Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические основы социальной помощи детям-инвалидам        5

1.1        Проблема интеграции ребенка-инвалида в социум        5

1.2        Проблема оказания социальной помощи детям-инвалидам        6

Глава 2        Направления социальной помощи детям-инвалидам        14

2.1        Особенности психики детей-инвалидов и возможности их социальной реабилитации        14

2.2        Арт-терапия в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями        21

2.3        Компьютер в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями        30

Глава 3        Роль маркетинговых технологий в организации социальной помощи детям инвалидам        33

3.1        Возможности и направленность  социального маркетинга        33

3.2        Социальная реклама как вид помощи детям-инвалидам        37

Заключение        41

Список литературы        44


Введение

     Актуальность исследования. Переход к конкурентной рыночной экономике обнажил целый спектр проблем социальной сферы. Это, в первую очередь, особая уязвимость некоторых групп населения, среди которых оказались и дети. На начало 2008 года в России проживает 29 миллионов детей (еще 5 лет назад было 30). Из них 731 тыс. детей-сирот, 587 тыс. детей-инвалидов и еще 676 тыс. детей, которые названы "детьми, находящимися в социально опасном положении". Получим 1 994 тыс. детей, или 6,9 % от общего числа детей, которые нуждаются в социальной помощи и поддержке примерно 1 ребенок из 15 нуждается в социальной помощи.    

     По статистическим данным подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живет в семьях, и только 1/3 находятся в специализированных учреждениях. Воспитание этих детей представляет определенные сложности как для родителей, так и для персонала воспитательных учреждений. Известно, что как можно более раннее выявление проблем ребенка и раннее начало комплексного воздействия во многих случаях позволяют быстро и эффективно компенсировать, предупредить, в значительной степени или полностью преодолеть возникающие трудности, избежать глубокого медицинского вмешательства с применением медикаментов. Можно существенно облегчить проблемы развития, избежать инвалидизации; дети не "выпадают" из обычного детского сообщества, их родители освобождаются от необходимости неотрывно находиться рядом с ребенком. Во многом это осуществимо с помощью вовлечения детей-инвалидов в художественное творчество с целью их социальной адаптации.

     На сегодняшний день сложившаяся работы с как детьми-сиротами, так и дезадаптивными детьми не соответствует усложнившейся ситуации в отношении этих детей. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование методов социальной помощи детям-инвалидам. Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.    

     Степень изученности проблемы. На сегодняшний день  вопросы из области социальной работы отражены  трудах Белинской А.Б., Л. Г. Гусляковой,  С. И. Григорьева, В. А. Ельченинова, Колкова В.В., П. Д. Павленка, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярской В. Н. и др.  К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих  трудах такие российские ученые  как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А.,  Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М.,  Сластенин В.А., Смирнова Е.Р.,  Штинова Г.Н., Ярская В.Н.

     Цель курсовой работы - теоретическое и практическое исследование социальной среды в закрытых интернатных учреждениях, разработка практических рекомендаций совершенствования работы педагогического коллектива в детских социальных учреждениях.

     Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

* Изучение теоретических основ социальной помощи детям-инвалидам;

* изучение системы социальной защиты детей-инвалидов;

* изучение методов социальной помощи детям-инвалидам;

* изучение роли маркетинговых технологий в организации социальной помощи детям инвалидам.

     Объектом исследования является социальная работа в обществе.

     Предмет исследования - социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации.

     Методологическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, социальной работы, психологии, педагогики:      теории  социальной  обусловленности  развития  человека  как  личности (Л. И.  Божович, Л. С.  Выготский,  К.  Роджерс,  Л. С.  Рубинштейн,  Д. Б.  Эльконин);  гуманно-личностного  подхода ( Ш .А. Амонашвили,  Ж -Ж . Руссо,  Я.А. Коменский,  И.Г. Песталоцци); индивидуальной и  социальной субъектности человека  в  его личностном  саморазвитии  и  во  взаимоотношениях  с  другими  людьми (В.В. Давыдов,  И.А. Зимняя,  А.Н. Леонтьев,  А.С. Макаренко,  В.А. Сухомлинский);  положения  о  человеке  как  субъекте  деятельности,  познания,  общения, саморазвития (Б.З. Вульфов, Г.П. Головина, Е.М . Мастюкова, М .М . Семаго, Г .Г. Силласте, А .С. Спиваковская).

     Методы исследования в курсовой работе. Теоретические методы:  сравнительный метод,  системный и комплексный подходы, методы анализа и синтеза, обобщений, аналогий, количественные и качественные методы социологических исследований.

     Эмпирические методы исследования:  наблюдение, проектирования и моделирования.