Предисловие

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к семинарским занятиям

для бакалавров дневного и заочного обучения

 

 

ИРКУТСК 2015


УДК 174

ББК 87.75

Д 29

 

 

Составители:

Н.Ю. Сочивко, ассистент кафедры философии и социальных наук ИрГУПС

 

Рецензенты:

С.А. Шведина, канд. экон. наук, доцент кафедры Управления промышленными предприятиями НИ ИрГТУ

 

К.Л. Лидин, канд. техн. наук, доцент кафедры Менеджмент ИрГУПС

 

 

Деловая этика: метод. указания к семинарским занятиям для бакалавров дневного и заочного обучения / сост. Н.Ю. Сочивко – Иркутск: ИрГУПС, 2015. – 32 с.

 

 

Методические указания предназначены для студентов специальности «Экономика», «Менеджмент», изучающих дисциплину «Деловая этика» и содержат рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.

 

Библиогр.: 33 назв.

 

УДК 174

ББК 87.75

 

 

© ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный

университет путей сообщения», 2015

Содержание

Предисловие………………………………………………………….....…4

Планы семинарских занятий……………………………………...…...…7

Семинар 1. Предмет курса «Деловая этика»…………………...……......7

Семинар 2.Важнейшие моральные и этические учения………...……..8

Семинар 3. Профессиональная этика……………………………..……..9

Семинар 4. Деловой имидж…………………………………………......10

Семинар 5. Деловой этикет………………………………………..…….12

Семинар 6. Этикет на деловых приемах………………………….….…13

Семинар 7. Этика бизнеса………………………………………..….......14

Семинар 8. Корпоративная социальная ответственность…………..…15

Семинар 9. Этика деловых контактов………………………………..…16

Семинар 10. Этические аспекты управленческого воздействия….......18

Семинар 11. Этика и этикет в письменных и электронных

видах делового общения……………………………………….…...…...19

Семинар 12. Этика и этикет в устных видах делового общения……..20

Семинар 13. Особенности публичного выступления………………….22

Семинар 14. Барьеры в общении и их преодоление………………..….23

Семинар 15. Специфика делового общения с

иностранными партнерами……………………………………...…...….24

Семинар 16. Споры в деловом общении…………………….…....……25

Семинар 17. Конфликты в деловом общении……………….…...….…26

Семинар 18. Организация и проведение деловых переговоров……....27

Рекомендуемая литература………………………………………….…..29

Вопросы для подготовки к зачету ………………………………....…...31


Предисловие

 

Основная цель данного курса – сформировать у студентов дневного и заочного обучения научного понимания основ деловой этики в целях повышения профессиональной и личностной зрелости; психологической готовности умело, самостоятельно и ответственно выполнять круг социальных обязанностей; адекватно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам предпринимателя основные правила и принципы нормативной этики, сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Деловая этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Задачи дисциплины:

–ознакомление студентов с основами деловой и нормативной этики в аспекте профессиональной деятельности и возможностями ее прикладного использования;

– овладение понятийным аппаратом, принципами и понятиями деловой этики как инструмента познавательной, мотивационной и регулятивной сфер деятельности индивида и коллектива организации, как условия самосовершенствования и саморазвития личности, создания благоприятного социально-психологического климата в организации и во взаимоотношениях между членами коллектива;

– усвоение деловой этики в качестве управленческой прикладной этики, когда речь должна идти о таких моральных аспектах функций бизнеса, как маркетинг и реклама; использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций; инвестирование; управление людскими ресурсами; профессиональные услуги; охрана окружающей среды; управление транснациональными компаниями и др.;

– освоение норм поведения предпринимателя, руководителя, требований, предъявляемых культурой и моралью общества к стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику работника;

– формирование ответственного отношения к труду, организации производства, бережного отношения к людям, предвидения последствий собственных действий, рациональное оценивание своих возможностей, нахождение оптимальных путей достижения цели и преодоления жизненных и производственных проблем;

– приобретение знаний и умений предупреждать и разрешать конфликты как в организации, так и с деловыми партнерами;

– формирование знаний, умений и навыков ведения переговоров с партнерами; ведения документации; использование этических методов конкуренции;

– умение развивать и поддерживать корпоративную культуру фирмы (компании), органически сочетая ее с культурой и этикой, моральными нормами и ценностями, которые вырабатываются и признаются в обществе.

Содержание дисциплины «Деловая этика» является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Культурология», «Правоведение», «Психология» и служит основой для освоения дисциплин «Философия», «Социология».

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Процесс освоения дисциплины «Деловая этика» направлен на формирование таких качеств и компетенций будущего специалиста: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию; осознание значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией и высоким уровнем профессиональной деятельности; способность осуществлять деловое общение (публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации).

В результате освоения дисциплины «Деловая этика» студент должен достигнуть следующих результатов:

знать:

– основные задачи и функции деловой этики и сферы ее применения в профессиональной деятельности, деловом общении;

– основные этапы становления и развития отечественной и зарубежной деловой этики;

– основные понятия и категории деловой этики и принципы ее использования;

– особенности национальной деловой этики;

– основы этики делового общения;

– систему методов и средств предупреждения и разрешения конфликтов в организации, с деловыми партнерами;

– приемы и навыки предупреждения и урегулирования конфликтов в организации и с деловыми партнерами;

– основные правила и принципы ведения переговоров с партнерами и противниками (оппонентами), использование этических методов конкуренции.

уметь:

– давать этическую оценку (экспертизу) управленческим решениям, руководителям, предпринимателям, коллективу работников, ситуациям;

– предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;

– давать правильные, взвешенные оценки различного рода трудовым спорам и предлагать методы их разрешения;

– организовывать и проводить переговоры с деловыми партнерами;

– правильно оценивать национальные особенности и менталитет зарубежных деловых партнеров;

– осуществлять этически взвешенные методы конкуренции;

– критически оценивать как свои достоинства и недостатки, так и своих коллег.

владеть:

– приемами самооценки уровня развития своих личностных и профессиональных способностей;

–методами и приемами предупреждения и разрешения конфликтов в организации, с деловыми партнерами;

– методами переговорного процесса с деловыми партнерами, с противниками;

– способами морального воздействия на подчиненных, коллег с учетом их психологических особенностей и социальных статусов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов и распределяется по видам занятий следующим образом:

аудиторные занятия – 54 часа, в т.ч. лекции – 18, практические (семинарские) занятия – 36 часов.

На самостоятельную работу выделяется 54 часа, которая включает в себя подготовку к практическим занятиям – 36 часов, изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу – 3 часа; выполнение домашних заданий – 3 часа; подготовка к текущему контролю – 4; подготовка к промежуточной аттестации – 8 часов.

Текущий контроль студентов производится по дисциплине «Деловая этика» в таких формах как тестирование, письменные домашние задания, защита реферативных работ.

Итоговым контролем изучения курса является зачет.

Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины и размещены на сайте ДО «Стрела».

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Предмет курса «Деловая этика»

 

Изучение темы семинарского занятия направлено на овладение понятиями, характеризующими предмет и задачи дисциплины «Деловая этика» и на ознакомление с основными этапами становления и развития отечественной деловой этики.

План занятия:

1. Понятие, предмет, задачи деловой этики.

2. История развития этических представлений в России.

Методические рекомендации:

Приступая к изучению деловой этики, следует обратиться, прежде всего, к истории возникновения самого слова «этика». В учебной литературе посмотрите определение понятий: этика и деловая этика. Подумайте, в чем их различие. Далее определите предмет и задачи деловой этики.

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. И поэтому рассмотрите историю формирования этических норм отечественных предпринимателей, какие этические представления и нормы предпринимательского поведения в России были в до- и послереволюционный периоды.

Базовые понятия:

Деловое общение, деловая этика, предприниматель, традиция, этика, этические представления и нормы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какая взаимосвязь существует между этикой в широком смысле слова и деловой этикой?

2. Сравните особенности поведения современного отечественного предпринимателя с дореволюционным периодом?

3. Как повлияло христианство на поведение отечественных предпринимателей?

4. Чем были обусловлены проблемы русских предпринимателей в начале 90-х годов XX века?

5. Какие характерные черты поведения современных российских предпринимателей вы можете назвать?

 

Литература:

[4], [5], [7].

 

Семинар 2. Важнейшие моральные и этические учения

Изучение темы семинарского занятия направлено на знакомство с основными моральными и этическими учениями, созданные мыслителями и философами различных эпох.

 

План занятия:

1. Биография и этические (моральные, нравственные) учения великих моралистов и философов, основателей религий:

1) Конфуций

2) Будда

3) Моисей

4) Иисус Христос

5) Мухаммед

6) Сократ

7) Эпикур

8) Иммануил Кант

9) Джон Стюарт Милль

10) Фридрих Вильгельм Ницше

11) Лев Николаевич Толстой

12) Альберт Швейцер

13) Владимир Сергеевич Соловьёв

Методические рекомендации:

Предмет этики и ее задачи понимаются неодинаково разными мыслителями и философскими школами. С помощью учебной литературы опишите этические (моральные, нравственные) учения на примере жизни и творчества их создателей.

Для анализа предпочтение отдано тем учениям, которые выступают по преимуществу как жизнеучения, предлагая оригинальные и развернутые программы нравственно достойной жизни человека. Среди всех мыслителей, выделены те, кого можно назвать учителями человечества. Это Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. Они заложили нравственные основы различных культур и религий, дали начало и имя целым цивилизациям. Также проанализируйте учения других философов-моралистов, таких как Сократа, Эпикура, И.Канта, Д.С. Милля и более современных мыслителей XIX-XX столетий: Л.Н. Толстого, А. Щвейцера, Ф.В. Ницше и В.С. Соловьева.

Базовые понятия:

Благо, вера, добро, добродетель, долг, заповедь, зло, истина, ложь, любовь, мораль, нравственность, патриотизм, свобода, совесть, справедливость, страдание, толерантность, традиция, удовольствие, утилитаризм, ценность, человек, честь, этика.

Вопросы для обсуждения:

1. На какие моральные принципы взаимоотношения между людьми указывали основатели религий?

2. Как развивали проблемы морали и нравственности мыслители древности и Нового времени?

3. Определите сходства и различия нравственно-философских идей у мыслителей XIX-XX столетий.

Литература:

[13], [16], [17], [26]

Семинар 3. Профессиональная этика

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование таких компетенций, как осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и стремление к личностному и профессиональному саморазвитию. Бакалавр знакомится с основными понятиями профессиональной этики, с ее особенностями и этическими проблемами.

 

План занятия:

1. Понятие, предмет и функции профессиональной этики.

2. Основные понятия профессиональной этики и их примеры.

3. Кодекс профессиональной этики: за и против.

4. Профессионально-нравственная деформация: признаки и причины возникновения.

5. Этические требования к профессии.

Методические рекомендации:

В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу. В результате сформировалась профессиональная этика, которая регулирует эти отношения. Дайте определение термина «профессиональная этика», выделите предмет ее изучения, особенности, и какие социальные функции она выполняет. По выбору приведите примеры этических требований к разному роду профессий - врача, военного, психолога и др.

Содержание профессиональной этики определяется наличием и функционированием специфических понятий, которые конкретизируют более общие понятия общечеловеческой морали применительно к условиям определенного вида деятельности. Раскройте содержание основных понятий профессиональной этики, таких как: профессиональное призвание, профессиональный долг (ответственность), профессиональная совесть, профессиональная справедливость, профессиональная честь, профессиональное достоинство. Приведите примеры их проявления в жизни.

Обратите внимание на документы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Установите, какие требования они предъявляют к выполнению профессиональных обязанностей, и какие наказания возможны за их нарушения.

Проанализируйте такой феномен профессиональной этики, как профессионально-нравственная деформация. Сначала определите, что собой представляет профессионально-нравственная деформация, выделите ее основные признаки, причины возникновения, а также сформулируйте основные способы предотвращения (профилактики) профессионально-нравственной деформации.

Базовые понятия:

Кодекс, мораль, профессиональная совесть, профессиональная справедливость, профессиональная честь, профессиональная этика, профессиональное достоинство, профессиональное призвание, профессионально-нравственная деформация, профессиональные обязанности, профессиональный долг, профессия, самоопределение, этические требования.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите причины формирования профессиональной этики?

2. Какие функции выполняет профессиональная этика в современном мире?

3. Определите, в чем различие понятий профессиональная честь и профессиональное достоинство?

4. Какие предусмотрены наказания за нарушения правил, предписанных кодексом профессиональной этики?

Литература:

[4], [7], [8], [9], [30].

 

Семинар 4. Деловой имидж

Изучение темы семинарского занятия направлено на осмысление значимости создания образа делового человека и имиджа организации.

 

План занятия:

1. Имидж и его составные элементы.

2. Основные технологии создания имиджа делового человека.

3. Одежда делового мужчины.

4. Одежда деловой женщины.

5. Имидж организации и способы его формирования.

6. Дресс-код как внешняя составляющая корпоративной культуры организации. Примеры дресс-кода в организациях.

7. Корпоративный стиль одежды в ИрГУПСе.

Методические рекомендации:

В любом общении, кроме его содержательной составляющей, очень

большую роль играет впечатление, производимое участниками общения друг на друга. Поэтому в мире деловых людей огромное значение придается имиджу. В первую очередь рассмотрите, как переводится и трактуется понятие «имидж». Установите характеристики составных элементов имиджа.

Процесс создания имиджа делового человека многогранный и сложный. На впечатление влияет буквально каждая деталь. На создание позитивного имиджа влияют различные факторы. Выделите эти основные факторы, а также опишите технологию создания имиджа делового человека. Перечислите, какие требования предъявляют к стилю деловой одежды, как мужчин, так и женщин.

Понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации и даже к стране. Определите, из каких составляющих складывается имидж организации.

Имидж фирмы порой зависит и от имиджа человека, работающего в ней, как и обратное: имидж фирмы влияет на имидж ее сотрудников. Поэтому многие компании стали вводить для своих сотрудников DRESS-CODE. Приведите примеры установленного дресс-кода в какой-либо организации. Вспомните также, что входит в перечень запрещенной одежды для посещения учебных корпусов ИрГУПСа.

Базовые понятия:

Дресс-код, имидж, имидж делового человека, имидж организации, корпоративный стиль одежды, одежда делового мужчины, одежда деловой женщины, составные элементы имиджа.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки: «По одежде встречают, по уму провожают»?

2. Что конкретно может стоять за выражением: «Умеет пыль в глаза пустить»?

3. Что такое корпоративная культура и что она в себя включает?

4. Для какой цели организации вводят дресс-код?

Литература:

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [12], [20], [24], [27], [32].

Семинар 5. Деловой этикет

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование следующей компетенции – стремления к личностному и профессиональному саморазвитию посредством усвоения этикетных форм общения.

 

План занятия:

1. История возникновения этикета.

2. Нравственные основы этикета.

3. Правила поведения в общественных местах.

4. Деловой этикет: сущность и принципы.

5. Этикет приветствия и прощания.

6. Этикет знакомства и представления.

7. Этикет рукопожатий.

 

Методические рекомендации:

Современный этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах: на работе, в гостях, на официальных приемах. При подготовке к занятию, изначально посмотрите определения понятий: этикет и деловой этикет. Рассмотрите, где впервые возник этикет и историю его появления в России. Выделите нравственные основы этикета.

Деловая жизнь человека проходит не только в рамках офиса, ему приходится контактировать с другими людьми в различных общественных местах. Поэтому, прежде чем выделить основные принципы делового этикета, установите, какими общими правилами этикета регулируется общение и поведение в общественных местах: на улице, в транспорте, в административных учреждениях, в гостинице, в театре, на концерте и др.

Раскройте сущность понятия «деловой этикет» и его принципы.

В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей. Установите, какие существуют общепринятые правила этикета, которые необходимо соблюдать при представлениях, при обмене приветствиями и рукопожатиями.

Базовые понятия:

Вежливость, деловой этикет, знакомство, правила поведения (этикета), представление, приветствие, принципы делового этикета, прощание, рукопожатие, этикет.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «этикет»? Какие виды этикета бывают и чем они отличаются друг от друга?

2. Какие правила этикета необходимо соблюдать в общественных местах, на улице, в административных учреждениях?

3. В чем заключаются основные правила делового этикета?

Литература:

[3], [4], [6], [7], [9], [11], [12], [27], [28], [32].

 

Семинар 6. Этикет на деловых приемах

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности осуществлять деловое общение посредством организации и проведении деловых приемов.

 

План занятия:

1. Виды деловых приемов.

2. Подготовка к проведению делового приема.

3. Общие правила поведения на приеме и за столом.

Методические рекомендации:

Деловое общение включает беседы не только за столом совещаний и переговоров, но и обсуждение вопросов на деловых приемах в сочетании с застольем. На деловых приемах люди знакомятся друг с другом, устанавливают первичные контакты, которые впоследствии могут превратиться в деловое сотрудничество. Определите, каких этикетных правил придерживаются организаторы и гости при проведении деловых приемов. Стоит упомянуть и об общепринятых правилах поведения за столом.

Деловые приемы подразделяют на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Рассмотрите разные виды приемов и составьте по найденному материалу таблицу в тетради, в которой укажите, помимо названия приема, время проведения, основное меню, форму одежды, а также особенности проведения. Следует привести примеры не менее 8-9 приемов.

Базовые понятия:

«А ля фуршет», «бокал шампанского», вечерние приемы, деловые приемы, дневные приемы, «жур фикс», завтрак, коктейль, ланч, обед, обед-буфет, правила поведения, приемы без рассадки, приемы с рассадкой, ужин, фуршет, чай, этикет.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каково значение неофициальных приемов для деловых отношений?

2. Чем дневные приемы отличаются от вечерних?

3. Какие вам известны приемы с рассадкой и без рассадки за столом?

Литература:

[3], [4], [5], [6], [9], [11], [12], [32], [33].

Семинар 7. Этика бизнеса

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности находить организационно-управленческие решения и готовности нести за них ответственность в сфере бизнеса.

 

План занятия:

1. Этика бизнеса: история, сущность, последствия нарушения.

2. Этический кодекс предпринимателя.

3. Этика рекламы. Примеры безнравственной рекламы.

Методические рекомендации:

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика или этика бизнеса. Она включает в себя совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Рассмотрите историю возникновения этики бизнеса, что она в себя включает, в чем ее сущность. Выясните, к каким последствиям может привести деятельность компании, не соблюдающая этические принципы.

Составьте этический портрет предпринимателя, перечислите все составляющие имиджа и этикета, характеризующие цивилизованного предпринимателя, какие правила и требования ему необходимо соблюдать.

В наши дни мы сталкиваемся с рекламой повсюду, где бы мы не находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. С каждым годом происходит ее совершенствование, но, к сожалению, отмечается в некоторых случаях и низкий уровень культуры отечественной рекламы. Разберите, какие этические требования предъявляют к рекламе. А также найдите примеры как лингвистических ошибок в рекламе, так и с точки зрения нравственности. Примеры могут иметь описательный характер или быть в виде иллюстраций.

 

Базовые понятия:

Этика, этика бизнеса, этика рекламы, этические принципы, этические требования, этический кодекс предпринимателя.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему необходимо изучение этики бизнеса в современной России?

2. Соответствуют ли имидж и правила поведения современных бизнесменов этическому кодексу предпринимателя?

3. Какие недостатки отечественной рекламы вы можете выделить?

Литература:

[4], [6], [7].

Семинар 8. Корпоративная социальная ответственность

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

 

План занятия:

1. Примеры опыта КСО организаций США.

2. Примеры опыта КСО стран Европейского союза.

3. Примеры опыта КСО российских организаций.

4. Примеры опыта КСО региональных организаций.

5. Преимущества и недостатки КСО для бизнеса.

Методические рекомендации:

Понимание и принятие на себя компаниями социальной ответственности привело к возникновению к концу 20 в. термина «корпоративной социальной ответственности» (КСО), в целом понимаемого как этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу. Чтобы раскрыть понимание КСО, приведите примеры, как и какие организации, применяют принципы КСО на собственной практике. Рассмотрите опыт организаций, как на международном уровне, так и на внутрироссийском. При подготовке к ответу, прежде всего, воспользуйтесь личными сайтами организаций, те которые являются социально ответственными, обязательно отражают эту информацию на своем электронном ресурсе.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы «за» и «против» социально ответственного поведения организаций. Укажите, какие преимущества КСО послужат для компании источником к реализации правильной социальной политики, и с какими недостатками для бизнеса можно столкнуться.

 

Базовые понятия:

Корпоративная социальная ответственность, ответственность, социальная политика.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается сущность «социальной ответственности бизнеса»?

2. Нужна ли социальная ответственность бизнесу? Обоснуйте вашу позицию.

3. Можно ли к корпорации предъявлять такие же моральные требования, как и к человеку?

 

Литература:

[4], [7], [20], [29], [31], [32].

Семинар 9. Этика деловых контактов

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование готовности к кооперации с коллегами, эффективной работе в коллективе.

 

План занятия:

1. Служебный этикет руководителя.

2. Правила делового этикета для подчиненных.

3. Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.

4. Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект.

5. Проблема деловых и межличностных отношений на работе: дружба между сотрудниками.

6. Проблема деловых и межличностных отношений на работе: служебный роман.

7. Правила этикета при собеседовании.

8. Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников.

9. Адаптация руководителя/сотрудника-подчиненного на новом месте.

10. Типология клиентов, сотрудников и деловых партнеров.

11. Рекомендации по оптимизации взаимодействия менеджера с клиентами.

