Тема работы | Мертон о девиантности поведения и аномии |
Вид | Реферат, контрольная |
Год защиты | 2009-2010 гг. |
Как заказать | Для заказа используйте эту форму |
Дополнительные возможности | Можно заказать любую интересующую Вас доработку или работу на совершенно иную тему |
План работы |
Оглавление |
Выдержка (фрагмент работы) | Введение 1 Общие предпосылки аммонии и девиантного поведения 4 2 Теорией аномии и девиантного поведения Р. Мертона 10 3 Концепция Мертона о девиантном поведении и аномии 16 Заключение 24 Список литературы 26 Введение Роберт Кинг Мертон (1910 - 2003) - американский социолог, один из ведущих теоретиков структурного функционализма в социологии. Отличаясь широтой научных интересов Мертон внес существенный вклад в развитие как общей социологической теории, так и многих специальных социологических дисциплин. В работе "Социальная структура и аномия" он доказывает, что источником аномического поведения является расхождение между социально предписываемыми целями и приемлемыми средствами их достижения, например, в ситуации, когда образовательные и профессиональные средства достижения успеха отрицаются индивидами или группами. Вклад Мертона в изучение социальных проблем включает также анализ социальных проблем, соотносимых с девиантным поведением. Речь идет о его широко известной концепции девиантного поведения как симптома рассогласованности между целями, предписанными культурой, и социально структурированными средствами их достижения. Эта концепция содержит типологию приспособления (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж) к этим культурным целям и институциональным средствам лиц, занимающих различное положение в социальной структуре. Концепция девиантного поведения Мертона объясняет возникновение целого ряда явных и латентных социальных проблем, соответствующих инновации (преступность, включая “беловоротничковую”, проституция и др.), ритуализму (бюрократизм), ретритизму (наркомания, хронический алкоголизм, психические заболевания, бездомность) и мятежу (политический терроризм, деятельность экстремистских групп). Мертон оговаривается впрочем, что ритуалистское приспособление в общем не является социальной проблемой, поскольку в сущности это внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено. Важно то, что различные социальные проблемы, соответствующие тем или иным видам девиантного поведения, рассматриваются Мертоном как следствие нормального реагирования людей на социальную ситуацию, в которой они оказываются. Он отказывается от поиска каких-либо особенных биологических или психологических предрасположенностей к девиантному поведению и, таким образом, решительно порывает с положениями подхода социальной патологии. “Наша главная задача, – пишет он, – состоит в том, чтобы понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению”. Аномия тесно связана с девиантностью. Настолько тесно, что оба явления объясняет один и тот же круг научных теорий. 1 Общие предпосылки аммонии и девиантного поведения Когда-то наша планета представляла бесформенную расплавленную массу, на которой не были ни материков, ни растений, ни живых существ. Постепенно она остывала, а горячая и подвижная лава успокаивалась, приобретая очертания материков. Затем образовалась атмосфера, вода и суша, на которой возникли растительный и животный мир. Земля приобрела устойчивую структуру, в которой место каждого элемента, части и региона строго предписаны и закреплены. Сегодня на ней все упорядочено и регулируется строгими законами природы. Однако стоит им измениться либо нашей планете столкнуться с большим метеоритом, как вселенская катастрофа погубит все живое, дремлющая в глубинах раскаленная магма прорвется наружу и превратит цветущую планету в огромный кипящий поток. Возможно, аномия уносит нас в далекие времена, когда человеческое общество еще не сформировалось в стройное и процветающее целое, когда бесформенные массы господствовали над островками покоя и изобилия, когда отношения между людьми не регулировались никакими нормами, а подчинялись безумной стихии чувств, дремлющих в глубине человеческого подсознания и роковые минуты прорывающихся на поверхность. Переход из твердого состояния в жидкое или газообразное всегда сопровождается катастрофическими процессами, поскольку влечет за собой изменение прежней структуры. Тот длительный или короткий промежуток времени, когда тело, вещество или общество находятся на границе двух состояний, именуется в науке по всякому: кризисное, переходное, маргинальное, аномическое. Возможно, что аномия - отсутствие твердо установленных норм, своего рода газообразное или расплавленное состояние общественной материи - является закономерным и необходимым моментом социальной динамики. Общества возникают и гибнут, народы приходят и уходят, структуры создаются и разрушаются. Подъем обязательно сменяется спадом, а на место кризиса со временем приходят стабильность и процветание, а затем все меняется. Если составить исторический обзор развития человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней, то неизвестно чего в нем окажется больше - стабильности или нестабильности, устойчивости или аморфности. Первобытная история напоминает огромное поле битвы- если с себе подобными, то с другими представителями фауны. Тысячи лет длится непрекращающаяся ни на минуту борьба за выживание, сопровождающаяся |