Тема 1. Природа и население Древней Индии. Первые государства в Индии. Появление и утверждение индоариев в Индии (середина V тыс. до н.э. – середина I тыс. до н .э.)

 

Индия –современное государствов Южной Азии. Древние индийцы реку Инд называли Синдху, персы – Хинду, а древние греки – Индос. Уже в древности страну, расположенную в бассейне Инда греки стали называть Индией. Сами древние индийцы общепринятого названия для страны не имели.

Географическое положение и природа. Индостан омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом. Большая часть полуострова занимают плоскогорья и равнины. На севере горы — Гималаи и Каракорум. Основные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд; Северная Индия – это Пенджаб (пятиречье: пять крупных рек сливаясь впадают в Инд). Климат всей Индии в целом, несмотря на региональные различия, определяется муссонами, благодаря которым благоприятно сочетаются периоды максимума солнечного тепла с периодами максимального выпадения осадков.

Индия в достаточной степени была обеспечена природными богатствами для своего существования и сравнительно мало нуждалась в привозном сырье. При этом имела самые мощные естественные преграды из всех древневосточных стран. Богаты и разнообразны были флора и фауна. Именно из Индии был распространен рис, сахарный тростник, хлопчатник, пряности. Были одомашнены зебу, приручены слоны. При этом, несмотря на близость океана, предпосылок для раннего складывания мореплавания не сложилось: береговая линия слабо изрезана, островов рядом немного, а океан большую часть года остается бурным.

Древнейшими земледельческими районами являлись бассейны и Ганга, где рано возникла ирригация.

Население. Этнический состав жителей Индии в древности был чрезвычайно пестрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало–негроидной расе. Древнейшее население страны говорило, вероятно, на дравидических и додравидических языках (мунда). Со II тыс. до н.э. в Индии распространяются племена, говорящие на индоевропейских языках. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит. В глухих горных районах жили и живут народности, которые еще не классифицированы по антрополого–языковому принципу.

Как сложилось это этническое разнообразие, пока еще не установлено. Классической с XIX в. является теория «арийского завоевания Индии», однако до сих пор не ясно, что представляли собой эти племена, откуда пришли и в какой форме происходило вторжение.

Археология.Наиболее древней считается культура досоан (север Индии). Также найдены артефакты раннего соана. Поздний палеолит Индостана датируется временем около XXVIII–VIII тыс. до н.э. (культуры позднего соана и мадраса)

На территории Индии широко распространены микролиты, техника которых обнаруживает большое сходство с капсийской культурой Восточной Африки, возможно проникшей сюда через Аравию, и датируется мезолитом. Наиболее известна многослойная стоянка Лангнадж (штат Гуджарат). Интересно, что в то время как на юге около IV тыс. до н.э. население мезолитических стоянок занималось рыболовством и охотой, на севере, в Синде, развивались оседлые земледельческие культуры.

Первые производящие культуры.Скотоводство и земледелие в некоторых районах Индостана появились довольно рано, в конце мезолита, и получили широкое развитие в неолите. При этом развитие неолитических культур на Индостане происходило неравномерно.

В начале III тыс. до н.э. сельские общины возникали на равнинных территориях в бассейне Инда, где люди стали приспосабливаться к иным условиям обитания, по соседству с заболоченными местностями по берегам рек и среди тропических лесов. Ежегодные паводки в результате таяния снега в верховьях великих рек приносили в долины плодородный ил и тем самым способствовали развитию земледелия, но вместе с тем несли и большие разрушения. Реки, являясь транспортными путями, одновременно облегчали набеги врагов. Наконец, обширные аллювиальные равнины, будучи исключительно плодородными, были лишены минеральных ресурсов, что обусловило развитие торговых связей с удаленными районами. Все это стимулировало объединение усилий людей и быстрое развитие цивилизации.

Хараппская (индская) цивилизация,появилась около 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р. Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.

Мохенджо–Даро и Хараппа. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо–Даро на берегу р. Инда в Синде и Хараппа на берегу р. Рави в Пенджабе. В каждом из них были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища. Обнаружены также сооружения для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и расположенные по бокам от них залы приемов. Найдены следы развитой письменности, системы мер и весов, существования десятичной системы счисления. Эти города в период расцвета преуспевали, по-видимому, благодаря развитию земледелия и торговли.

В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единому принципу. Складывается представление, что данная цивилизация отличалась однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более поздние времена появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, однако и в них прослеживается определенная связь с и традиционными элементами.

Упадок и нашествие ариев.Заключительный этап Хараппской цивилизации, вероятно, в разных регионах протекал неодинаково. Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб. Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы.

Существует две точки зрения о характере переселения Ариев: первая говорит о том, что оно носило характер разрушительного нашествия; вторая – о том, что арии медленно приникали вначале только на северо–запад полуострова и так же медленно смешивались с местным населением. Существуют убедительные свидетельства, что к моменту пришествия Ариев города Хараппы уже находился в состоянии упадка.

Переходный период на юге.Иная судьба сложилась у южной ветви Хараппской цивилизации. Там цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры– преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II – начала I тысячелетия до н.э. Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры.

Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тыс. до н.э. возникли первые в этом регионе города.

Энеолитические культуры Центральной Индии. Неваза и Махешвар. Вдоль рек прибрежных районов Катхиавада и Саураштры возник ряд энеолитических культур, находившихся в стадии перехода от сельских общин к более высоким формам организации. Промежуточное положение между культурами центральных и западных районов занимает поселение в Невазе. Здесь была построена большая деревня, жители которой занимались пастбищным скотоводством и земледелием, плавили медь, знали гончарный круг. Погребения (найдены преимущественно детские) производились в урнах и часто под полом жилища.

Поселения подобного типа во множестве возникали по берегам крупных рек в Центральной Индии, и некоторые из них просуществовали до середины I тыс. до н.э. Поселение в Махешваре, где находилась главная переправа через р. Нарбада в ее среднем течении, уже приближалось к статусу города, когда туда, как и в другие районы Центральной Индии, в 500 г. до н.э. или несколько позже начали проникать элементы гангской цивилизации железного века.