Цепь поставок – ключевой бизнес-процесс – логистический бизнес-процесс – логистическая функция – логистическая операция».
Процессная декомпозиция «ЛС-функциональная область логистики-логистическая функция-логистическая операция». Выделение функциональных областей логистики основывается на дифференциации отдельных сторон бизнеса компании и ее контрагентов или партнеров. Соответственно можно представить такие функциональные области в логистической деятельности как снабжение, производство, физическое распределение и реверсисную логистику (рециклинг), которые в совокупности составляют функциональный цикл логистики или цикл исполнения заказа.
Функциональный цикл –основной объект планирования и оперативного управления в логистике – осуществляемый для удовлетворения логистических потребностей. По сути дела, функциональный цикл задает структурную основу интегрированной логистике. Исследование параметров интеграции на основании функциональных циклов позволяет определить динамику, взаимосвязи и решения, в совокупности образующие операционную систему логистики.
Динамику функциональным циклам придает необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе»и «на выходе». Потребности функционального цикла «на входе»определяются заказом на конкретное количество конкретных продуктов и материалов. Полномасштабная логистическая система, способная целиком исполнить заказ любого объема, как правило, нуждается для этого в «комбированных» функциональных циклах, включающих в себя на разных стадиях разные сделки и операции.
Потребности «на выходе»–это ожидаемые от логистической системы результаты работы. В той мере, в какой удовлетворены эти потребности, можно говорить об эффективности функционального цикла в смысле исполнения его предназначения. Производительность же функционального цикла напрямую связана с затратами ресурсов, необходимых для плодотворной и качественной логистики. Эффективность и производительность функционального цикла (цикла исполнения заказа) – ключевые показатели в логистическом менеджменте.
Логистикой «на входе» или логистика снабжения представляет собой координацию и интеграцию видов логистической деятельности с маркетинговой и коммерческой деятельностью при обеспечении предприятия предметами снабжения для достижения целей бизнеса с оптимальными затратами ресурсов. Логистика снабжения включает два функционала: управление закупками и управление поставщиками.
Логистика производства (внутрипроизводственная логистика) приобрела важное значение в связи с необходимостью обеспечить гибкость и способность к быстрому обновлению ассортимента выпускаемых продуктов и производственных технологий. Основная задача логистической поддержки производства – формирование с минимальными издержками регулярного потока материалов и полуфабрикатов, обеспечивающего соблюдение производственного графика. Перемещение продуктов, материалов, полуфабрикатов и компонентов между производственными мощностями, а также их хранение на промежуточных этапах составляет повседневную обязанность логистической поддержки производства. Поэтому материально-техническое обеспечение производства представляет собой наиболее сложный элемент внутренней логистики.
Логистика«на выходе» или физическое распределение сводится к обработке и исполнению заказов потребителей вплоть до непосредственной поставки товаров. В рамках физического распределения выполняются ряд функций: управление распределением, управление заказами и логистическим сервисом.
Физическое распределение является неотъемлемым элементом маркетинга и продаж, своевременно и экономично обеспечивая доступность товаров. Всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение. Заключение сделок – это функция рекламы и продаж. Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как передача, обработка, комплектование заказов, транспортировка заказанных грузов, доставка потребителям.
Одно только то, что физическое распределение ведает удовлетворением запросов потребителей, предопределяет относительно более высокий риск этой деятельности по сравнению с материально-техническим обеспечением производства и снабжением. Для сокращения неопределенности, свойственной физическому распределению, и облегчения операций и сделок в этой сфере очень важно следить за тем, как потребители делают заказы. Во-первых, нужно прилагать все возможные усилия к повышению точности прогнозов. Во-вторых, следует разработать программу координации с потребителями, на основе которой строить управление заказами; это тоже способствует сокращению неопределенности. И, наконец, в-третьих, функциональный цикл физического распределения следует планировать таким образом, чтобы придать ему максимальную гибкость и приспособляемость к требованиям рынка.
Реверсивная логистика или рециклинг связана с возвратом бракованных товаров поставщикам по рекламациям, с управлением возвратом оборотной тары, утилизацией (обезвреживанием) отходов производства или упаковки и управлением другими возвратными потоками.
В заключение следует подчеркнуть, что между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь, соответственно цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности функционирования рассмотренных функциональных областей.
Процессная декомпозиция «Цепь поставок – ключевой бизнес-процесс - логистический бизнес-процесс – логистическая функция –логистическая операция». Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы (или потребителем).Этот результат обычно определяется ключевыми факторами логистики: общими затратами, временем исполнения заказа, качеством потребительского сервиса и др.
Ключевым в логистическом менеджменте является понятие «логистическая операция» под которой понимается «любое действие (или совокупность действий), связанное с возникновением или преобразованием основных (сопутствующих) потоков, не подлежащее дальнейшему делению (декомпозиции) в рамках задач управления и контроллинга существующей или проектируемой ЛС».
