Тема 5. Восточное Средиземноморье в Древности: Древняя Сирия и Финикия; Палестина в древности; Израильско-Иудейское царство
Восточное Средиземноморье –территории соединявшие Африку с Евразией в силу благоприятного климата и выгодного стратегического положения издревле были центром обитания человека; в политическом отношении делится на: Сирию – северная часть побережья с прилегающей континентальной территорией вплоть до оазиса Дамаск; Финикию – центральная часть побережья; Палестину – южная часть побережья с примыкающим к ней нагорьем.
Сирия. Территории, население. Большую часть территории занимает полупустынная степь, которая имеет на севере и северо-востоке узкие полосы плодородной земли. На западе располагалась довольно плодородная долина р. Оронт (современная Аси). К Сирии относился оазис Дамаск. От Малой Азии отделена горами Амана и Тавра; от Месопотамии - Евфратом.
Пришедшие сюда племена говорили на языках семитской группы и смешивались с несемитскими племенами, например, с хурритами. Позднее здесь проходили миграции многих народов. Жители Сирии в основном пользовались аккадским письмом – клинописью. Многие документы сирийских городов, дошедшие до нас на сегодняшний день изучены плохо.
Политическая история.Через Сирию проходили основные пути, соединяющие Месопотамию, Аравию, Египет и Малую Азию. Здесь рано появились торговые города, эта территория постоянно подвергалась нападениям, некоторые районы были географически разобщены. Поэтому здесь не могли образоваться крупные самостоятельные государства.
На основе раскопок в районе Телль–Мардиха, в 40 км к югу от Халеба, установлено, что около 2500 г. до н.э. там располагалась столица богатого и сильного государства Эбла. Выборный глава и сенат Эблы, состоявший из знати, правили северной Сирией, Ливаном и частью северной Месопотамии. Его главным противником было царство Мари в долине Евфрата. Эбла вела активную торговлю древесиной, тканями и металлическими изделиями с небольшими государствами-городами долины Евфрата и северной Персии, с Кипром и Египтом. Между Эблой, с одной стороны, и г. Ашшур и г. Хамази на севере Персии – с другой, были заключены договоры о дружбе. В XXIII в. до н.э. Эбла завоевана Аккадом, ее столица стерта с лица земли.
Около 1760 г. до н.э. территория Сирии была включена в состав Вавилонии, затем ее покорили хетты. Затем на эти земли претендовал египетский фараон Рамсес II, но его армия не смогла овладеть Сирией, потерпев в 1285 г. до н.э. поражение в битве при Кадеше. В течение следующего столетия долину р. Иордан обживали древнееврейские племена, которые вскоре начали борьбу с филистимлянами, населявшими средиземноморские города Ашдод, Ашкелон и Газза. Приблизительно в то же время большая часть побережья Средиземного моря оказалась в сфере торгового влияния финикийцев. Активную сухопутную торговлю с народами Южной Азии вели арамеи. В IX в. до н.э. сирийские земли попали под власть ассирийцев, которых подчинили халдеи, самым известным правителем которых стал Навуходоносор царь Вавилонии, разрушивший в 587/586 г. до н.э. Иерусалим. Через 50 лет государство халдеев было покорено Ахеменидами, которые и подчинили все районы Сирии и Анатолии.
Финикия– древнее государство, располагавшееся в северной и центральной части восточного побережья Средиземного моря, климат которой благоприятен для полевого земледелия и садоводства. Жители Финикии на протяжении I тысячелетия до н. э. славились как искусные мореплаватели, энергичные купцы и колонизаторы.
Древние города. На территории Финикии в III тыс. до н. э. существовал город-государство Бубла (Библ) – ранний центр цивилизации. Библ, расположенный вблизи от лесов Ливана, был центром торговли лесом с Египтом; также вывозились вино и оливковое масло.
Во II тыс. до н. э. города-государства возникают по всему Средиземноморью. Приморские поселения на территории Финикии – Акка, Тир, Сидон, Берута, Арвад и другие – превращаются в процветающие города, чему способствовало раннее развитие торговли в Финикии. В городах развивались ремесла: славилось финикийское стекло, пурпурные ткани.
Большая роль купцов в жизни городских общин замедляла развитие в Финикии монархического строя. Почти в каждом городе были цари, но управление носило олигархический характер. Города не были объединены в единое централизованное государств.
