Тема 5. Культура Древнего Китая
В культуре, искусстве и научном знании Китая смешались в силу различных причин различные составляющие: прагматизм, эстетизм, синкретизм и др. Древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли многие отрасли прикладной науки. Культура, архитектура и литература Древнего Китая отличались ярко выраженным эстетизмом. У китайцев было врожденное чувство любви к прекрасному, они стремились постичь законы природы, законы смены времен года и отобразить красоту в искусстве. Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», по которому совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами, что повлияло на синкретизм китайской культуры.
Мифология. Китайская мифология подразделяется на несколько циклов: космогонические мифы (повествуют о возникновении природы и человека из хаоса, либо в результате деления хаоса на янь (мужское) и инь (женское) начало, либо в результате трансформации); мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших людей (фигурируют два вида бедствий: засуха и наводнения); мифы о первопредках.
В центре мифологических представлений Древнего Китая стоят предания о предках, в том числе культурных героях, спасающих человечество от всевозможных бедствий (наводнений, засухи, вызванной появлением разом десяти солнц, от которой людей спас стрелок, сбивший лишние солнца из лука, и т.д.) и приносящих ему различные навыки и умения (добывать огонь, строить жилища, выращивать злаки и т.д.). Впоследствии эти герои были переосмыслены как первые правители Китая, но даже на этой стадии их облик продолжает описываться как частично зооморфный, что явно указывает на их исконную мифологическую и тотемистическую природу. Для мифов о первопредках характерен мотив их непорочного зачатия матерью при контакте с неким проявлением божественного существа (следом Великана, яйцом Пурпурной Птицы).
Космогонические мифы обычно отталкивались от концепции двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу мировых начал – инь (темное женское начало) и ян (светлое мужское начало). В середине I тыс. до н. э. на этой основе была создана стройная схема происхождения мира из хаоса.
В иньский период считалось, что Вселенная подчиняется всемогущему верховному божеству Ди («Владыке»). Его свиту составляли усопшие предки вана – посредники между ним и Ди. В чжоуское время эта концепция отмерла, а место Ди в представлении о богах заняло Небо – Тянь. По более позднему выражению, «только Небо осуществляет наблюдение за народом, ведает справедливостью, посылает урожай и неурожай. От милости Неба зависит судьба народа». Ван рассматривался как Сын Неба (Тянь цзы) и для общения с ним не нуждался в посредниках. Считалось, что он получал от Неба мандат на царствование и его статус был неотделим от обладания исключительной «благой силой» дэ, представляющей собой способность настраиваться в резонанс Небу и проводить его энергию на благо жителей земли. Поле действия дэ правителя охватывает весь мир. Поэтому выполнение им необходимых ритуалов вело к возобновлению порядка и мироустройства во всей Поднебесной. Если правитель безответственно относился к своим обязанностям, он понижал свои возможности использовать собственное дэ, если стремился к праведности – повышал их.
Представления о загробном мире были отражением жизни, существовавшей на Земле. Все подчинялось верховному богу Ди. Постепенно культ предков отделяется от культа верховного божества. Функция посредника между людьми и предками переходит к жрецу.
Письменность. Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности – иньские гадальные надписи XIV-XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. То есть уже в эпоху Шан существовала идеографическая письменность, которая путем усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями: каждый знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.
В иньский период письменность применялась, видимо, только в ритуале; при Чжоу грамотность широко распространяется среди населения, включая простолюдинов. Унификация письменности произошла при Цинь Шихуанди; с того времени идет линия развития к современному письму.
Духовная культура.Своеобразность духовной культуры Древнего Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как «китайские церемонии» Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами – символами.
Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство. Его идеалом был высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Главной силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм, в основу своей доктрины поставивший закон, сила и авторитет которого должны поддерживаться жестокими наказаниями. Во II–III вв. в Китай приходит буддизм, который заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это проявилось в литературе, образном искусстве и в архитектуре. На основе синтеза его идей с конфуцианством в Китае возник чань-буддизм. Значительную роль сыграл и даосизм, с которым связано развитие науки и техники Древнего Китая.
Литература.Под влиянием религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и вся его классическая литература. Первые литературные образцы относятся к XI–VI вв. до н. э.
Самый ранний поэтический сборник Древнего Китая («Книга песен»), создавался продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древних гимнов, воспевает подвиги предков. «Шицзин» – подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 350 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых – служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.
В VI в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Народная поэзия питала творчество ханьских поэтов и была представлена произведениями Сыма Сян – жу. Большое распространение получили стихи, в которых описывался блеск придворных праздников, появление императора на религиозных церемониях, различные забавы, придуманные для развлечения опьяневшей придворной публики.
Музыка.Древнекитайская поэзия тесно переплетается с музыкой и танцем. Искусство, музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих четырех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Музыка у китайцев считалась главным искусством. Ее называли творением богов, считали, что она обеспечивает гармонию в природе.
Наука. В Китае развивались науки, как гуманитарные, так и точные: астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании, – а также в накопление и каталогизация знаний вообще.. Наука проникла в Китай из соседней Индии, где к тому времени были накоплены весьма обширные знания в области математики и астрономии. Причина интереса к наукам была чисто утилитарной, астрономия помогала прогнозировать наводнения. Математические знания были необходимы при строительстве грандиозных сооружений: дворцовых и храмовых построек. Во II в до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где использовались отрицательные числа и десятичные дроби.
С развитием математики тесно связаны достижения в области астрономии. Китайские астрономы создали первый в мире звездный каталог (V в. до н. э.), вычисляли сроки солнечных и лунных затмений, фиксировали появление комет. Чжан Хэн (78–139 гг.) описал 2500 звезд, выдвинул теорию безграничности Вселенной и создал уникальный сейсмограф. В 104 г. до н.э. был принят календарь, в котором год состоял из 365,25 дней, или 12 месяцев, а дополнительный месяц добавлялся в високосном году.
Высочайшего развития достигает медицина. Впервые была написана «Фармакология», начали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Было разработано оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе него была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу». Создаются трактаты по диетологии, сборники рецептов и т.д. В труде «Хуан-ди нэйцзин» (середина I тыс. до н. э.) подробно описаны физиология и способы лечения многих болезней. Чжан Чжунцзин (150–219 гг.) разработал метод диагностики по пульсу. Китайские медики использовали для лечения травы, в том числе чай, который первоначально считался тонизирующим средством.
Архитектура. Архитектурные приемы, характерные для китайских зданий, сложились в глубокой древности. Основу составляли столбы каркаса, здание строилось на приподнятой платформе. Основным строительным материалом были глина и кирпич. Крыша покрывалась черепицей. Одним из самых высоких зданий были императорские дворцы.
Образцом ханьского градостроительства была столица империи – Чанъань, один из крупнейших городов Древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Важным оставалось также строительство фортов, направленное на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китай знаменит своими грандиозными сооружениями – Великой китайской стеной и Великим каналом
Живопись. Живопись была представлена следующими жанровым разнообразием: портретная живопись; фрески; барельефы. В ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения; сохранились и имена знаменитых в свое время художников.
Исторические произведения.Историками были накоплены знания с древнейших времен. Их фундаментальные труды превзошли по своей точности труды позднейшего римского историка Тацита «Анналы». Китайские ученые воспитывались в уважении к прошлому своей родины, литературе и другим искусствам.
С иньских времен Китай знает традицию летописания. В I в. до н. э. придворный историограф Сыма Цянь создал знаменитый свод истории Китая вплоть до своего времени. Кроме того, был создан «Ши цзин» («Исторические записки»), который послужил образцом для всех последующих династийных историй, образующих основной корпус китайской историографии вообще.
Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас, спидометр и сейсмограф. Позже – порох. Именно в Китае открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике – пушки и стремена. Здесь были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества. В математике выдающимся достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными.