Тема работы  Обновленческий раскол в Московской области в 20-е - 30-е годы
Вид Реферат, контрольная
Год защиты 2009-2010 гг.
Как заказать Для заказа используйте эту форму

Дополнительные возможности Можно заказать любую интересующую Вас доработку или работу на
совершенно иную тему
План работы

Содержание


 

Выдержка (фрагмент работы)

Введение

1        Причины и факторы обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920-30 годы        3

2        История обновленческого раскола в Московской области        8

Заключение        21

Список литературы        22


Введение

Сегодня к истории Русской Православной Церкви ХХ века проявляется повышенный интерес не только среди специалистов, но и в самых широких кругах населения. В советское время был накоплен уникальный опыт существования Церкви. Особое внимание привлекает обновленческое движение.

1920-1930 гг. - один из самых трагических для церкви этапов и самый запутанный в истории отношений власти и церкви. Именно эти годы были решающими для поиска "модели" взаимоотношений богоборческой власти и церкви.

С 1922 г. усиление идеологической борьбы во всех сферах жизни общества повлекло за собой столкновение власти и церкви. Политический курс власти на ликвидацию церкви проводился на базе кампании по изъятию церковных ценностей, раскола церкви изнутри, судебных процессов над духовенством и готовившегося суда над патриархом Тихоном.

Не добившись ликвидации церкви, режим был вынужден искать альтернативные варианты "церковной политики".

Обновленческое движение, несущее привлекательные реформаторские идеи, было использовано большевиками для раскола церкви. Главная ставка была сделана на конфронтационность обновленцев с церковной иерархией. Особая роль в разжигании раскола была уготовлена ГПУ. Оно умело подхватило идеи реформации о дешевой церкви, вульгаризировав их в "интересы трудового народа". О возможности использования обновленческого движения против церкви ВЧК задумалось еще в конце 1919 г. В 1920-1930 гг. обновленческий раскол был использован как деструктивная сила. Естественно в Московской области как центре Московской патриархии эти процессы протекали с особой интенсивностью, что подчеркивает актуальность темы работы.


1 Причины и факторы обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920-30 годы

Движение в РПЦ за церковное обновление («обновленчество»), имело под собой многочисленные глубинные причины, протекало на протяжении весьма длительного периода подспудно и  активизировалось весной 1917 г., когда после революционных потрясений  выделилась группа реформистски настроенного духовенства, желающего не коренных реформ, а полного слома старой церкви и построения на ее месте новой («Живой») церкви с новым Иисусом Христом, «великим другом всех скорбных и утруженных и гневным противником всех угнетателей и поработителей...».

В годы гражданской войны в среде духовенства в епархиях центральной России появились группировки, призывавшие к «революции в Церкви» и к «всестороннему обновлению». Еще при Временном правительстве в Петрограде под покровительством обер-прокурора Синода В. Н. Львова был образован «Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян», издававший на синодальные средства газету «Голос Христа» и журнал «Соборный разум». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Обосновались они в храме святых Захария и Елисаветы, где настоятелем служил священник Александр Введенский. Он писал в газете «Знамя Христа», что после избрания Патриарха в Церкви можно оставаться лишь для того, чтобы уничтожить патриаршество изнутри. Патриарх Алексий I назвал демагогию обновленцев, объединившихся вокруг А. Введенского, «керенщиной в церковной ограде».

С точки зрения М.С. Шишкина, есть возможность говорить о едином обновленческом движении в РПЦ, выделяя лишь наиболее радикальную фазу, в которую это движение вошло после 1917 г. Это можно аргументировать общностью социальных корней и предпосылок, породивших это движение, следствием чего было фактическое использование одной программы (в 1922 г. она была выражена протоиереем В. Красницким так: «Духовенство должно быть освобождено от мертвящего гнета монашества, оно должно получить в свои руки органы церковного управления. И непременно получить доступ к епископскому сану» <9>). Следует, однако, учитывать, что в 20-х годах это движение низов приходского духовенство осложнилось тем, что лидеры движения зачастую преследовали свои личные интересы, а направлялось это движение Советским государством, также желавшим с его помощью достичь некоторых своих целей. Для Вятского губкома РКП эти цели были более чем очевидны. В плане церковной работы губкома в связи с церковным расколом, указано: «Подталкивать лояльную часть духовенства к усилению раскола».

Среди непосредственных причин обновленческого раскола в 1920-х годах следует выделить политику Советского государства. На данном историческом этапе идеальная цель строящегося социалистического государства (совершенное искоренение Православной церкви) трансформируется в следующую - возможность не принимать Православную церковь в расчет как фактор политической жизни России. В свою очередь, эта цель рождала следующие взаимосвязанные задачи: организация церковного раскола, устранение патриарха с упразднением самого института патриаршества и приход к власти в церкви обновленческих деятелей, как