Развитие морской торговли привело в Финикии к расцвету мореплавания. Финикийцами было основано много колоний на Средиземном море. Самой значительной из них был Карфаген на северном побережье Африки.
От периода между XII и IX вв. до н. э. до нас не дошло почти никаких сведений о Финикии. Вероятно, это время ожесточенной борьбы за гегемонию между г. Сидон и г. Тир. В этот период финикийцы (хананеи) часто упоминаются в Библии.
В 332 г. до н. э. Финикия была завоевана Александром Македонским, Тир был разрушен, и с этого момента финикийская культура стала быстро эллинизироваться.
Наиболее важным из культурных достижений финикийцев является создание совершенно нового вида письменности, сокращенного типа слогового письма из 22 знаков, близкого алфавитному.
Палестина. Территория.Палестинарасположена на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли современного Израиля, Западного берега реки Иордан и сектора Газа, Южного Ливана и Северо–Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма. Древняя Палестина включала пять географических зон.
Население. Во II тыс. до н.э. область была населена племенами, говорившими на языках семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (от древнееврейского пелиштим – филистимляне), было введено после восстания Бар– Кохбы (132–135 гг. н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.
Политическая история.Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 г. до н.э. Раннебронзовый период (примерно 3300–2000 гг. до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Уже тогда существовал обмен с Египтом Додинастического периода. Затем число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами, содержали храмы и дворцы. Существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы керамики с блестящей поверхностью свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. К 2400 г. до н.э. все поселения были заброшены. Позднее появляются сотни новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.
Среднебронзовый период (примерно 2000–1500 гг. до н.э.) принес с собой наивысший расцвет «ханаанейской» цивилизации. Происходило постепенное возрождение городов, возникли новые города, что в совокупности привело к формированию полноценной системы городов-государств. В 1650-1500 гг. до н.э начинается эпоха наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.
В это время гиксосы захватили власть в Египте, но около 1550 г. до н.э. были изгнаны обратно в Палестину основателями XVIII династии. Затем на протяжении половины или трех четвертей столетия в Палестине были разрушены практически все поселения.
Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины Среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения бронзы, доставляли из Месопотамии на расстояние 800 км.
Позднебронзовый век (примерно 1500–1200 гг. до н.э.) – культурное возрождение, но политически Палестина находилась под властью Египта эпохи Нового царства. Многие города стали центрами египетской администрации в Палестине, о чем свидетельствуют письма различных палестинских правителей. К числу городов, упомянутых в этих письмах относятся Мегиддо, Таанах, Сихем, Гезер, Иерусалим, Хеврон, Лахиш, Аскалон и Газа.
В XIII в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.
Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня–мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.
Израильско–Иудейское царство.Около 1200 г. до н.э. началось вторжение в Левант с запада «народов моря». Среди этих завоевателей были и филистимляне, осевшие в прибрежных областях Палестины после того, как Рамзес III примерно в 1180 г. до н.э. отразил их нашествие на Египет. Они, возможно, заимствовали в Анатолии секрет выплавки железа, и с собой принесли новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. К XI в. до н.э. филистимляне господствовали на всем побережье.
Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (1210 г. до н.э.), они расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, основанных на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья.
К концу периода филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого Израильско–Иудейского царства, которым правили последовательно Саул (1020–1000 гг. до н.э.), Давид (1000–960 гг. до н.э.) и Соломон (960–920 гг. до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание.
900–538 гг. до н.э. были эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, и в конечном счете, северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Южное царство Иудея уцелело. Последние полтора столетия его истории явились «золотым веком» еврейской пророческой литературы; именно на это время приходится деятельность Исайи, Михея, Иеремии. К числу иудейских царей–реформаторов относятся Езекия (716–687 гг. до н.э.) и Иосия (640–609 гг. до н.э.). В 586 до н.э. Вавилония захватила Иерусалим. Значительная часть Иудеи опустела. Вавилон, в свою очередь, в 539 г. до н.э. был завоеван персами под предводительством Кира Великого.
Два столетия Палестина являлась частью Персидской державы. В V в. до н.э. палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). В 332 г. до н.э. войска А. Македонского захватили ее в период войны с персами.