Анализ рентабельности капитала, прибыльности продукции и деловой активности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Рентабельность – относительный показатель уровня доходности бизнеса.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
– показатели рентабельности капитала (активов);
– показатели рентабельности продукции;
– показатели рентабельности производства;
- рентабельность продаж;
– показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности как отношение прибыли к себестоимости продукции.
Третья группапоказателей формируется как отношение прибыли с среднегодовой стоимости основных и оборотных фондов предприятия.
Четвертая группапоказателей рентабельности продаж формируется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации товара.
Пятая группапоказателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Такая концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.