Выделение логистических операций из конкретного бизнес-процесса диктуется практической возможностью (необходимостью) учета затрат различных ресурсов на ее выполнение. К причинам их выделения следует также отнести возможности внутрифирменной системы учета и используемой корпоративной информационной системы (КИС).
Проблема отнесения ресурсов на логистические операции и нормирование их расхода включает две взаимосвязанные задачи:
1) детализация логистической деятельности до уровня элементарной операции;
2) создание базы данных логистических операций, содержащей классификацию операций и нормы расхода всех видов ресурсов, приходящихся на операцию.
Степень детализации логистической деятельности до конкретных операций зависит от ряда факторов, к которым следует отнести:
- вид ЛС;
- характеристика окружающей среды;
- виды и параметры основных и сопутствующих потоков;
- цели анализа, проектирования и управления в ЛС;
- выбранные (установленные) логистические стратегии, технологии и бизнес-процессы;
- показатели оценки эффективности логистики (системы ключевых факторов успеха KPI);
- имеющиеся или проектируемые системы учета, контроля и мониторинга показателей логистического плана (системы контроллинга);
- уровень иерархии и декомпозиции ЛС;
- имеющиеся КИС, поддерживающие логистику;
- выбранная технология и техника моделирования логистических бизнес-процессов и т.д.
Эффективность планирования, контроля и принятия управленческих решений в ЛС во многом определяется правильно построенной корпоративной базы данных (БД) логистических операций, которая должна содержать установленные нормы затрат времени, финансовых ресурсов и трудоемкости. БД логистических операций используются для составления технологических карт и регламентов бизнес-процессов.
В конце отметим, что логистические операции являются основой логистических функций, под которой понимается «обособленная совокупность логистических операций, выделенных с целью повышения эффективности менеджмента при реализации логистической стратегии/тактики». Логистические функции подразделяются на базисные (снабжение, производство и физическое распределение) (рис. 3.4)
Рис. 3.4. Классификация логистические функций
В источниках литературы часто можно увидеть выделение двух групп логистических функций:связанные с операционной деятельностью или с задачами контроллинга, координации и оптимизации.
К первой группе как правило относят: транспортировку, складирование и грузопереработку, упаковывание, управление процедурами заказов, управление возвратом, таможенное оформление, информационно-компьютерная поддержка.
Ко второй относят: управление запасами, управление циклом выполнения заказа, интегрированное планирование и прогнозирование в цепи поставок, межфункциональную и межорганизационную лоогистическую координацию, поддержание стандартов качества логистического сервиса, управление жизненным циклом изделия и т.п.
На дифференциацию логистических функций в конкретной компании оказывают влияние выбранная логистическая стратегия, имеющиеся уникальные логистические технологии и инфраструктура, а также состояние базы знаний и культуры управления персонала службы логистики.
3.5. Управление цепью поставок – Supply Chain Management (SCM)
Определяющую роль в становлении и утверждении концепции логистики (управление потоками на всем пути от зарождения до его потребления) сыграла возможность постоянного контроля над материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи, а также сопутствующих им финансовых потоков, т.е. через контроль над потоковыми процессами.
Основная задача логистического менеджмента в современных условиях – способствование выполнению стратегических целей организации и создание конкурентных преимуществ посредством внедрения в систему управления методов интегрированной логистики, т.е. предприятие должно стать логистической инновационной системой. Развитие такого подхода в управлении бизнесом подвело к появлению новой концепции бизнеса – «управление цепью поставок» (Supple Chain Management-SCM).
Американские специалисты Д.Ламберт и Дж. Сток определяют это понятие следующим образом: «Управление цепью поставок (SCM) – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц». На их взгляд «управление цепью поставок» - это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов, а именно:
1) управление взаимоотношениями с потребителями;
2) обслуживание потребителей;
3) управление спросом;
4) управление выполнением заказов;
5) поддержка производственных процессов;
6) управление снабжением;
7) управление разработкой продукции и доведением ее до коммерческого использования;
8) управление возвратными материальными потоками.
Изучая специальную литературу по управлению цепями поставок, Купер и его коллеги выделили десять компонентов управления цепью поставок (Лайсонс, Джилингем, стр.77):
- планирование и контроль;
- структура работ;
- организационная структура;
- структура мощностей, через которые идет поток продукции;
- структура мощностей, через которые идет поток информации;
- структура продукта;
- методы управления;
- структура полномочий и лидерства;
- структура рисков и вознаграждений;
- культура и отношения.
Они также отмечают, что для достижения цели управления интегрированной цепью поставок в этот процесс должны быть включены большинство, а может быть и все управленческие функции и бизнес-процессы
По определению Европейской логистической ассоциации (ELA) «Управление цепью поставок (SCM) – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управление ресурсами, поддерживающих функций, систем и процедур».
