Анализ трудовых ресурсов
1. Определить среднесписочную численность работников Чппр по формуле 8:
Чппр = (8)
где: Ч1 , Ч2 , Ч3 ….Ч11 , Ч12 - численность работников по месяцам.
2. Характеристика движения работников предприятия. Этот учет ведется кадровыми службами по числу выбывших и принятых работников и называется оборотом персонала. Различают необходимый (учитывает выбытие работников по объективным причинам – призыв в армию, сокращение штатов и др.) и излишний оборот персонала (связан с учетом людей, уволившихся по субъективным причинам, и характеризует текучесть кадров). Коэффициент текучести кадров определяется по формуле 9:
излишний оборот
КТ = (9)
среднесписочная численность
персонала за соответствующий квартал
Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год.
Интенсивность оборота персонала учитывается коэффициентами оборота по приему и по выбытию, рассчитываемые по формулам 10 и 11:
Число принятых
Коб.пр.= (10)
Ср. численность персонала
за соответствующий период
Число выбывших
Коб.выб. = (11)
Ср. численность персонала
за соответствующий период
Коэффициент стабильности определяется по формуле 12:
Число работников, состоящих в списках
организации в течение всего периода
К стаб. = (12)
Среднесписочная численность персонала
за соответствующий период
Коэффициенты использования трудовых ресурсов определяются в динамике за ряд последних лет и сводятся в единую таблицу.
Т а б л и ц а 5 - Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия
Показатель | Всего | В том числе по категориям | ||||||||||
Рабочие | Руководители | Специалисты | Служащие | МОП | ||||||||
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
1.Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП) | ||||||||||||
2.Струкутра ППП по полу Мужчины Женщины | ||||||||||||
3.Возрастной состав ППП -до 18 лет -18-25 -26-36 -37-50 -Старше 50 | ||||||||||||
4.Расперделение ППП по стажу работы -до 1 года -1-2 -2-5 -5 и более | ||||||||||||
5. Образовательный уровень ППП -Неполное среднее -Общее среднее -Незаконченное высшее -Высшее | ||||||||||||
6.Квалификаци-онный состав работников (разряд по единой тарифной сетке) 1,2,3 и т.д. |
3. Определение структуры персонала.
Персонал предприятияподразделяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал. Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует
структуру персонала предприятия. Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия представлен в табл.4, которая в зависимости от особенностей предприятия и целевых задач может быть дополнена или, наоборот, упрощена.
С целью оценки трудового потенциала предприятия необходимо определить следующие показатели.
1. Коэффициент занятости персонала в аппарате управления Кз, характеризующий долю работников аппарата управления Чау в общей численности промышленно-производственного персонала Чппр, рассчитывается по формуле 13:
Кз= (13)
Норматив - 0,04 – 0,07.
2. Показатель уровня квалификации работников Пкр рассчитывается по формуле 14:
Пкр= (14)
Чау – численность работников аппарата управления с необходимым базовым образованием. Норма Пкр = 1.
Данный анализ позволяет сделать оценку кадровой политики на предприятии – эффективная или неэффективная. Если дипломная работа выполняется по теме, связанной с совершенствованием управления трудовыми ресурсами, оплатой труда, то необходимо дать более развернутый факторный анализ использования трудовых ресурсов, производительности труда и эффективности действующих форм и систем заработной платы в динамике за ряд лет, а в 3-й главе разработать предложения по совершенствованию данной проблемы.
В заключении данного параграфа должно быть отмечено, удовлетворяет или не удовлетворяет (с указанием причины) существующая организационная структура управления деятельности данного объекта. Если нет, то в 3-й главе в качестве мероприятий по совершенствованию эффективности деятельности предприятия разрабатывается и предлагается реорганизационная структура управления, которая должна соответствовать целям управления.
Совершенствование структур управления может идти по трем основным направлениям:
1. совершенствование механистических структур за счет внутренних сокращений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления;
2. создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механистическую. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период;
3. замена структур механистического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличие сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.
С целью определения оценки эффективности предлагаемой системы управления необходимо сделать сравнительный анализ существующей и предлагаемой организационных структур.
Коэффициент рациональности структуры Кр.с. (норматив – 0,02 – 0,25) рассчитывается по формулам 15 и 16:
К р.с.=1– (15)
К р.с.=1 – (16)
- Аф и Ан – количество подразделений в аппарате управления фактически и по предлагаемой структуре;
- Чауф и Чаун – численность работников аппарата управления фактически и по предлагаемой структуре.
В качестве критериев эффективности могут быть приняты – срок окупаемости затрат, размеры прироста доходов, минимум текущих затрат, максимум прибыли, минимизация издержек на выпуск продукции за счет затрат на рабочую силу и др.
