Тема работы  Проблемы формирования культурной идентичности у учащихся основной школы на уроках культуры родного края
Вид Курсовая работа
Год защиты 2009-2010 гг.
Как заказать Для заказа используйте эту форму

Дополнительные возможности Можно заказать любую интересующую Вас доработку или работу на
совершенно иную тему
План работы

Содержание


 

Выдержка (фрагмент работы)

Введение

Глава 1        Теоретико-методологические основания исследования культурной идентичности учащихся как социальная и педагогическая  проблемы        6

1.1        Понятие идентичности и особенность культурной идентичности        6

1.2        Анализ отечественных и зарубежных концепций культурной идентичности личности        14

Глава 2        Проблемы формирования культурной идентичности учащихся основной школы        18

2.1        Проблемы культурной идентичности в условиях своевременных процессов глобализации        18

2.2        Проблемы формирования культурной идентичности учащихся        21

Глава 3        Методика формирования культурной идентичности  в школе        32

3.1        Основные параметры программы формирования культурной идентичности на уроках культуры родного края        32

3.2        Модель формирования культурной идентичности на уроках культуры родного края        38

Заключение        42

Список использованных источников        45

Приложение        48


Введение

Актуальность темы курсовой работы. Процессы экономической трансформации России в 90-е годы прошлого столетия были связаны с обширными социальными потрясениями. Экономические проблемы общества на различных уровнях социальной структуры привели к пренебрежению социокультурными факторами. Однако порожденные в то же время этнические вооруженные конфликты, терроризм, возросшая бедность в стране, богатой ресурсами; рост ксенофобии в обществе - все это показатели недостаточного уровня социокультурной компетенции людей. Как отмечают исследователи: "Культура как показатель уровня духовной жизни людей, результат их воспитания и образования, интеллектуального, нравственного и эстетического развития должна быть ориентирована на формирование отношений сосуществования, добрососедства, согласия и мира".

Важным фактором культурной политики государства должно стать формирование культурной идентичности. В основе адекватной гражданской позиции лежит идея гражданского сотрудничества, основанная на уважении, терпимости к инакомыслящим, стремлении понять другого, добиться сближения позиций для достижения социального согласия. Хорошо информированный, компетентный, деятельный, способный поступиться частными интересами во имя общего блага «адекватный гражданин» — решающее условие нормального функционирования демократии.

И пренебрежение формированием культурной идентичности ведет к тому, что в отношении модернизации Россия может отстать навсегда не только от развитых стран Запада, но и от эффективно развивающегося третьего мира, так как еще со школы мы продуцируем инфантилизм в отношении к родной культуре, который в дальнейшем будет подкреплен воздействием массовой культуры в основном американского образца. Нельзя однозначно отнести массовую культуру к деструктивному процессу, однако соприкасаться с ней лучше человеку, правильно позиционирующему себя в существующей мультикультурной реальности. В ее основе не только ассимиляция культур, но и рост национального самосознания. Несмотря на противоречивость этих процессов, они вполне адекватны понятиям диалектики.

Поэтому следует отметить, что недостаточное внимание культурной идентичности может привести к кризису идентичности с соответствующими преградами для общественной консолидации. В плане актуальность формирования культурной идентичности является результатом  признания того, что культура является основной структурообразующей отраслью инновационной экономики. Специалист постиндустриального информационного общества, работник экономики знания - человек, культурно компетентный. Без сохранения развития и модернизации культуры экономика знания, а шире - вся современная экономика, попросту невозможна. Культура - генетический код цивилизации. Ее важнейшее свойство - обеспечивать нам способность идти в ногу со временем, в том числе динамично развиваться экономически и социально.

Актуальность обеспечения культурной идентичности в наше время обуславливает и актуальность темы курсовой работы.

Степень научной разработанности проблемы. Разные аспекты идентичности рассматривалась как известными социологами, такими, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Маркс, А. Грамши, Дж.Г. Мид, Ч. Кули, Ю. Хабермас, И. Гоффман, Т. Макпартленд, Г. Брейкуэлл, П. Бергер, Т. Лукман, С. Хантингтон, В.А. Ядов, Ю.А. Левада, З.Т. Голенкова, Г.Г. Дилигенский, Л.М. Дробижева, Т.И. Заславская, Л.Г. Ионин, П.М. Козырева и другими.

В рамках психологии идентичность изучалась З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, А. Адлером, М. Клейном, Э. Фроммом, Дж. Марсиа, А. Ватерманом, М. Шерифом, Д. Кэмпбеллом, Г. Тэшфелом, Дж. Тэрнером, Р. Брауном, П. дю Призом, Р. Бернсом, Д.А. Леонтьевым, B.C. Агеевым, И. Коном, С. Московичи, Ж.-П. Кодолом, Д. Жоделе и многими другими.

Проблема культурной идентификации и культурной идентичности активно обсуждается в современной  научной литературе. Можно отметить труды (Н. А. Селиверстова, А. И. Шендрик, В. И. Горбачева, М. В. Шуклинова и др.

Концепции воспитания учащихся, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления образования затронуты в трудах И.А. Амонашвили, Т.И. Бакланова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.Н. Горецкий, Л.В. Ершова, И.П. Иванов, Л.П. Ильенко, И.М. Ильинский,