Основными требованиями к цепям поставок:
- связность – способность оперативно, быстро и в удобном формате обмениваться информацией с внешними для цепи поставок партнерами, что способствует росту сотрудничества внутри организации;
- интеграция– процесс объединения или координации отдельных функций, процессов или производителей, позволяющий им взаимодействовать без сбоев;
- наглядность–способность получать доступ к соответствующим данным или информации или видеть их в ракурсе логистики и цепи поставок;
- реагирование–способность оперативно реагировать на запросы или спецификации потребителей, доставляя продукцию требуемого качества в требуемое время в требуемое место с самыми низкими из возможных расходами.
Концепция SСМ позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы с тремя сторонами в логистике в зависимости от бизнес-платформы (В2В, В2С). Модуль SСМ присутствует в составе наиболее продвинутых интегрированных корпоративных систем управления, в частности систем ЕRР11/СSRР. Опыт показывает, что система ЕRР с модулем SСМ позволяет увеличить скорость прохождения заказа в шесть раз и в два раза повысить удовлетворенность клиентов параметрами логистического сервиса.
В современных условиях взаимоотношения между партнерами в цепи поставок должны строится по принципу «алмаза», в отличие от традиционных отношений «галстук» (рис. 3.5)
«Бабочка» «Алмаз»
Рис. 3.5. Построение взаимоотношений в цепи поставок
В последние годы все шире используется референтная модель цепи поставок - Supple Chain Operations Reference (SCOR – модель), которая разработана и развивается международным Советом по цепям поставок (Supple Chain Сouncil-SСС) в качестве межотраслевого стандарта управления цепями поставок. Референтные модели – это эталонные схемы организации бизнеса, разработанные для конкретных отраслей промышленности на основе реального опыта внедрения в различных компаниях по всему миру и включающие проверенные на практике процедуры и методы организации управления. В моделях определены типовые бизнес-процессы, горизонтальные и вертикальные связи и бизнес-правила.
SCOR – модель основана на:
- стандартном описании процессов управления цепями поставок;
- стандартизации взаимоотношений между бизнес-процессами;
- стандартных метриках, позволяющие измерить и сравнивать показатели эффективности процессов;
- практики управления цепями поставок, которые помогают достичь «bеst-in-class» результатов.
Тема 4. сущность и Функции логистического менеджмента
4.1. Компетентность в логистике
Логистика определяется как одна из сфер компетентности делового предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания потребительной стоимости. Когда логистические операции в значительно степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетентности, они служат источником стратегических преимуществ. Интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляя основополагающую парадигму логистики.
Для анализа компетентности в области логистики полезно построить интегрированную схему, определяющую и связывающую ключевые понятия, которая позволяет соотнести самые частные проявления логистики с общей стратегией делового предприятия. Интегрированную систему логистики можно представить в виде следующей иерархии:
1. Стратегические позиции и универсальные процессы.Анализируя выбор фирмой конкурентных стратегий, следует сосредоточить внимание на четырех процессах, особо значимых для достижения успеха: создании потребительной стоимости, планировании, контроле и развитии достижений. Все эти универсальные процессы являются обязательными условиями долгосрочного выживания и роста для всех фирм.
2. Сферы компетентности.Долгосрочное выживание требует компетентности в широком спектре областей. Каждая фирма обычно обладает превосходством в нескольких жизненно важных для успешного осуществления универсальных процессов сфер деятельности, которые называются ключевыми сферами компетентности.
3. Функциональный цикл (цикл исполнения заказа).Структура, объединяющая временные и пространственные аспекты операций логистики и связующая в единый процесс закупки ресурсов, производство, материально-техническое обеспечение и физическое распределение.
4. Функции.Традиционные области специализации в логистике, имеющие важное значение для конечного успеха. Их следует рассматривать как составные элементы общей компетентности в логистике, а не как отдельные сферы деятельности.
5. Базовые операции.Особые виды работы, выполняемые в рамках каждой функции и предназначенные для удовлетворения потребностей логистики.
К базовым операциям относятся особые виды деятельности, обеспечивающие бесперебойное функционирование логистики, от приема заказов и грузоперевозки до работы исполнительного директора по логистике. Широкий географический разброс операций и многообразие видов деятельности, относящихся к логистике, требуют потребность в специализированных трудовых операциях. Каждая из таких операций является потенциальным объектом стандартизации, упрощения и даже полной ликвидации при возможной реорганизации логистической системы.
Функциональные области логистики, как правило, служили организациям в качестве инструмента «узконаправленной настройки» логистики. Суть интеграции в том и состоит, чтобыдостижения в каждой отдельной области специализации вносили максимальный вклад в общую «копилку» компетентности организации в логистике. Высшие руководители по логистике играют роль межфункциональных координаторов и в качестве таковых рассматривают специализированные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему. Функциональный цикл, или цикл исполнения заказа, обеспечивает операционную структуру для такой интеграции.