При сокращении аппарата управления экономия денежных затрат в аппарате управления Эу (т.р) рассчитывается по формуле17 :
Эу = (Чауф – Чаун) Зср (17)
Зср – среднегодовая заработная плата одного работника аппарата управления.
Затраты на разработку и внедрение мероприятий Зау рассчитывается по формуле18 :
Зау = Чау Зср + Зэ (18)
Зэ – эксплуатационные расходы средств механизации, оргтехники и ЭВМ на разработку и внедрение мероприятий.
Экономия от внедрения проектируемой организационной структуры управления Э рассчитывается по формуле19 :
Э = Эу + Эпр – Зау (19)
Эпр – экономический эффект в сфере производства.
Срок окупаемости затрат на разработку и внедрение мероприятий Ток рассчитывается по формуле20:
Ток =(20)
Во втором параграфе второй главы дипломант проводит экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основные этапы которого включают:
· анализ основных результатов деятельности (финансовые результаты);
· анализ финансового состояния.
При этом, основное внимание следует уделить анализу тех показателей, которые характеризуют Вашу тему выпускной квалификационной работы.
Основными целями анализа являются:
· Оценка динамики основных показателей во времени и во взаимосвязи между собой;
· Определение факторов, оказавших влияние на деятельность предприятия;
· Определение причин отклонений фактических результатов от запланированных;
· Разработка конкретных предложений по устранению влияния отрицательных факторов и усилению использования благоприятных в будущем периоде.
Анализ основных результатов деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной) форме, а также в натуральной, если это необходимо.
Набор анализируемых показателей определяется хозяйственным механизмом и действующим законодательством, которое закрепляет правила и нормы финансовых отношений предприятий и государства (налоги, нормативы, правила отчисления и т.п.).
В методике анализа используется шесть основных приемов:
Ø горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
Ø вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
Ø трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;
Ø анализ относительных показателей – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;
Ø сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;
Ø факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.
Информационной базой для проведения финансово-экономического анализа являются показатели баланса. Отчетность формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам:
¨ форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Несмотря на это, нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников.
¨ форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.
¨ форма № 3 «Отчет о движении капитала». Форма № 3 «Отчет о движении капитала» показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике.
¨ форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
¨ форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в Приложении к балансу (форма № 5).
· Акционерный капитал – капитал акционерного общества, размер которого определяется его Уставом. Это сумма средств учредителей для обеспечения основной деятельности. Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. На государственных предприятиях это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения. На акционерных предприятиях – номинальная стоимость акций; для ООО – сумма долей собственников; для арендного предприятия - сумма вкладов его работников. Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в Уставный капитал могут в виде денежных средств, имущественной форме, и нематериальных
активов. Величина Уставного капитала объявляется при регистрации предприятия, и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов. В бухучете величина собственного капитала исчисляется, как разность между стоимостью всего имущества по балансу (или активами), включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.
· Собственный капитал –складывается их различных источников: Уставного капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятий.
· Выручка от реализации –первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму – форму выручки (по оптово-отпускным ценам, без НДС и акцизов).
· Валовая выручка –полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.
· Производительность труда –степень его эффективности (результативности). Определяется как среднегодовая выработка на одного среднесписочного работника.
· Годовой фонд оплаты труда -включает заработную плату всех работников за год, а также различные доплаты и надбавки.
· Себестоимость продукции –это издержки производства и реализации, т.е. стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, расходов, связанных с управлением и обслуживанием производства, аренда, реклама и другие затраты на производство и реализацию.
· Прибыль (убыток) – конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами. Включает: финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.
· Налогооблагаемая прибыль – разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым Кодексом.
· Чистая прибыль– прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
· Нераспределенная прибыль– чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.
· Рентабельность– традиционный показатель, относительная прибыльность может рассчитываться разными методами, наиболее современным и экономически обоснованным является метод расчета внутренней нормы рентабельности.
· Рентабельность капитала– отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
· Рентабельность предприятия –показатель эффективности использования производственных фондов. Различают общую рентабельность – отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов,в которую включают среднюю стоимость основных производственных фондов и среднюю стоимость оборотных средств.
· Рентабельность продукции – измеряется отношением прибыли от производства и реализации продукции к ее полной себестоимости и выражается в процентах. Рассчитывается по каждому виду продукции отдельно и в целом по всей товарной продукции предприятия.
· Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли компании к объему продаж.
· Фондоотдача - это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов.
· Фондоемкость –(обратная величина фондоотдачи) – это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции.