Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы анализа и снижения уровня конфликтности сотрудников        5

1.1        Специфика конфликта в организации        5

1.2        Внутренние конфликты в организации и типичные конфликтные действия        9

1.3        Типы конфликтов в организации        14

1.4        Меры по снижению уровня конфликтности в организации        18

Глава 2        Снижение конфликтности персонала на примере ОАО "Прогресс"                        24

2.1        Экономико-организационная характеристика компании ОАО "Прогресс"        24

2.2        Анализ кадровой политики в организации        25

2.3        Анализ конфликтности в ОАО "Прогресс"        31

2.4        Организационные мероприятия по минимизации причин, порождающих конфликт        38

2.5        Изменение мотивации персонала        41

Заключения        46

Список литературы        50

Приложение        53


Введение

     Совершенствование системы организации трудовой деятельности с учетом особенностей экономического кризиса становится важнейшим фактором развития организаций. Для подъема промышленности в рыночных условиях важное значение имеют современные технологии, оборудование, инвестиционные вложения, но не меньшую роль играет человеческий фактор, особенно склонность к конфликтам, обостряющаяся в период нестабильности. Следовательно, для повышения эффективности своей деятельности, организации вынуждены постоянно искать способы снижения конфликтности, для чего нужно постоянно совершенствовать социальную структуру организации.

     Конфликт на работе всегда неприятен, потому что вызывает эмоциональный дискомфорт. Даже при одном упоминании этого слова у нас возникают неприятные воспоминания: досада, ругань, противостояние, боль, обида, борьба, выяснение отношений, сражение и т.д. И только в одном из десяти случаев возникают такие ассоциации, как формирование позиции, условие развития, свидетельство защищенности.

     Проблема конфликтности функционирования коллектива организаций относится к числу наиболее важных для обеспечения устойчивости развития предприятия в период кризиса. В последние два десятилетия каких-либо специальных исследований по изучению факторов эффективной бесконфликтной деятельности не проводились. Вместе с тем, были выполнены работы, имеющие важное методологическое значение для осмысления организации труда в современных социально-экономических условиях. Были рассмотрены такие вопросы, как: деловые и личностные качества руководителей, социальные механизмы управления предприятиями. В настоящее время известны работы связанные с оценкой социально-психологического климата в коллективе.

     Таким образом, представляется рассмотреть конфликтность в организации, проанализировать в какой степени социальные, социально-психологические факторы влияют на эффективность ее деятельности.

     В науке управления проблема социальных и социально-психологических конфликтов достаточно исследована, анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что проблеме организации труда уделяется в последнее время значительное внимание.

     Проблемы различных психологических процессов коллектива, социально-психологического климата, руководства и лидерства, групповой эффективности и организованности, можно выделить в работах Д.М. Гвишиани, А.И. Донцова, Е.М. Дубовской, И.В. Дыленовой, Я.Л. Журавлева, А.Л. Коломенского, Р.Л. Кричевский, Р.С. Григаса, Я. Зеленовского, А.И. Кравченко, А.И., Пригожина, Т.В. Щербовой и других авторов.

     Цель курсовой работы - раскрыть социальные и социально-психологические особенности конфликтов в организациях на примере ОАО "Прогресс" и разработать мероприятия по снижению.

     В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи.

     Задачи курсовой работы:

Определить особенности конфликта как элемента социальной и производственной организации и выявить его структурные компоненты.

Сформулировать методические принципы оценки факторов конфликтности.

Разработать методику снижения конфликтности.

     Объектом курсовой работы является социальная и экономическая эффективность деятельности организации.

     Предметом курсовой работы являются конфликты как социальные факторы деятельности организации и их влияние на социальную и экономическую эффективность.

     Теоретико-методологическими основаниями курсовой работы являются основные положения теории организации и управления, труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, экономики, психологии и техники.

     Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что выявленные в работе факторы конфликтности могут быть использованы при разработке мер, обеспечивающих эффективность деятельности коллектива ОАО "Прогресс".

     

Глава 1

Теоретические основы анализа и снижения уровня конфликтности сотрудников

1.1 Специфика конфликта в организации

     Организация как любая система постоянно стремится к сохранению некоего достигнутого равновесия в определенный момент времени, а также к изменениям и развитию. В этом случае неконфликтность выступает условием сохранения равновесия, а конфликтность - стремлением к развитию. Поэтому руководителю приходится решать две противоположные по своей направленности задачи: быть нацеленным на развитие организации и одновременно на сохранении ее устойчивости (стабильности). Это является главным конфликтогеном организации. Чтобы достигнуть устойчивости, нужна стабильность и минимум риска, чтобы развиваться, необходимо внедрять инновации, а это связано с высокими рисками и конфликтами1.

     Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

     Предтечей конфликта в организации является социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности.

1) Социальная напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта2.

Социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне