Тема работы  Проблемы биоэтики
Вид Реферат, контрольная
Год защиты 2009-2010 гг.
Как заказать Для заказа используйте эту форму

Дополнительные возможности Можно заказать любую интересующую Вас доработку или работу на
совершенно иную тему
План работы

Оглавление


 

Выдержка (фрагмент работы)

Введение

1        2

2        2

3        2

Заключение        2

Список литературы        2

Приложение        2


Введение

Биоэтика как система взглядов, представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей с позиций сохранения жизни на Земле, играет все большую роль в обществе. Проблемы биоэтики приобретают выраженный междисциплинарный характер и потому должны охватить все основные направления деятельности человечества, начиная с разработки мероприятий, направленных на сохранении окружающей среды, и заканчивая принятием политических решений.

Биоэтика не является узкомедицинской проблемой, но концентрирует в себе всю антропологическую проблематику современности и затрагивает фундаментальные основания человеческого бытия в мире. Становление биоэтики связано с общим разворотом социогуманитарного знания к «феномену человека».

Обширный круг социально-экономических, морально-этических и юридических проблем в свете развития новых медицинских технологий рассматривается сегодня многочисленными международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, ВОЗ, ВМА). Интерес к проблеме вызван тем, что многие медицинские вопросы здоровья человека неотделимы от социальных и правовых. Одно из самых известных положений клятвы Гиппократа "не вреди" в XX веке трансформировалось в отрасль науки - биоэтику, занимающуюся изучением медицины в контексте прав человека. На современном этапе развития медицины, когда новые технологии в медицине становятся не только недоступными по своей стоимости для всех потребителей во всех странах мира, но иногда и опасными, проблема биоэтики становится все более актуальной.


1 Понятие биоэтики

Биоэтика - весьма емкое понятие. Ее предметом в настоящее время является нравственное отношение ко всему живому.

Биоэтика или биомедицинская этика представляет собой область междисциплинарного знания, возникшего на стыке медицины, этики, философии и теоретической биологии как осмысление нравственно-мировоззренческих коллизий, возникающих прежде всего в медицинской сфере и в науке по ходу внедрения новейших технологий в практику (Д.Уиклер, Д.Брок, Каплан и др., Р.Дворкин), но выражающих и более опосредованные эффекты этого процесса по отношению и к отдельному человеку, и к человечеству в целом (Г.Йонас, Ю.Хабермас, В.Хёсле, Юдин Б.Г.). .

Биоэтика "выросла" из медицинской этики и в этом "разрезе" ее можно понимать как раздел профессиональной этики в области медицины.

Современная биоэтика представлена тремя уровнями: теоретическим, практическим и прикладным.

Теоретическая биоэтика - это совокупность знаний об отношении человека к живому, представленная в виде аксиологического дискурса.

Практическая биоэтика - институционально оформленная нормативная регуляция и ценностная экспертиза отношения человека к живому. Соответствующие предписания оформляются в виде клятв, хартий, деклараций, не являющихся юридическими по своей сути.

Прикладная биоэтика - описание конкретных ситуаций поведения человека по отношению к живому.

Слово "биоэтика" получило широкое распространение благодаря работам американского биолога V.R.Potter, в частности - исключительно удачному названию его книги "Биоэтика - мост в будущее". Большинство авторов понятие "биоэтика" отождествляют с понятием "современная медицинская этика" или "клиническая этика". Сохраняя связь с традиционной этикой Гиппократа (в особенности с ее гуманистическим духом), биоэтика критически оценивает некоторые конкретные положения его этической системы.

В биоэтической литературе, прежде всего, подвергается критике патерналистская (от лат. pater - "отец, отче") модель взаимоотношений врача (медперсонала) с пациентом. В клятве Гиппократа говорится: "Я направлю режим больных к их выгоде, сообразно с моими силами и моим разумением". Такой подход означает, что врач, принимая решения, сам определяет, в чем будет вытекающее из данной клинической ситуации благо больного. Очевидно, что проявлением врачебного патернализма является предписание этики Гиппократа - ограничивать информирование некоторых пациентов, следуя этической заповеди: "Не навреди!" Основанием критики традиционного медицинского патернализма является принцип биоэтики - уважение автономии личности (пациента). Последовательное проведение в жизнь данного этического принципа породило в течение последних 30 лет целый поток исследований (философов-этиков, врачей, психологов, юристов и др.), критически переосмысливающих традиционную для врачей "святую (спасительную) ложь". В США к тому же сыграли большую роль соответствующие юридические прецеденты - выигранные пациентами дела, когда при оказании медицинской помощи их здоровью был нанесен