Тема 5. Культура Древнего Китая

В культуре, искусстве и научном знании Китая смешались в силу различных причин различные составляющие: прагматизм, эстетизм, синкретизм и др. Древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать слож­ные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому вы­сокого развития в Древнем Китае достигли многие отрасли прикладной науки. Культура, архитектура и литература Древнего Китая отличались ярко выраженным эстетизмом. У китайцев было врожденное чувство любви к прекрасному, они стремились постичь законы природы, законы смены времен года и отобразить красоту в искусстве. Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», по ко­торому совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами, что повлияло на синкретизм китай­ской культуры.

Мифология. Китайская мифология подразделяется на не­сколько циклов: космогонические мифы (повествуют о возникно­вении природы и человека из хаоса, либо в результате деления хаоса на янь (мужское) и инь (женское) начало, либо в результате трансформации); мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших людей (фигурируют два вида бедствий: засуха и наводнения); мифы о первопредках.

В центре мифологических представлений Древнего Китая стоят предания о предках, в том числе культурных героях, спаса­ющих человечество от всевозможных бедствий (наводнений, за­сухи, вызванной появлением разом десяти солнц, от которой лю­дей спас стрелок, сбивший лишние солнца из лука, и т.д.) и приносящих ему различные навыки и умения (добывать огонь, строить жилища, выращивать злаки и т.д.). Впоследствии эти ге­рои были переосмыслены как первые правители Китая, но даже на этой стадии их облик продолжает описываться как частично зооморфный, что явно указывает на их исконную мифологиче­скую и тотемистическую природу. Для мифов о первопредках ха­рактерен мотив их непорочного зачатия матерью при контакте с неким проявлением божественного существа (следом Великана, яйцом Пурпурной Птицы).

Космогонические мифы обычно отталкивались от концепции двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу мировых начал – инь (темное женское начало) и ян (светлое мужское начало). В середине I тыс. до н. э. на этой основе была создана стройная схема происхождения мира из хаоса.

В иньский период считалось, что Вселенная подчиняется все­могущему верховному божеству Ди («Владыке»). Его свиту со­ставляли усопшие предки вана – посредники между ним и Ди. В чжоуское время эта концепция отмерла, а место Ди в представле­нии о богах заняло Небо – Тянь. По более позднему выражению, «только Небо осуществляет наблюдение за народом, ведает спра­ведливостью, посылает урожай и неурожай. От милости Неба за­висит судьба народа». Ван рассматривался как Сын Неба (Тянь цзы) и для общения с ним не нуждался в посредниках. Считалось, что он получал от Неба мандат на царствование и его статус был неотделим от обладания исключительной «благой силой» дэ, представляющей собой способность настраиваться в резонанс Небу и проводить его энергию на благо жителей земли. Поле дей­ствия дэ правителя охватывает весь мир. Поэтому выполнение им необходимых ритуалов вело к возобновлению порядка и мироустройства во всей Поднебесной. Если правитель безответственно относился к своим обязанностям, он понижал свои возможности использовать собственное дэ, если стремился к праведности – повышал их.

Представления о загробном мире были отражени­ем жизни, существовавшей на Земле. Все подчиня­лось верховному богу Ди. Постепенно культ предков отделяется от культа верховного божества. Функция посредника между людьми и предками переходит к жрецу.

Письменность. Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности – иньские гадальные надписи XIV-XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. То есть уже в эпоху Шан существовала идеографическая пись­менность, которая путем усовершенствования превра­тилась в иероглифическую каллиграфию. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями: каждый знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака, ориента­ция знака относительно направления строки еще не стабилизирова­лась.

В иньский период письменность применялась, видимо, только в ри­туале; при Чжоу грамотность широко распространяется среди на­селения, включая простолюдинов. Унификация пись­менности произошла при Цинь Шихуанди; с того времени идет линия развития к современному письму.

Духовная культура.Своеобразность духовной культуры Древнего Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как «китайские церемонии» Эти строго фиксирован­ные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными бо­жествами – символами.

Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство. Его идеалом был высо­коморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Главной силой, противостоявшей кон­фуцианству в сфере политики и этики был легизм, в основу своей доктрины поста­вивший закон, сила и авторитет которого должны поддержи­ваться жестокими наказаниями. Во II–III вв. в Китай приходит буддизм, который заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это про­явилось в литературе, образном искусстве и в архи­тектуре. На основе синтеза его идей с конфуцианством в Китае возник чань-буддизм. Значительную роль сыграл и дао­сизм, с которым связано развитие науки и техники Древне­го Китая.

Литература.Под влиянием религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и вся его классиче­ская литература. Первые литературные образцы относятся к XI–VI вв. до н. э.

