СОДЕРЖАНИЕ




Введение        3

Глава 1        Теоретический анализ проблемы социальной работы с детьми в дезадаптивных семьях        7

1.1        Понятие дезадаптивной семьи и проблемы детей        7

1.2        Методы социальной работы с детьми в дезадаптивных семьях        15

1.3        Социальный патронаж детей в дезадаптивных семьях как эффективная форма социальной работы        21

Глава 2        Исследование проблем социальной дезадаптации детей в Козельском районе        26

2.1        Основные направления социальной работы в Козельском районе                        26

2.1        Диагностика социальной дезадаптации детей        31

Заключение        40

Список литературы        42

Приложение 1        44

Приложение 2        45

Приложение 3        49

Приложение 4        50




Введение

     Актуальность темы работы во многом обусловлена тем, что обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.

     В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. Так, по данным исследователей, от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет, каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Как прямое следствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость1.

     Из-за ненормальной обстановки в семье около 50 тыс. детей ежегодно уходят из дома, 20 тыс. покидают детские школы-интернаты из-за жестокого обращения, пополняя ряды беспризорных и безнадзорных, число которых в настоящее время достигло 3 млн. человек.

     Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна "взрослой" жизни - секс, наркотики. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.

     Именно в семейных отношениях, где закладывается не только основные принципы поведения, но и культура, нравственность и духовность. Психологический климат в семье особенно важен для детей. Исследователи отмечают, что отсутствие отца или матери или их аморальное поведение далеко не всегда формирует личность с отклоняющимся поведением. Не состав семьи, хотя он необходим для воспитания личности, а эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или отвержение играет решающую роль, какую личность получит общество. Отсутствие психологического - эмоционального - комфорта при неблагоприятном нравственном влиянии, усвоении индивидом антиобщественных способов решения жизненных задач могут иметь тяжелые социальные последствия. Когда ребенок растет и воспитывается в дезадаптированной семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически "сиротой при живых родителях". Утрата психологического контакта с детьми лишает родителей возможностей узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения, различных противоправных поступков. Не имея способности понять своего ребенка и желания помочь ему в трудных, кризисных ситуациях, родители сначала расписываются в собственной беспомощности, затем начинают бояться своих детей, поскольку они приносят в дом все новые и новые  проблемы, а потом озлобляются против них и постепенно изгоняют  из дома на улицу. Наркомания, пьянство, ранняя проституция, хулиганство - становятся закономерными следствиями духовного распада семьи как единого целого и утраты родителями отцовских и материнских воспитательных функций.

     Таким образом, чем менее комфортно живется детям в семье, тем сложнее будут проблемы у самого общества. В семье, таким образом, закладывается комплексный фундамент качеств поведения, которые постепенно дополняются общеобразовательной, специальной и высшей школой, а затем профессиональным обучением. 

     Степень изученности проблемы. Феномен созависимости членов семьи рассматривается современными зарубежными авторами (Бассиюни К., Битти М., Воронович Б.Т., Горски Б.Т., Даулинг С., Круз Ш.В., Маршал Ш., Нойман Э., Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. и др.). Большой вклад в понимание взаимодействия родителей и детей внесли Адлер А., Одайник В., Семюэлс Э., Хорни К., Фрейд А., Фромм Э., Юнг К., и др.

     Теоретические характеристики и практические аспекты реализации помощи детям из деструктивной семьи основываются на продуктивных идеях отечественной психологиив том числе таких авторов как Асмолов А.Г., Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Братусь Б.С., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Петровкий В.А., Рубинштейн С.Л., Слободчиков В.И., и др.).

     Практические разработки форм и методов индивидуальной и групповой работы со взрослыми базируются на концепциях отечественных и зарубежных психологов: Битяновой М.Р., Дубровиной И.В., Деркач А.А., Крылова А.А., Литвака М.Е., Овчаровой Р.В., Прихожан А.М., Петровской Л.А., Реан А.А., Рудестам К., Ассаджиоли Р., Берн Э., Кратохвил С., Мей Р., Перлз и др.).

     Цель и задачи работы. Целью работы является изучение проблем социальной работы с детьми из дезадаптивных семей.

     В соответствии с поставленной целью определена необходимость решения следующих задач:

* Изучение проблем российских семей.