Структура функционального цикла связывает воедино специализированные виды деятельности (функции) и базовые операции, необходимые для полного завершения процесса, который начинается с получения заказа, а кончается поставкой продукта или услуги потребителю. Подобную интеграцию хозяйственных операций, осуществляемую как во временном, так и в географическом измерениях, именуют пространственно-временной интеграцией логистики.
Компетентность в логистике служит относительной мерой способности фирмы обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с минимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, фирма стремится превзойти конкурентов во всех звеньях деятельности. Стратегия логистики сводится к тому, чтобы обеспечить высочайший уровень обслуживания потребителей при общих издержках ниже среднеотраслевых. Т.о. компетентность в логистике представляет собой нематериальный инструмент привлечения потребителей, обеспечивающий ценовую премию за точное соблюдение условий времени и места.
Ожидания, относящиеся к уровню компетентности фирмы в логистике, зависят от того, каковы ее стратегические позиции.Стратегическое значение логистики определяется тем, в какой степени компания полагается именно на эту сферу компетентности в достижении конкурентных преимуществ. Типичное деловое предприятие обретает конкурентные преимущества, сумев превзойти других в одной или нескольких сферах компетентности. В восприятии потребителей стратегические позиции фирмы определяются именно таким превосходством в ключевых сферах компетентности. Когда логистика становится краеугольным камнем основной хозяйственной стратегии, к ней следует относиться именно как к ключевой сфере компетентности. Компетентность в логистике достигается благодаря координации таких видов деятельности, как (1) формирование логистической инфраструктуры; (2) информационный обмен; (3) транспортировка; (4) управление запасами; (5) складское хозяйство, грузопереработка и упаковка (???).
Только сведенные в единую систему, эти функциональные области способны обеспечивать потребности логистики.
Компании, обладающие высоким уровнем логистической компетентности, используют логистику как конкурентоспособное оружие для завоевания и поддержания верности потребителей. Они более отзывчивы, гибки и преданы клиентам, больше заботятся о результатах, работают ближе к поставщикам, больше используют новые логистические технологии, больше вовлечены в стратегическое руководство логистическими альянсами.
Фирмы, использующие логистику как основу корпоративной стратегии:
- во-первых, стремятся использовать логистическую компетентность для получения и удержания конкурентного преимущества.
- во-вторых, стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу, используя рентабельную систему логистики.
- и, наконец, использует все средства для достижения цели, формируют стратегические альянсы с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Эти альянсы помогают фирмам добиться статуса привилегированных поставщиков продуктов/услуг.
4.2.Взаимодействие логистики с другими областями менеджмента фирмы
Логистика и маркетинг. Взаимодействие логистики и маркетинга можно представить в виде взаимосвязи маркетингового (4P) и логистического миксов (7R) с целью удовлетворения требований потребителей.
Взаимодействие логистики и маркетинга характеризуется прямой взаимосвязью между такими факторами, как продукт, место и цена (затраты).
Логистический менеджмент через фактор «цена» обычно прямо влияет на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Затраты на выполнение логистических функций существенно влияют на реализацию маркетинговой ценовой политики.
В ряде случаев логистический менеджер может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования и времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены.
Другой важной характеристикой сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики является ассортимент продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортимент непосредственно влияет на структуру логистических цепей и каналов в системе дистрибьюции, уровни запасов, виды транспортных средств и способы транспортировки и т.д. Это, в свою очередь, может привести к возрастанию логистических издержек, необходимости дополнительных инвестиций в систему дистрибьюции и в конечном итоге к повышению цены товара, нивелирующему ожидаемую маркетингом прибыль от улучшения ассортимента.
Следует остановиться специально на вопросе упаковки. Стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаковке, часто продиктованное требованиями маркетинга, может вызвать незапланированное повышение логистических издержек физического распределения. Для логистического менеджера упаковка важна, прежде всего, с точки зрения ее габаритных размеров и способности защищать товар от возможных повреждений, а также снижения затрат в процессах транспортировки и грузопереработки. Поэтому необходимо обеспечить гармонизацию типоразмерных рядов упаковок и грузовместимости транспортных средств. Отсутствие такой гармонизации неизбежно влечет за собой повышение логистических издержек. Поэтому габаритные размеры упаковок и их защитные характеристики должны задаваться промышленному дизайнеру со стороны логистического менеджера, при этом может измениться и дизайн товара.
Продвижение товара на рынок является одной из ключевых функций маркетинга, значение которой подтверждается теми огромными суммами, которые затрачиваются во всем мире на рекламу, инсталляцию продукции, организацию распределения и продаж. Обычно специалисты по маркетингу классифицируют свои стратегии продвижения ГП по двум категориям: «тянущие» и «толкающие». Эти категории связаны с конкуренцией в логистических каналах распределения продукции.
Маркетинговая стратегия «вытягивания» (pull-стратегия) товара через дистрибутивный канал строится по схеме «потребитель-розничный посредник-оптовый посредник производитель». Независимо от принадлежности канала распределения, pull-стратегия, как правило, не требует создания и поддержания больших запасов ГП в дистрибутивной сети.
Основой pull-стратегии продвижения («выталкивания») является кооперация производителя ГП с оптовыми и розничными торговыми посредниками, когда товар «выталкивается» с производства в дистрибутивные каналы посредников почти независимо от стимулирования спроса. Упор в этом подходе делается на регулирование запасов ГП в дистрибутивных каналах оптовых и розничных торговых партнеров.
С позиций логистики рассмотренные подходы принципиально различны, так как акцентируют внимание на разных логистических функциях: транспортировке, с одной стороны, складировании и управлении запасами – с другой. Чаще логистический менеджер отдает предпочтение стратегии «выталкивания» с ее большей направленностью на насыщение логистического канала и подготовку продаж. Стратегия «вытягивания», направленная на немедленное удовлетворение спроса, ставит перед логистическим менеджментом гораздо больше проблем, поэтому необходима постоянная координация стратегических логистических и маркетинговых планов в дистрибьюции.
Многие ситуации требуют тесной координации отдела маркетинга и логистического персонала по продвижению товаров. Одной из важных функций является обеспечение наличия в дистрибутивной сети рекламируемых в СМИ товаров, различных специальных предложений. Избежать дефицита, можно только согласуя компанию по продвижению новых товаров с логистической службой.
При принятии решения о продвижении нового товара персонал логистической службы несет ответственность за обеспечение наличия необходимого объема запасов товара к моменту его выпуска.
Взаимодействие логистики с маркетингом по параметру «место» обычно представляет собой проблему выбора точек сбыта основного объема продукции. При этом решения о выборе «места» всегда предшествуют решениям о выборе структуры каналов распределения. С точки зрения логистического менеджера такие решения могут существенно повлиять на эффективность ЛС.
Эффективная ЛС может создать положительную поддержку для обеспечения фирме возможности привлекать и использовать наиболее продуктивные каналы распределения и выбирать наиболее эффективных поставщиков. Часто участники каналов распределения выбирают, какие продукты производителя они будут продавать. Если производитель не может обеспечить поставку необходимого товара в заданное время в нужном объеме и в нормальном состоянии, то участники каналов распределения могут прекратить взаимоотношения с поставщиком или прекратить активное продвижение его товаров. Выбор места может также включать новые стратегии привлечения покупателей.
Взаимодействие логистики с производственным, инвестиционным и финансовым менеджментом фирмы. Взаимодействие логистики с производством следует анализировать, прежде всего, с позиций логистической поддержки производства, т.е. управления запасами МР, НП, ГП в технологическом процессе производства, организации процедур заказов МР в производственных подразделениях фирмы, управления технологическим транспортом, заводским складским хозяйством и т.д. Во-вторых, с позиций внешней логистики, т.е. управления ключевыми логистическими видами деятельности в снабжении МР и реализации ГП.
Для внутрипроизводственной логистики взаимодействие с операционным/производственным менеджментом определяется продолжительностью основного производственного цикла.Сокращение времени производственно-технологического цикла является одной из основных задач внутрипроизводственной логистики для тех фирм, которые применяют логистические концепции JIT, QR, LPит.п. Однако если в дистрибутивных сетях фирмы созданы достаточно большие запасы ГП, то нет необходимости форсировать сокращение длительности производственного цикла. Таким образом, проявляется связь внутрипроизводственной и внешней логистики. Современные рыночные тенденции повысили значение фактора времени как в производстве, так и в распределении, однако в производстве возможностей для маневра значительно меньше, чем в дистрибьюции, из-за того, что большинство фирм применяют одинаковые передовые технологии производства ГП (гибкое автоматизированное и роботизированное оборудование). Поэтому для сокращения продолжительности основного производственного цикла многие фирмы стремятся усовершенствовать внутрипроизводственную логистику, внедряя новые логистические технологии и системы.
Взаимодействие логистического и операционного менеджмента проявляется в проблеме учета сезонного спроса при производстве ГП. Полное предвидение (прогноз) такого спроса не всегда возможно, и поэтому для страхования риска потери продаж производственники стремятся максимизировать объем выпуска ГП, что приводит к возрастанию затрат на хранение и поддержание запасов ГП как у производителя, так и в дистрибутивной сети. Задачей логистического менеджмента в этом случае является оптимизация общих затрат в производстве и дистрибьюции для создания сезонных запасов ГП.
Определяющее значение для производства имеет управление закупками МР. Современный подход к управлению закупками базируется на концепции JIT и минимизации уровней запасов МР у производителя. Дефицит МР или отсутствие их гарантийного запаса могут привести к прерыванию производственного цикла, недогрузке производственных мощностей или возрастанию себестоимости продукции.
Взаимодействие логистики с операционным/производственным менеджментом прослеживается в вопросе упаковки. При этом в отличие от взаимодействия маркетинга с логистикой, логистический подход к производству упаковки основывается, прежде всего, на ее защитных свойствах против повреждений.
Еще одна проблема взаимоотношений логистики, снабжения и производства в современной экономике (в том числе и в глобальном плане) связана с решением вопроса «производить или покупать»? Учитывая большие затраты на дистрибьюцию ГП, многие фирмы, ранее производившие продукцию для конечного потребителя, предпочитают производить компоненты, продавая их оптом торговому посреднику или фирме, осуществляющей сборку ГП из компонентов.
Взаимодействие логистики с инвестиционным менеджментом определяет сферу взаимных интересов в технической и технологической политике фирмы. Инвестиции в передовые производственные технологии, приводящие к изменениям длины производственного цикла и атрибутов ГП, ставят перед логистическим менеджментом новые проблемы, связанные с обеспечением производства дополнительными МР, вариацией внутрипроизводственных логистических операций, обеспечением дополнительного логистического сервиса в дистрибьюции и т.д. В то же время инвестиции в складское и грузоперерабатывающее оборудование, транспортные средства и коммуникации, вычислительную и оргтехнику расширяют возможности логистического менеджмента для принятия эффективных решений.
Взаимодействие логистики и финансового менеджмента проявляется, прежде всего, в объеме и оборачиваемости оборотного капитала фирмы. Так как большую долю оборотного капитала составляют денежные средства, вложенные в запасы продукции, то эффективность логистических решений по управлению запасами (например, снижение их объемов в производстве и дистрибьюции) напрямую связана с ускорением оборачиваемости и высвобождением финансовых средств для инвестирования в производство или сервис. Другой аспект взаимодействия относится к концепции общих затрат. Обычно логистические издержки в физическом распределении достаточно велики, поэтому финансовый менеджмент должен направить усилия на поиск (совместно с логистическим менеджментом) путей снижения затрат, связанных с закупками МР и дистрибьюцией ГП (например, оптимизации транспортировки, грузопереработки и т.п.).
Близкой к финансовому менеджменту является проблема взаимоотношений логистики с действующей в фирме системой бухгалтерского учета и отчетности. Система бухгалтерского и корпоративного учета фирмы должна способствовать выделению, анализу и контролю основных составляющих издержек в ЛС для принятия адекватных управленческих решений.
Логистический отдел компании должен постоянно взаимодействовать с финансовым отделом и бухгалтерией. Необходимость этой взаимосвязи заключается в том, что решения менеджеров отдела логистики напрямую зависят от данных ологистических издержках. Персонал финансового отдела, который постоянно занимается оценкой будущих финансовых потоков, часто зависит от логистического персонала при получении информации о запасах готовой продукции, которая находится между производственной линией компании и покупателем.
Персонал финансового отдела несет ответственность за размещение ограниченного количества ресурсов компании в проекты, предлагаемые службой логистики. Политика инвестирования в новые товарные запасы должна также оцениваться с точки зрения сравнительного финансового анализа.
Бухгалтерские операции также служат цели интеграции логистики фирмы. Оценка складских запасов используется для создания финансовых отчетов о деятельности компании. Разница в подходе к оценке запасов между персоналом бухгалтерии и логистического менеджмента состоит в том, что бухгалтеры оценивают складские запасы в денежном выражении, тогда как логистический персонал оценивает их в натуральном выражении.
4.3. Логистический менеджмент» и его назначение в фирме
Понятие «логистический менеджмент» имеет два значения:
во-первых, представляет собой администрирование ЛС, т.е. выполнение основных управленческих функций (организация, планирование, регулирование, координация, контроль, учет и анализ), для достижения целей ЛС;
во-вторых, это персонал, управляющий логистическим процессом, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях ЛС можно разделить на:
- top management;
- middle management (supervisors);
- lower management.
Назначение логистического менеджмента – поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж: и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами внедрения концепции интегрированной логистики.
Когда логистика поднялась на уровень стратегии корпорации, интегральные логистические менеджеры стали тратить меньше времени на внутренние операции и отдавать предпочтение общению (зачастую виртуальному) с поставщиками, заказчиками и логистическими посредниками.
Межфункциональная логистическая координация. Традиционная организация управления в промышленных и торговых компаниях состоит из функционально обособленных подразделений, например отдела снабжения (службы закупок), производственно-технического отдела, финансового отдела, службы распределения, отдела маркетинга, службы продаж, подразделений управления транспортно-складской инфраструктурой и т.п.
В рамках этих подразделений существует своя «система ценностей», определяемая локальными целями, «своей» внутренней системой оценки результатов, традициями компании, сложившейся практикой управления и пр. Вследствие различий в локальных целях между подразделениями фирмы зачастую возникают конфликты интересов, компромиссное разрешение которых для реализации стратегических (тактических, оперативных) целей бизнеса является обычно прерогативой топ-менеджмента фирмы. Многие конфликты связаны с параметрами, напрямую относящимися к логистике, например уровни запасов, логистические издержки, бюджет, объемы производства, ассортимент продукции, параметры качества потребительского сервиса, продолжительность логистических циклов и т.д. Причинами конфликтов могут быть:
1) наличие перекрестных функций, по определению относящихся к логистическим, но закрепленных (в силу традиции) за другими подразделениями фирмы;
2) службе логистики компании не делегированы полномочия для межфункциональной логистической координации;
3) высший персонал не обладает специальными знаниями и навыками для эффективного урегулирования межфункциональных конфликтных ситуаций, возникающих по параметрам, относящимся к логистике.
Развитие этих конфликтов чревато отклонением от стратегических целей фирмы, победой «местнического» мышления. В лучшем случае здесь можно достигнуть локальных оптимумов на отдельных участках в ущерб системной эффективности. Большое значение имеет способность менеджмента фирмы выявлять расхождения интересов и налаживать взаимодействие для их преодоления и предотвращения. Это важно для логистических менеджеров компаний, которые не могут осуществлять сквозное управление потоками, не согласуя цели функциональных различных подразделений компании таким образом, чтобы приблизиться к глобальному оптимуму ЛС (ключевым показателям стратегического логистического плана в целом).
При правильном построении службы логистики подобные конфликты разрешаются персоналом службы логистики, ответственным за межфункциональную координацию.
Межфункциональная логистическая координация– согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике или перекрестным функциям, при планировании и управлении деятельностью фирмы.
Переход от управления отдельными функциями к интегрированному управлению логистическими процессами связан с нарушением функциональных границ деятельности различных служб компании, вмешательством в ранее «суверенные» области, а потому чреват возникновением серьезных организационных конфликтов. Служба логистики должна эффективно управлять этими конфликтами интересов, а также теми конфликтными ситуациями, которые традиционно возникают из-за противоречий между различными службами.
Межорганизационная логистическая координация. При построении ЛС между фирмой и ее «тремя сторонами» (поставщиками, потребителями и логистическими посредниками) в логистике формируется сложная система взаимоотношений, в которой неизбежно возникают и конфликтные ситуации, вызванные следующими основными причинами:
- различными целями и приоритетами функционирования отдельных ЗЛС;
- разной формой собственности юридически самостоятельных ЗЛС;
- разной мощностью, уровнями концентрации капитала, финансовым положением ЗЛС;
- различными требованиями к составу и величине параметров качества логистического сервиса в ЛС;
- несовпадением мнений по разделению прибыли (доходов), рисков и ответственности между звеньями логистической цепи (канала);
- неоднородностью потребляемых ресурсов;
- наличием перекрестных логистических функций;
- разной маркетинговой, ценовой (тарифной) политикой ЗЛС;
- наличием разнородных информационных систем и систем документооборота;
- нестыковкой технических характеристик и параметров транспортно-складских подразделений, технологического оборудования для складирования и грузопереработки, транспортных средств и т.п.;
- разными стилями и структурами управления, традициями, уровнем квалификации персонала, базами знаний фирм – ЗЛС и т.д.
Большое значение для организации эффективной логистики имеет понятие «хозяина» логистического процесса в системе, на который возлагается и функция межорганизационной координации, т.е. согласование действий всех ЗЛС, устранение возникших и предотвращение возможных конфликтных ситуаций между фирмой и ее «тремя сторонами» в сформированной ЛС.
Однако в современном стремительно развивающемся бизнесе «хозяином» логистического процесса в ЛС может быть любое ЗЛС или их совокупность. Тогда функция межорганизационной логистической координации в ЛС возлагается на такого «хозяина». Однако в любом случае заказчиком ЛС является центральная компания, за которой всегда закрепляется функция контроля выполнения ключевых показателей стратегического логистического плана.
Межорганизационная логистическая координации – это согласование действий фирмы (хозяина логистического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посредников для достижения целей ЛС.
4.4. Оперативные цели логистического управления
Применительно к организации логистической системы и управлению ею каждая фирма руководствуется одновременно по меньшей мере шестью оперативными целями, достижение которых в первую очередь и предопределяет эффективность логистики. К ним относятся: быстрая реакция, минимальная неопределенность, минимальный объем запасов, укрупнение (консолидация) грузоперевозок, качество, поддержка жизненного цикла.
