Тема 2. Индия во второй половине I тыс. до н.э. Появление централизованных государств. Буддизм и держава Мауриев

Гангский железный век.Когда и каким образом возникла великая цивилизация Гангской долины, до сих пор не известно. К этому времени на берегах Ганга, Джамны и их притоков выросли города. Города, вероятно, строили из глины и сырцового кирпича. Его жители пользовались медными изделиями и умели делать массивную серую керамику. Около 500 г. до н.э. ее вытесняет прочная черная или стального цвета посуда с блестящей поверхностью. С появлением черной посуды сырцовые кирпичи в основном сменяются обожженными, а начало чеканки монет свидетельствует о развитии торговых связей.

Каушамби и Уджаяни. Трудно себе представить более впечатляющие свидетельства этого созидательного периода, чем развалины Каушамби на берегу Джамны, приблизительно в 50 км от Аллахабада. Он построен около 500 г. до н.э. или несколько ранее, когда город был столицей Ватсы – царства, упоминаемого в буддийских источниках. При раскопках обнаружили великолепные кирпичные здания и множество ремесленных изделий, свидетельствующих о богатстве этого торгового и административного центра на речной магистрали.

Еще одним значительным городом той эпохи был Уджаяни, один из семи священных городов Индии, который располагался на периферии Гангской цивилизации в предгорьях Центральной Индии. Одно время он был столицей царства Аванти.

Раджагриха.В предгорьях к югу от Патны, в Бихаре, сохранились развалины знаменитой Раджагрихи, столицы древнеиндийского государства Магадха. Его каменные укрепления свидетельствуют о том, насколько важна была Раджагриха, с которой в V в. до н.э. были связаны имена Будды и Махавиры.

Результаты греческих завоеваний.В буддийской литературе сообщается, что на территории между Гималаями и горами Виндхья к началу греческих завоеваний существовали шестнадцать суверенных государств. Среди них в начале VI в. до н.э. выделялось царство Кошала (впоследствии историческая область Ауд), затем постепенно на первый план вышло царство Магадха (современный Бихар). Махавира и Будда, основатели джайнизма и буддизма, принадлежавшие к касте воинов–кшатриев, развернули свою деятельность в то время, когда царь Бимбисара (544–493 гг. до н.э.) правил в Магадхе. Купцы из Южной Индии, которые вели с VII в. до н.э., а возможно и раньше активную торговлю на море, установили контакты с Вавилоном (предположительно, также с Индонезией и Филиппинами).

Долина Инда стала провинцией Персидского царства примерно в 518 г. до н.э., но вновь обрела независимость перед вторжением Александра Македонского в Индию в 326 г. до н.э. Завоевание Северо–Западной Индии Александром Македонским было кратковременным эпизодом в истории. После смерти Александра к западу от Индии образовались греческие государства, упрочились контакты Индии с Западом.

Империя Маурьев.В молодости Чандрагупта Маурья, основатель первой империи Маурьев в Северной Индии, возглавил выступление против греческих войск, вторгшихся в Пенджаб. Чандрагупта находился на престоле примерно в 322- 298 гг. до н.э. и своими политическими успехами во многом был обязан своему главному министру брахману Каутилье, которому приписывают авторство трактата о принципах индийской политики (Артхашастра). Чандрагупта завоевал Пенджаб вскоре после смерти Александра Македонского. В 321 г. до н.э. он сверг и убил своего кровного родственника Дхана Нанду, правившего государством Магадхи. Заняв его место, он установил господство над всей Северной Индией. Затем Чандрагупта нанес сокрушительное поражение правителю Западной Азии Селевку I, одному из преемников Александра Македонского. На протяжении более 100 лет, начиная с 325 г. до н.э., династия Маурьев сохраняла контроль почти над всей Индией, кроме ее крайнего юга.

Буддизм и держава Мауриев.Ашока, внук Чандрагупты (273–232 гг. до н.э.) после завоевания государства Калинга отказался от действий с позиций силы, принял буддизм и энергично пропагандировал его принципы. Он считал, что государственные границы следует расширять только путем мирного распространения буддизма (эта политика получила название дхармавиджая). Он делал акцент на этические нормы поведения и особенно настаивал на необходимости проявления терпимости по отношению к другим верованиям.

Стремясь сохранить чистоту буддизма и авторитетно истолковывать его каноны, Ашока провел в столице империи Паталипутре (Патна) монашеский собор, который установил основания буддизма: 1) понятие о «трех драгоценностях» (Будда, дхарма, сангха); 2) понятие о способах выхода из сансары путем достижения нирваны.

В противовес закрытой для чужаков ведийско–брахманской религии, буддизм стремился к максимальному распространению учения. Во многом это отличительная черта отвечала уровню политического развития и социально– культурным потребностям общества: мировая религия была под стать мировой державе.