Тема 1. «Темные века» греческой истории. Гомеровский вопрос
«Темные века».XI–IX вв. до н.э. в истории Древней Греции называются «темными веками», или «гомеровским периодом». Эти определения были даны еще в XIX в., когда основными историческими источниками для реконструкции событий периода были эпические произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Однако с развитием исторической науки и накоплением археологического материала значительно расширилась источниковая база и появилось еще одно, более конкретное определение – «предполисный период».
«Темные века» на основе археологического материала делятся на субпериоды: Субмикенский (1150/1125 – 1050 гг. до н.э.), Протогеометрический (1050 – 900 гг. до н.э.) и Геометрический (Ранний (900 – 820 гг.), Средний (820– 740 гг.) и Поздний (740– 700 гг.). При сопоставлении данных источников, освещающих это время, видно, что Греция оказывается отброшенной в своем развитии на несколько веков назад, к тому состоянию, в котором она находилась на рубеже III–II тыс. до н.э., до зарождения микенской цивилизации. Масштабы регресса очевидны. На смену достаточно высоко развитым государственным структурам Ахейского времени с сильной царской властью и разветвленным бюрократическим аппаратом, общество Греции XI–IX вв. до н.э. деградирует к родовым отношениям, с примитивной властью родоплеменной знати. Замкнутые, самодостаточные и слаборазвитые хозяйства множества племенных вождей приходят на смену развитой централизованной экономике дворцов. Если в Ахейские время, благодаря информации из хозяйственных архивов, мы имеем представление о наличии в хозяйстве и обслуге дворцов рабов, то после прихода дорийцев если и упоминается о рабах, то это немногочисленные патриархально-зависимые работники. Одно из главных достижений Крито-Микенского периода в области культуры – линейное письмо в гомеровскую эпоху полностью забывается.
Основные области микенской цивилизации характеризовались весьма высокой плотностью населения. В гомеровское же время очевидно резкое сокращение численности населения и его плотности в местах обитания, а также полное отсутствие поселений укрепленного типа. Немногочисленное население гомеровской эпохи ютится в небольших сельских поселках– деревнях, в границах которых лепились друг к другу примитивные полуземлянки, сооруженные из необожженного кирпича. Это резко контрастирует с дошедшими до наших дней руинами мощных каменных цитаделей Ахейских владык.
На смену богатым погребениям микенской знати, в которых часто находились привезенные с Востока дорогие вещи приходят весьма бедные могилы со скудным погребальным инвентарем.
Если изделия микенских ремесленников, славившиеся своим высоким качеством и художественным вкусом, успешно конкурировали в обмене с аналогичными изделиями, поступавшими из стран Древнего Востока, то для гомеровской эпохи следует констатировать либо их полное отсутствие, либо низкий, примитивный уровень их технического исполнения. От времени «темных веков» до нас не дошло ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения изобразительного искусства.
Однако в результате освоения железа возникли возможности для обретения экономической самостоятельности отдельного непосредственного производителя, отдельной патриархальной семьи и отпадает необходимость в кооперации групп производителей. Нет нужды в строго контролируемом централизованном производстве, хранении и распределении основных материальных благ, ранее накапливаемых в дворцах ахейских владык с помощью значительного бюрократического аппарата.
И все же к концу гомеровской эпохи процессы экономического развития общества приводят к его имущественному расслоению. Постепенно выделяется родовая знать. Теперь уже наиболее авторитетные представители формирующейся родовой аристократии, т.н. басилеи, становятся наследственными владельцами значительных участков земли. Явный прогресс имущественого и социального расслоения привел к появления бедняков – фетов, влачивших жалкое существование на мизерных по размеру участках земли или даже полностью их утративших.
К концу предполисного периода ставшая уже наследственной власть басилеев совместно с советом старейшин успешно проводила свои решения через народное собрание, в котором решающую роль стали играть мужчины– воины, составлявшие значительную часть населения конкретной именной территории. Именно они были социальной опорой власти басилея на данной территории.
Хотя гомеровское время – это период застоя и даже упадка в различных областях жизни греков, в обществе шло постепенное накопление сил для взлета экономики уже в начале следующего, архаического периода. Теперь самоуправляющаяся община свободных земледельцев становится моделью, из которой уже в архаическое время рождается новый, во многом уникальный, присущий только античному обществу тип его социально– экономической и политики организации – греческий полис.
Гомеровский вопрос.Как уже отмечалось единственным письменным источником по истории данного периода являются произведения Гомера – «Илиада» и «Одиссея». В силу этого обстоятельства они используются и воспринимаются не как исторические и литературные памятники в широком смысле, а в узком значении – как источник, рассказывающий о реальных событиях. В этой связи в исторической науке возник, так называемый, «гомеровский вопрос» – совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Его сущность заключается в выяснении двух основных проблем: 1) проблема авторства поэм; 2) проблема их достоверности.
Проблема авторства возникла по нескольким причинам: события описываемые в поэмах отстоят друг от друга на 50– 70 лет, а автор описывает их с позиции очевидца; стилистика поэм существенно отличается; внутри самих поэм встречаются очевидно не связанные с основной сюжетной линией вкрапления. При раздешении этих противоречий уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм, когда они и были записаны. На сегодняшний день существует несколько точек зрения: 1) «аналитики» – Немецкий филолог Ф. А. Вольф в 1795 г. пришел к выводу, что «Илиада» и «Одиссея» – собрания отдельных песен, а немецкий критик Ф. Шлегель в 1796 г. прямо признал гомеровский эпос плодом коллективного творчества народных поэтов. Последователи Вольфа стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистических различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. То есть не признают Гомера автором, в лучшем случае ему отводят роль собирателя. 2) Противники Вольфа, например В. Г. Белинский, указывали на моменты творческого единства каждой из поэм, говоря, что разрыв описываемых событий все же входит в рамки жизни одного человека, первое произведение Гомер писал, будучи юношей, а второе – глубоким старцем. Этим объясняют и различие стилистики поэм. 3) Теория «зерна» – ее приверженцы говорят, что видимо основной объем произведений был написан одним человеком, предположительно Гомером, но так как они долгое время существовали в рамках устной традиции, то при пересказывании обросли позднейшими вкраплениями.
Более положительных результатов достигло изучение гомеровского вопроса в отношении достоверности поэм. Исторической базой основного ядра сказаний, отложившихся в греческом эпосе, является Микенская эпоха XVI-XIII вв. до н. э. Общественное устройство и материальная культура, изображенные в поэмах, содержат наряду с «микенскими» чертами также и позднейшие – вплоть до VIII в. до н.э. Изучение гомеровских поэм в сопоставлении с живым эпосом современных народов, раскрывает в них многочисленные следы песенной, полуимпровизационной стадии эпоса, но приводит скорее к заключению, что перед нами не запись фольклорного текста, а уже становящаяся литература. Большинство исследователей относит окончательное оформление «Илиады» к последней трети VIII в. до н. э., а «Одиссею» считают несколько более поздней. Не вдаваясь в подробности дискуссии о достоверности поэм, необходимо лишь отметить несомненные положения: многие данные поэм были подтверждены археологией; однако достоверность исторических деталей не означает достоверности рисуемой картины развития общества в целом; сведения по многим разделам представляют собой сложные напластования описания разновременных событий и явлений от конца микенской эпохи до конца гомеровского периода, поэтому безоговорочное признание достоверности может привести к неоправданной модернизации и искажению истории; многие факты не находят своего археологического подтверждения, многие вообще не подлежат реконструкции, не локализованы многие топонимы. Таким образом, к данным источникам необходимо относится критически, вычленяя в них историческую действительность в общем объеме мифического и эпического содержания, при этом учитывая, что многие данные относятся к гораздо более позднему времени нежели описываемые события.