Тема 5. Культура и религия древних иранцев (зороастризм)

Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода – металлическая дощечка, изготовленная до 590 г. до н.э., – содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах (древних священных гимнах). Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился около 660 г. до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже.

Согласно зороастризму бог Агурамазда (Ахура Мазда, Ормузд) олицетворял доброе начало, истину и свет. Он существовал еще до сотворения мира и пребывал в непрерывной борьбе с Ариманом (Ахриман, Ангра–Майню, Ангхро Манью), олицетворением злого начала, мрака и смерти, хотя само понятие Ангра–Майню могло появиться и позднее. Человек создан Ахуро Маздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию зла. Однако долг человека – помыслами, словами, делами бороться против Ахримана и его помощников – духов зла. В конечном итоге добро одержит полную победу над злом.

В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам, а, начиная с правления Артаксеркса II, древний иранский бог Солнца Митра и богиня плодородия Анахита получили официальное признание.

 

РАЗДЕЛ 6. ЮЖНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