Самый ранний поэтический сборник Древ­него Китая («Книга песен»), создавался продол­жительное время на основе народных песен, священных напевов и древних гимнов, воспевает подвиги предков. «Шицзин» – подлинная сокровищница древнекитай­ской поэзии. Этот памятник включает 350 поэтических произведений, сгруп­пированных по четырем разделам. Это в большинстве своем автор­ские стихотворения, основные темы которых – служение правите­лю, военные походы, пиры и жертвоприношения.

В VI в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия со­временного ему общества. Народная поэзия питала творчество ханьских поэтов и была представлена произведениями Сыма Сян – жу. Большое распространение получили стихи, в которых описывал­ся блеск придворных праздников, появление императора на религи­озных церемониях, различные забавы, придуманные для развлечения опьяневшей придворной публики.

Музыка.Древнекитайская поэзия тесно переплетается с му­зыкой и танцем. Искусство, музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих четырех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Музыка у китайцев считалась глав­ным искусством. Ее называли творением богов, считали, что она обеспечивает гармонию в природе.

Наука. В Китае развивались науки, как гуманитарные, так и точные: астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогно­зов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании, – а также в накопление и каталогизация знаний вообще.. Наука проникла в Китай из соседней Индии, где к тому времени бы­ли накоплены весьма обширные знания в области математики и ас­трономии. Причина интереса к наукам была чисто утилитарной, ас­трономия помогала прогнозировать наводнения. Математические знания были необходимы при строитель­стве грандиозных сооружений: дворцовых и храмовых построек. Во II в до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где использовались отрицательные числа и десятичные дроби.

С развитием математики тесно связаны до­стижения в области астрономии. Китайские астроно­мы создали первый в мире звездный каталог (V в. до н. э.), вычис­ляли сроки солнечных и лунных затмений, фиксировали появле­ние комет. Чжан Хэн (78–139 гг.) описал 2500 звезд, выдвинул теорию безграничности Вселенной и создал уникальный сейсмо­граф. В 104 г. до н.э. был принят календарь, в котором год состоял из 365,25 дней, или 12 месяцев, а дополнительный месяц добавлялся в високосном году.

Высочайшего развития достигает медицина. Впервые была написана «Фармакология», начали проводить хирургические операции с при­менением наркотических средств, применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, при­жиганием и массажем. Было разработано оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе него была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одно­именной лечебной гимнастике, а также искусству само­обороны «кунг-фу». Создаются трактаты по диетологии, сборники рецептов и т.д. В труде «Хуан-ди нэйцзин» (середина I тыс. до н. э.) подробно описаны физиология и способы лечения многих болезней. Чжан Чжунцзин (150–219 гг.) разработал метод диагностики по пульсу. Китайские медики использовали для лечения травы, в том числе чай, который первона­чально считался тонизирующим средством.

Архитектура. Архитектурные приемы, характерные для китай­ских зданий, сложились в глубокой древности. Осно­ву составляли столбы каркаса, здание строилось на приподнятой платформе. Основным строительным материалом были глина и кирпич. Крыша покрывалась черепицей. Одним из самых высоких зданий были императорские дворцы.

Образцом ханьского градостроительства была столица империи – Чанъань, один из крупнейших городов Древнего мира. Его окру­жала стена с двенадцатью воротами. Важным оставалось также строительство фортов, на­правленное на охрану внешних границ импе­рии от вторжений воинственных кочевников с Севера. Ки­тай знаменит своими грандиозными сооружениями – Вели­кой китайской стеной и Великим каналом

Живопись. Живопись была представлена следующими жанро­вым разнообразием: портретная живопись; фрески; барельефы. В ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения; сохранились и имена знаменитых в свое время художников.

Исторические произведения.Историками были накоплены знания с древнейших времен. Их фундаментальные труды превзошли по своей точности труды позднейшего римского историка Тацита «Ан­налы». Китайские ученые воспитывались в уважении к прошлому своей родины, литературе и другим искусствам.

С иньских времен Китай знает традицию летописа­ния. В I в. до н. э. придворный историограф Сыма Цянь создал знаменитый свод истории Китая вплоть до своего времени. Кроме того, был создан «Ши цзин» («Исторические за­писки»), который послужил образцом для всех последующих династийных историй, образующих основной корпус китайской историографии вообще.

Древний Китай внес в мировую куль­туру такие открытия как компас, спидометр и сейсмограф. Позже – порох. Именно в Китае открыли бумагу и подвиж­ный шрифт, а в военной технике – пушки и стремена. Здесь были изобретены механические часы и произошли техни­ческие усовершенствования в области шелкоткачества. В математике выдающимся достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода ре­шения уравнений с двумя и тремя неизвестными.