 

Методические рекомендации:

В организации общение может происходить как «по горизонтали», так и «по вертикали». В любом случае и менеджеру, и подчиненным следует соблюдать универсальные принципы деловой межличностной коммуникации. В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Чтобы раскрыть содержание этого вида делового контакта, опишите этический портрет руководителя, каких правил он должен придерживаться при увольнении сотрудника, как проходит адаптации руководителя на новом месте и др.

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Поэтому в деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». При анализе этих контактов сформулируйте правила делового этикета для подчиненных, опишите специфику его поведения на собеседовании, при увольнении и т.д.

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». При рассмотрении деловых контактов на горизонтальном уровне выделите нормы современного делового этикета, которых должны придерживаться сотрудники в общении с коллегами, и раскройте содержание некоторых проблемных вопросов связанных с взаимоотношением в коллективе.

Обратите внимание на многообразие типологий клиентов, сотрудников и деловых партнеров. Учет этих классификаций, значительно может повысить эффективность работы с ними. А также выделите основные рекомендации при обслуживании клиентов для повышения оптимального уровня взаимоотношений.

Базовые понятия:

Адаптация, гендерный аспект, деловой партнер, деловое общение, деловой этикет, деловые отношения, дружба, клиент, коллега, межличностные отношения, менеджер, подчиненный, руководитель, собеседование, сотрудник, служебный роман, увольнение, этика, этикет.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные принципы этики делового общения «сверху-вниз» (между руководителем и подчиненным).

2. Назовите основные принципы этики делового общения «снизу-вверх» (между подчиненным и руководителем).

3. Назовите основные принципы этики делового общения «по горизонтали» (между коллегами).

4. Кому на новом рабочем месте легче будет адаптироваться – подчиненному или руководителю?

5. Для чего необходимо знать типологию клиентов, сотрудников и деловых партнеров?

Литература:

[3], [5], [7], [11], [20], [24], [27], [28], [30], [32].

Семинар 10. Этические аспекты управленческого воздействия

Изучение темы семинарского занятия направлено: на формирование способности давать этическую оценку (экспертизу) управленческим решениям; на овладение способами морального воздействия на подчиненных, коллег с учетом их психологических особенностей и социальных статусов; на распознание деструктивных способов воздействия и применение тактик защиты от них.

 

План занятия:

1. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения:

1) Убеждение

2) Внушение

3) Подражание

4) Принуждение

5) Манипуляция

6) Похвала и критика

7) Просьба и предложение

8) Дисциплинарные меры воздействия. Угрозы (запугивание)

2. Способы защиты от воздействий.

Методические рекомендации:

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используются различные методы воздействия, такие как поощрение, критика, наказание и т.д. Раскройте содержание некоторых форм воздействия на партнеров общения и определите, какие основные этические требования к их реализации предъявляются. Определите конструктивность действия каждой формы влияния. С помощью литературы выявите также вероятные способы защиты от негативных воздействий.

Базовые понятия:

Авторитет, влияние, внушение, воздействие, выговор, игнорирование, критика, манипулятор, манипуляция, наказание, отрицание, предупреждение, принуждение, подражание, похвала, предложение, просьба, руководство, самовнушение, стиль руководства, суггестия, убеждение, угроза, уклонение, управленческое воздействие, формы воздействия и влияния, этические требования.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что означает деструктивный вид влияния? Какие формы воздействия вы к этому виду отнесете?

2. По каким признакам можно распознать манипулятора?

3. В каких случаях, и применение каких форм воздействия бывают оправданы?

Литература:

[3], [8], [11], [15], [18], [32].

Семинар 11. Этика и этикет в письменных и электронных видах делового общения

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности осуществлять деловое общение посредством деловой переписки и электронных коммуникаций.

План занятия:

1. Разновидности делового письма.

2. Требования к написанию делового письма.

3. Резюме, его структура и правила составления.

4. Назначение и виды визитных карточек.

5. Правила вручения визитных карточек.

6. Этические нормы работы в компьютерных сетях, с электронной почтой.

Методические рекомендации:

Письменная деловая речь в наиболее полной форме реализует себя в деловом письме. Современное деловое письмо – это, прежде всего, служебное послание в виде официального документа, а также в форме всего того, что, будучи изложенным в письменном виде, обусловливает деловые отношения. Написание делового письма – это своего рода искусство. Но существуют определенные каноны написания таких писем, несоблюдение которых может не только отразиться на престиже организации, но и помешать реализации крупных коммерческих и политических проектов. Разберите подробно основные требования и правила, которые предъявляются к написанию писем. Рассмотрите различные виды делового письма, сравните между собой их содержание. Уточните, какие этикетные ритуалы и формулы речевого этикета применимы в деловых письмах.

Резюме – один из наиболее важных письменных документов, который говорит за вас при поступлении на работу. Хорошо составленное резюме, которое представит вас в выгодном свете, то есть покажет степень вашей квалификации и опыт, может произвести нужное впечатление, и тогда вас пригласят на собеседование. Поэтому, отметьте, из каких разделов состоит резюме, какие выделяют правила составления – что нужно писать, а что писать не следует.

Визитные карточки получают все большее распространение, поскольку они являются обязательным атрибутом при установлении деловых отношений с представителями фирм, особенно при первых встречах. Существует большое количество видов визитных карточек. Найдите и охарактеризуйте наиболее распространенные. Обратите внимание и на правила вручения визитных карточек.

Электронная почта, телеконференции, средства мгновенного обмена сообщениями стали возможны только с развитием сети Интернет. В связи с этим, помимо знания особенностей использования конкретных современных технологий передачи деловой информации, необходимо иметь представление о том, что же является допустимым в Интернете, а что выходит за рамки этикета, принятого в глобальной сети. Сформулируйте и перечислите основные этические рекомендации при работе с компьютерными сетями (глобальными и локальными), а также с электронной почтой.

