Тема работы | Формирование сбалансированной системы показателей ОАО «Лукойл» - доклад |
Вид | Дипломная работа |
Год защиты | 2009-2010 гг. |
Как заказать | Для заказа используйте эту форму |
Дополнительные возможности | Можно заказать любую интересующую Вас доработку или работу на совершенно иную тему |
План работы |
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости поиска системы оценки эффективности бизнеса в условиях роста агрессивности конкурентной среды из-за глобализации, финансовой нестабильности и т.п. Оценку эффективности бизнеса в таких условиях необходимо увязывать со стратегией развития. Внедрение системы сбалансированных показателей является одним из лучших решений придания бизнесу стратегического характера. Пока только крупные компании задумываются о формировании недекларативной, неформальной стратегии. При этом самой важной частью этого процесса является поиск адекватной системы ключевых показателей эффективности. Крупные нефтяные компании обладают как потребностью формирования ключевых показателей эффективности, так и возможностью применения их на практике ввиду быстрого развития их систем управления на базе западных аналогов. Кризис нефтяных цен 2008-2009 годов свидетельствует о необходимости изменения подходов к планированию стратегии. В процессе исследования в основу расчетов был положен тезис о том, что основные результативные показатели компании могут быть описаны с помощью эконометрической модели, в которой аргументами являются объективно существующие показатели как отрасли (добыча, экспорт нефти и нефтепродуктов, цена на нефть) так и компании (производство и поставка нефти и нефтепродуктов, прибыль и т.д.). Показатели, вошедшие в модель могут быть применены в качестве компонентов системы сбалансированных показателей. Исследователи во многих странах непрерывно работали на проблемой выявления адекватных показателей эффективности работы компании и их соответствия текущей экономической ситуации. Такие показатели, как EVA, EBITDA, TSR, давали акционерам более реальную картину текущего состояния бизнеса, но для управления компанией требовалось нечто большее, системное. Этим решением стала разработка концепции ССП. В конечном счете, в нефтяной компании должна быть выстроена пирамида ключевых показателей эффективности, охватывающая (за счет декомпозиции ключевых показателей эффективности) цели и показатели сверху вниз как для высшего менеджмента нефтяной компании, так и для всех структурных подразделений. Проведенное изучение формулировок ключевых показателей эффективности крупнейших нефтяных компаний России показывает отсутствие системного подхода, поверхностность описания стратегических целей. ОАО «Лукойл» является объектом исследования в работе – это одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Группы являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. По результатам анализа можно констатировать, что ОАО «Лукойл» играет ключевую роль в энергетическом секторе России, активно диверсифицируя свою деятельность. Лукойл попал под влияние финансового кризиса и падения нефтяных цен, что сказалось на показателях прибыли. Для прогноза финансового результата компании ОАО «Лукойл» используем регрессионную модель зависимости чистой прибыли компании от ряда операционных показателей. Исходя из анализа финансового состояния компании, мнений экспертов и собственных представлений о взаимосвязи показателей была сформирована таблица исходных данных за период 5 лет с 2005 по 2009 год в поквартальной разбивке. Уравнение зависимости выручки компании Лукойл, полученное в результате моделирования показывает, что выручка в сотни раз сильнее зависит от цены на нефть, чем от объема продаж нефтепродуктов. В ходе исследования также показано, что налоги в нефтяном секторе имеют сильную привязку к цене на нефть, что свидетельствует о рыночном характере их изъятия. Показательна отрицательная корреляция величины экспорта со всеми прочими показателями, включая результативный – выручку. Это в общем вполне предсказуемо. Важно отметить, что колебания чистой прибыли только на 67%. Совпадают с колебаниями выручки, что позволяет предположить влияние прочих финансовых показателей очень высоким (это себестоимость, прочие доходы и расходы, налоги). На основании полученных зависимостей построен прогноз результативных показателей компании в 2010-2017 гг.: * Средний сценарий предусматривает сохранение сложившихся темпов за последние 5 лет соотношения компонентов отчета о прибылях и убытках. Как показывают данные этот сценарий является весьма оптимистическим, так как компания имеет значительный рост чистой прибыли. * Нормальный сценарий предусматривает соотношение компонентов отчета о прибылях и убытках сложившейся в 2009 году структуре. По нему компания не достигнет докризисных показателей. * По пессимистическому сценарию средний темп прироста расходных статей будет выше доходных, что соответствует динамике последних пяти лет. Если показатели привести к показателю инфляции, тио очевидно, что стоимость компании ввиду недостаточного контроля за расходами начнет снижаться. Высокая добавленная стоимость Компании является основной целью развития. Рост прибыли имеет самостоятельное значение, но, наряду с тем, во многом определяет оценку стоимости Компании рынком.
|