Задание 4
Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.
1. Факт - фактор, проблемный - проблематичный, стилевой— стилистический, сытый—сытный, методичный — методический, статичный — статический, командированный —командировочный, одеть — надеть, целый — цельный.
2. Абонент—абонемент, боязно—боязливо, неприглядный— непроглядный, осудить —обсудить, цветной — цветовой, фасонный — фасонистый, нетерпимый — нестерпимый,личный — личностный, глинистый — глиняный.
Задание 5
Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый —масляный.
Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, запах, картина, краска, лак, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, портрет, пятно, речь, руки, слова, улыбка.
Задание 6
Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами (встал — стал) вопрос... 2. Отчет (представляется — предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную — заглавную) роль. 4. Девочка (одела — надела) маскарадный костюм. 5. Преподаватель (провел — произвел) опрос студентов.
Задание 7
В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались.
3. Внекласснаяработа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.
Задание 8
Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.
Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Задание 9
Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые
ненормированные выражения
Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.
1. Одержать успехи =
2. Оказать внимание =
3. Поставить вечер, концерт =
4. Потерпеть потери =
5. Поднять тост =
6. Играть значение =
7. Оказать вред =
8. Брать, взять ставку на что-нибудь =
9. Занять звание чемпиона =
10. Защитить степень =
11. Производить воздействие =
12. Возглавить идеи =