Базовые понятия:

Визитная карточка, деловое общение, деловое письмо, письменная речь, резюме, речевой этикет, этикетные формулы, электронные виды делового общения, этические рекомендации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы принципы и этические требования к деловой переписке?

2. Перечислите виды деловых писем.

3. Как следует вручать и получать визитную карточку?

4. Каковы перспективы использования визитных карточек в будущем?

 

Литература:

[3], [5], [6], [9], [10], [11], [12], [27], [28], [30].

Семинар 12. Этика и этикет в устных видах делового общения

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности осуществлять деловое общение посредством деловых бесед, переговоров и совещаний.

План занятия:

1. Этикет телефонного делового общения.

2. Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.

3. Деловое совещание: сущность, виды, технология проведения.

4. Деловые переговоры: особенности и основные правила ведения переговоров.

Методические рекомендации:

В деловых отношениях многое зависит от характера личных встреч, бесед, переговоров, совещаний. Телефонные разговоры занимают значительное место в деловой жизни. Профессиональное умение вести разговор по телефону производит благоприятное впечатление на собеседника, повышает репутацию говорящего. Отметьте общепринятые правила культуры телефонного общения, которыми должен владеть деловой человек. А также дополните правила в зависимости от типичной ситуации телефонного диалога – когда вам звонят, и когда вы звоните.

Деловая беседа представляет собой форму устного обмена информацией между несколькими людьми, но уже в узком кругу. Выясните, на какие виды подразделяется деловая беседа, в каких ситуациях она применима. Определите, с чего должна начинаться подготовка к беседе и перечислите все этапы деловой беседы.

Важную роль в служебной деятельности играют деловые совещания. Специалисты по управлению определяют совещание как форму организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Рассмотрите в чем сущность делового совещания, какие его виды существуют и каких правил стоит придерживаться при подготовки к нему и во время проведения. Обратите внимание и на определение поведенческих норм участников совещания.

Существует множество обстоятельств учет которых позволяет создать желаемую обстановку для переговоров. Установите, в чем особенности переговоров, какие универсальные правила скрытого управления и достижения успеха в переговорах выделяют специалисты.

Базовые понятия:

Благоприятное впечатление, вербальное общение, деловая беседа, деловое общение, деловое совещание, деловые переговоры, диалог, культура общения, телефонное деловое общение, этикет.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные требования разговора по телефону.

2. Назовите основные этапы проведения деловой беседы.

3. Как подготовить деловое совещание?

4. Объясните термин «переговоры». В чем заключаются отличительные особенности переговоров?

5. Укажите отличия между деловой беседой, деловым совещанием и деловыми переговорами как видами речевой коммуникации в организации.

Литература:

[1], [2], [5], [8], [9], [10], [11], [12], [15], [18], [24], [28], [32].

 

Семинар 13. Особенности публичного выступления

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности осуществлять деловое общение посредством публичных выступлений.

 

План занятия:

1. История ораторского искусства.

2. Подготовка к выступлению.

3. Преодоление оратором нервозности.

4. Как завоевать внимание аудитории.

5. Риторические приемы в публичном выступлении.

Методические рекомендации:

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня является обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом.

При подготовке к занятию рассмотрите историю становления ораторского искусства. Затем обратите внимание на вопросы, относительно самого выступления перед публикой. Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Установите, в чем заключается подготовка к выступлению, и с чего в этом случае необходимо начать. Однако подготовка в полной мере не гарантирует оптимального успеха. Ведь все зависит и от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание. Определите, не только как правильно установить контакт с аудиторией, чтобы быть услышанным, но и как удержать внимание аудитории на длительное время.

Некоторые выступающие испытывают волнение и страх, стоя перед публикой. Найдите и перечислите способы, позволяющие развить у оратора смелость и уверенность в себе перед аудиторией любого масштаба. Рассмотрите также, какие риторические приемы можно использовать в своей речи при публичном выступлении.

Базовые понятия:

Аудитория, внимание, выступление, невербальные средства общения, нервозность, нерефлексивное слушание, публичное выступление, обратная связь, оратор, ораторское искусство, рефлексивное слушание, речь, риторические приемы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое выступление называют ораторским?

2. Что такое главная идея выступления и как ее определить?

3. Что способствует установлению контакта со слушателями?

4. Назовите основные ошибки оратора при его работе с аудиторией.

5. Назовите основные выразительные приемы. Приведите свои примеры.

Литература:

[1], [2], [10], [14], [18].

Семинар 14. Барьеры в общении и их преодоление

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности распознавать и преодолевать барьеры в общении с целью повышения эффективности взаимодействия в деловом общении.

 

План занятия:

1. Барьеры восприятия и понимания.

2. Коммуникативные барьеры.

3. Барьеры взаимодействия.

4. Как преодолеть барьеры в общении?

Методические рекомендации:

В деловое общение в отличие от дружеского вступают по необходимости. При этом контакт с одними деловыми партнёрами проходит легко, с иными же лишь интересы дела заставляют продолжать отношения. Ощущение дискомфорта, барьеров общения не способствует плодотворным деловым контактам и может привести к конфликтам. Чтобы этого не допустить, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров общения, а если они возникли, успешно преодолевать их.

Первоначальная задача при подготовке к занятию состоит в том, чтобы определить какие основные препятствия на пути к плодотворному общению могут возникнуть. Раскройте содержание барьеров, согласно существующей классической структуре общения, путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Подумайте и определите, какие способы существуют в преодолении барьеров в общении.

Базовые понятия:

Барьеры, восприятие, идентификация, интеракция, коммуникация, компромиссное и контрастное взаимодействие, нерефлексивное слушание, обратная связь, перцепция, противоборство, рефлексия, рефлексивное слушание, сотрудничество, структура общения, уклонение, эмпатия.

Вопросы для обсуждения:

1. Как связаны особенности восприятия с возникновением барьеров восприятия?

2. Что такое барьеры коммуникации? Каковы основные коммуникативные барьеры?

3. К каким последствиям в деловом общении приводят барьеры взаимодействия?

4. В каком направлении необходимо построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер общения?

 

Литература:

[1], [8], [11].

Семинар 15. Специфика делового общения с иностранными партнерами

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности определять и учитывать национальные особенности зарубежных партнеров при деловых контактах на международном уровне.

План занятия:

1. Характеристика деловых партнеров из стран:

1) США

2) Великобритания

3) Финляндия

4) Франция

5) Германия

6) Италия

7) Испания

8) Арабские страны

9) Япония

10) Китай

11) Индия

Методические рекомендации:

В процессе общения отечественных предпринимателей с иностранными партнерами часто возникают сложности, обусловленные национальными и культурными традициями. То, что в повседневной жизни для россиянина считается нормальным, представителем другой культуры может быть расценено как совершенно обратное. Во избежание проблем необходимо знание менталитета зарубежных партнеров. Для этой цели при подготовке к занятию рассмотрите особенности делового общения в разных странах. Обратите внимание не только на поведение граждан другой страны, но и на организацию переговорного процесса, формирование делегации, отношение к подаркам и т.д.

Базовые понятия:

Деловое общение, зарубежные партнеры, культура, менталитет, национальные традиции, толерантность.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему деловому человеку необходимо знать особенности поведения иностранцев?

2. В чем заключается своеобразие менталитета европейцев, жителей Арабских стран и США?

3. Сравните деловые культуры стран Востока. Что в них общего и чем они отличаются?

 

Литература:

[2], [4], [7], [21], [28], [32].

Семинар 16. Споры в деловом общении

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование способности давать правильные, взвешенные оценки различного рода трудовым спорам и предлагать методы их разрешения.

 

План занятия:

1. История происхождения спора.

2. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика».

3. Классификация видов спора.

4. Психологические приемы убеждения в споре.

5. Культура спора.

Методические рекомендации:

Спор – это тонкое искусство, у которого помимо логических аспектов имеется множество трудноуловимых психологических, нравственных и этических граней. Для рациональной организации и успешного ведения диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами. Решение многих деловых вопросов возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями. Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивая свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, должно стать обязательным качеством каждого делового человека.

Для этого при подготовке к занятию с помощью литературы найдите информацию, о том, как зарождался спор, каковы его корни и история. Уточните определения таких понятий, как «спор», «дискуссия», «диспут», «полемика», «дебаты», «прения», чтобы не возникало путаницы в их применении или подмены одного понятия другим. Обратите внимание на многообразие видов спора. Выделите классификации видов спора по различным признакам (по цели спора, по количеству участников и т.д.). Рассмотрите, какие существуют полемические приемы и охарактеризуйте основные составляющие культуры спора.

Базовые понятия:

Аргумент, аргументация, вопрос, дебаты, деловое общение, дискуссия, диспут, доказательность, консенсус, оппонент, опровержение, ответ, полемика, предмет спора, прения, спор, убеждение, уловка.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему спор часто рождает ссору?

2. Что нужно для того, чтобы в споре родилась истина?

3. Что такое дискуссия? Назовите ее основные черты.

4. В чем разница между полемическими приемами и уловками?

Литература:

[1], [2], [10], [11], [14], [24], [32].

Семинар 17. Конфликты в деловом общении

Изучение темы семинарского занятия направлено на познание основных характеристик конфликта, приемов и навыков предупреждения и урегулирования конфликтов в организации и с деловыми партнерами.

План занятия:

1. Сущность и структура конфликта.

2. Функции конфликта.

3. Причины конфликтов.

4. Типология конфликтов.

5. Динамика конфликта.

 

Методические рекомендации:

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере делового общения. Особое значение в ходе деловых переговоров имеет умение разрешать конфликтные ситуации. Конфликты, конечно, нежелательны, но иногда они позволяют выявить различные точки зрения, альтернативы и найти лучшие решения. Чтобы эффективно решать возникающие проблемы, необходимо усвоить минимум теоретических знаний в области конфликтологии. Для этого, прежде всего, определите содержание понятия «конфликт» и его важнейшие характеристики. Дайте характеристику структурным элементам конфликта, опишите динамику и выделите причины его возникновения. Приведите примеры основных типов конфликта.

Базовые понятия:

Деловое общение, динамика конфликта, компромисс, конкуренция, конфликт, конфронтация, приспособление, причины конфликта, соперничество, структура конфликта, уклонение, функции конфликта.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем причины возникновения конфликтов? Дайте их типологию.

2. Назовите основные стадии протекания конфликта.

3. Перечислите главные правила поведения в условиях конфликта.

4. Назовите положительные и отрицательные последствия конфликтных ситуаций?

Литература:

[5], [8], [9], [19], [25].

Семинар 18. Организация и проведение деловых переговоров

Изучение темы семинарского занятия направлено на формирование такой компетенции, как обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности посредством усвоения основных правил и принципов ведения переговоров с партнерами и противниками (оппонентами) и овладения основными приемами успешного проведения деловых переговоров.

 

План занятия:

1. Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров.

2. Тактические приемы ведения переговоров.

3. Подготовка к переговорам.

4. Ведение переговоров.

Методические рекомендации:

Переговоры – неотъемлемая часть деловых контактов. Их успех зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров. Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Определите, какие стратегии ведения переговоров выделяют специалисты и на чем основан их выбор. Обратите внимание также на характеристику основных тактических приемов, которые можно применить в рамках той или иной стратегии ведения переговоров.

Переговоры представляют собой неоднородный процесс, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается своими задачами. Выделите, через какие стадии проходят переговоры. Подробно охарактеризуйте стадию подготовки, какие задачи необходимо решить при подготовке к переговорам.

Процесс ведения переговоров связан с прямым взаимодействием оппонентов и начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Установите, какие этапы ведения переговоров можно выделить и опишите их особенности.

Базовые понятия:

Деловое общение, деловые переговоры, динамика переговоров, стратегия переговоров, тактика переговоров.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Сравните позиционный торг и переговоры на основе взаимного учета интересов. Каковы преимущества и недостатки этих двух стратегий ведения переговоров?

2.Раскройте сущность основных тактических подходов к ведению переговоров?

3.В чем заключается подготовка сторон к переговорам?

4.Какие этапы можно выделить в процессе ведения переговоров?

5.Рассмотрите основные действия сторон, способствующие разработке возможно большего числа вариантов решения проблемы.

Литература:

[4], [9], [10], [22], [23], [27], [28].


Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - 2-е изд., исправл. - Мн.: Новое знание, 2001. - 328 с ; ил.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208 с.: ил.

4. Горбатов А. В., Елескина О. В. Деловая этика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.

5. Деловаяэтика / авт.-сост. В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.

6. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик». – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 224 с. (Серия «Новые технологии»).

7. Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.

8. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 591 с. – Серия: бакалавр. Углубленный курс.

9. Резчиков Е.А. Деловая этика: Учебное пособие. М.: МГИУ. 1998. – 124 с.

10. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 413 с.

11. Самыгин С. И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 440 с. – (Для бакалавров).

12. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - 208 с.

Дополнительная:

13. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. Очерки. - М.: Республика, 1995. - 348 с.: ил.

14. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1995 г. – 576 с.

15. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий: Учебное пособие. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288 с.

16. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. - 351 с.: ил.

17. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.

18. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

19. Конфликтология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 320 с.

20. Корпоративная культура: Учебное пособие / Под ред. чл.-кор. РАН, проф. А.Г. Поршнева, д-ра экон. наук, проф. Б.З. Мильнера; ГУУ. – М., 2003. – 279 с.

21. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновению к пониманию: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 440 с.

22. Оливер Д. Как победить в переговорах / Пер. с англ., под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 192 с.

23. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

24. Сергеева И.А. Психология делового общения: Учебное пособие. – Иркутск: ИрГУПС, 2002. – 65 с.

25. Шевчук Д. А. Конфликты: как ими управлять (конфликтология): Учебное пособие. М.: ГроссМедиа. 2009. – 301 с.

26. Этика: Учебник / Под редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 1999. - 469 с.

Интернет-источники:

27. HP-Portal. http://www.hr-portal.ru/

28. Деловой этикет. http://www.etiquette.ru/modern/business/

29. Корпоративная социальная ответственность. http://www.ksovok.com/

30. Работа. Карьера. Бизнес. http://shkolazhizni.ru/themes/job/

31. РСПП. Социальная ответственность. http://www.rspp.ru/simplepage/472

32. Этика делового общения. http://www.tigf.org/

33. Этикет за столом. http://www.etiquette.ru/kitchen/

 


Вопросы для подготовки к зачету

1.Деловая этика: сущность, базовые документы. Современные взгляды на роль деловой этики.

2.История развития этических представлений в России.

3.Определение макроэтики. Основные проблемы макроэтики.

4.Определение микроэтики. Основные проблемы деловых и межличностных отношений на работе.

5.Основные понятия корпоративной ответственности (КО). Структура КО. Преимущества и недостатки КСО для бизнеса.

6.Профессиональная этика: определение и основные понятия.

7.Этика бизнеса: история, сущность, последствия нарушения.

8.Типология корпоративных культур.

9.Деловой этикет: сущность и принципы.

10.Правила делового этикета для руководителя и подчиненных.

11.Правила приветствий и представлений в деловом общении.

12.Виды деловых приемов и их организация.

13.Стили и методы руководства.

14.Этические аспекты управленческого воздействия.

15.Имидж организации и способы его формирования.

16.Имидж делового человека.

17.Деловое общение: понятие, предмет, цель, содержание.

18.Общение как коммуникация. Причины плохой коммуникации.

19.Общение как восприятие: идентификация, эмпатия, рефлексия.

20.Общение как взаимодействие: формы взаимодействия.

21.Разновидности невербального общения.

22.Виды деловых писем и этические требования к ним.

23.Визитные карточки: назначение, виды и правила вручения.

24.Деловое совещание: сущность, виды, технология проведения.

25.Основные правила и тактика ведения переговоров.

26.Этикет телефонного делового общения.

27.Деловая беседа: подготовка и этапы протекания беседы.

28.Барьеры в общении и способы их преодоления.

29.Публичное выступление: подготовка и проведение.

30.Сущность, структура конфликта. Типология конфликтов.

31.Специфика конфликта в организации. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.

32.Классификация видов спора. Культура спора.

33.Национальные особенности зарубежных партнеров.

Учебное издание