально-экономической среды деятельности субъектов предпринимательства: увеличилось число малых предприятий, их вклад в развитие экономики.  Именно в сфере малого бизнеса создается и находится в обороте значительная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для экономического роста.

     Колоссальный эффект от использования малого бизнеса как рыночного инструмента за рубежом отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, уделяется пристальное внимание.

     Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом, он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая служит своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны. В мировой практике считается оптимальным, если вклад малого бизнеса в развитие сферы услуг составляет 3/4 от общего его вклада в развитие экономики.

     Поэтому одной из важнейших проблем развития рыночной экономики, остро нуждающихся в осмыслении и проведении системной и долговременной государственной политики, является проблема развития малого бизнеса.

     Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В слабом развитии малого предпринимательства часто видят одну из серьезных проблем социально-экономического развития России. Его небольшие масштабы вызывают непрекращающиеся дискуссии на сакраментальную тему "что делать?"

     Тема развития малого бизнеса является весьма востребованной, можно отметить труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Л.И. Абалкин, P. Брейли, Д. Горхем, Е.В. Калинкин, Б.Н. Кузык, X. Леви, Д.С. Львов, С. Майерс, А.Д. Некипелов,  М. Портер, И.В. Розмаинский, В.А. Рубе, О.Л. Рогова, С. Росс, В. Скотт, П.М. Теплухин, Г. Фостер, Э. Хансен, Ф.И. Шамхалов, У. Шарп, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин.

     Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение проблем развития малого бизнеса с учетом региональных особенностей Московской области.

     Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач, отражающих структуру курсовой работы:

* изучить существующие теоретические подходы к определению понятия малого бизнеса;

* изучить проблемы малого бизнеса в России;

* выявить особенности и проблемы развития малого бизнеса на примере Московской области.

* определить пути совершенствования развития малого бизнеса в России и регионе;

     Предметом курсовой работы является формирование и развитие малого бизнеса в условиях России и Московской области.

     Объектом курсовой работы выступил малый бизнес как институт рыночной экономики.

     Теоретико-методологическую базу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области изучаемой проблемы, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, а также Программы, концепции и другие материалы по малому предпринимательству.

     Эмпирической базой послужили данные статистической отчетности Федеральной службы статистики РФ и Московской области, информационно-аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, результаты анкетных опросов предпринимательских организаций и населения.

     Методы исследования - анализ, синтез, индукция и дедукция, логический, комплексный и системный подходы к изучению экономических явлений.



Глава 1 Сущность малого бизнеса и формы его государственной поддержки

1.1 Понятие малого бизнеса

     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения1.

Предпринимательство в рыночной экономике - сложное основополагающее явление. Определение предпринимательства не является застывшей формой, а находится в постоянном совершенствовании. Это понятие зависит от уровня экономического развития и отношения общества к нему. Все определения "предпринимательства" имеют сущностный характер и сводятся к пониманию хозяйствующего субъекта, комбинирующего факторы экономической деятельности. Поэтому понятие "малое предпринимательство" в нашей литературе нередко отождествляют с понятием "малый бизнес", под которым, как правило, подразумевают мелкие (или мелкие и средние) предприятия. "Малое предпринимательство" предполагает не просто относительно небольшие размеры предприятия и масштабы  хозяйственной деятельности, но и обязательное базирование последней на особо рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированных и гибких управлении и организации воспроизводства с целью получения