Жетонная мотивация
Жетон – это универсальный эквивалент благ. В организационном контексте это эквивалент корпоративных благ и, так сказать, «корпоративные деньги». Он выполняет роль позитивной оценки, свидетельствует о значимости их владельца для организации.
В менеджменте метод жетонной мотивации доказал свою эффективность еще в 70-х годах, но все же редко используется, так как требует определенной организационной работы, предполагающей:
· исследование того, что мотивирует людей;
· определение соответствия количества благ количеству жетонов;
· «эмиссию» необходимого организации количества корпоративных денег – жетонов;
· организацию оценки труда сотрудника;
· установление соответствия результатов труда количеству жетонов – определения цены труда в «жетонной валюте».
Главные достоинстважетонного метода:
· лицо выбирает благо, которое его действительно мотивирует;
· момент получения жетона и момент получения блага разнесены во времени;
· «ценность» блага и номинал жетона не совпадают, что позволяет организации регулировать «силу» мотивации.
Возможности получения жетонов могут быть следующие: ими награждаются за участие в значимой для общества (корпорации, коллектива) деятельности, за активность в работе или в учебе, безошибочность деятельности, за выполнение заданий, проявление инициативы и пр.
При наложении взыскания выдача не происходит или сотрудник лишается жетонов. Это обстоятельство составляет слабую сторону метода, поскольку отнять что-либо не всегда возможно по этическим или чисто физическим причинам, а невыдача дополнительных благ не срабатывает в отношении лиц с умеренными притязаниями.
Метод чековой мотивацииявляется вариантом метода жетонной мотивации.