Быстрота реакциихарактеризует способность фирмы своевременно удовлетворять запросы потребителей. Способность быстро отвечать на требования потребителей переносит упор в деятельности фирм от ожидания заказов, основанного на прогнозировании и накоплении запасов, к немедленному удовлетворению запросов потребителей по принципу «поставка за поставкой». Однако в такой логистической системе, действующей в режиме реального времени, все более нетерпимыми становятся малейшие сбои в работе.
Неопределенность– общее обозначение разного рода непредвиденных событий, нарушающих нормальную работу системы. Неопределенность может возникнуть в результате действий в любой области самой логистики. Если ранее средствами сглаживания неопределенности служили накопление страховых (буферных) запасов и использование дорогостоящих способов транспортировки, методы с присущими им затратами и риском, то в современных условиях преобладающими становятся информационные технологии в целях установления жесткого контроля за логистическими операциями. По мере устранения (минимизации) неопределенности повышается продуктивность логистики вследствие достигнутой экономии. Таким образом, минимизация неопределенностипредставляет собой ключевую цель всей логистической деятельности.
Задача минимизации объема запасовзатрагивает как абсолютную величину соответствующих активов, так и относительную скорость их оборачиваемости. Для минимизации объема запасов логистическая система должна быть организована таким образом, чтобы держать под контролем величину связанных активов и их оборачиваемость в масштабах всей фирмы, а не только на каждом отдельном предприятии.
Один из самых крупных элементов издержек логистики составляют транспортные расходы. Для снижения издержек транспортировки желательно добиться консолидации перевозокза счет объединения отдельных грузов. Как правило, чем крупнее перевозимый груз и чем больше дальность перевозки (расстояние), тем ниже транспортные расходы в расчете на единицу груза. Это требует разработки специальных программ по комплектованию мелких грузов в партии для укрупнения грузоперевозок.
Пятая цель логистики – непрерывное совершенствование качества. Исправление любой ошибки, допущенной при исполнении заказа клиента, – будь то доставка груза не по назначению или его повреждение в пути – обходится намного дороже, чем правильная и своевременная работа. Фактически логистика играет основную роль в развитии принципов общего управления качеством.
И последняя цель – поддержка жизненного циклапродукта. В современном понимании поддержка жизненного цикла продукта – это логистическое сопровождение от первого до последнего шага.
Сервисная инфраструктура логистики, предназначенная для поддержки жизненного цикла продуктов, нуждается в тщательном проектировании и организации. Для обеспечения обратных потоков, потребность в которых порождается повсеместной заботой об охране окружающей среды, логистическая система должна включать в себя мощности по переработке упаковочных материалов и компонентов.
4.5. Логистический цикл и менеджмент заказа
С точки зрения интегрированного логистического подхода в структуре логистического цикла выделяют следующие основные составляющие-циклы:
1) цикл заказа;
2) цикл создания (поддержания) запасов;
3) цикл обработки заказов потребителей;
4) цикл организации закупок и размещения заказов;
5) цикл доставки (МР, ГП, сервиса);
6) операционный (производственный) цикл;
7) цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации;
8) цикл анализа и подготовки отчетов.
Как видно эти циклы охватывают весь процесс движения материальных потоков от их зарождения до конечного потребителя включая его обслуживание, но отправной точкой всего процесса является заказ потребителя. Следовательно, логистические активности, связанные с управлением заказами (прием, подготовка, передача, обработка, мониторинг заказов), становятся критическими с точки зрения потребительского сервиса, и эффективный менеджмент заказов способствует реализации маркетинговой стратегии фирмы на рынке и получению конкурентных преимуществ за счет более быстрого переориентирования производства на изменение объема, ассортимента ГП или продуктовых атрибутов.
Основными целями менеджмента заказов с позиций интегрированной логистики являются:
1. Определение времени выполнения цикла заказа в соответствии с требованиями потребителей.
2. Высокое качество менеджмента заказов, определяемое минимальными потерями при доставке заказов и максимизацией ожиданий к качеству ГП и логистического сервиса.
3. Уменьшение всех запасов в интегрированной логистической сети.
4. Увеличение возврата на вложенный капитал, в частности, инвестиции в складское хозяйство, грузоперерабатывающее оборудование, транспортные средства и инфраструктуру и т.п.
5. Увеличение способности удовлетворять заказы непосредственно с производственных подразделений фирмы за счет уменьшения запасов ГП во всех других звеньях логистической сети.
6. Уменьшение общих логистических издержек.
Для достижения этих целей общий процесс логистического менеджмента заказов должен быть разделен на два подпроцесса:
- менеджмент заказов потребителей;
- менеджмент заказов в логистической сети.
Учитывая вышеизложенное, можно представить следующую схему реализации целей менеджмента заказов (рис. 4.1).
Схема отражает три фундаментальных принципа интегрированного подхода к менеджменту заказов:
1. Направленность на удовлетворение требований (заказов) конечных потребителей. Менеджмент заказов должен быть сфокусирован на объединении усилий производства и дистрибьюции с целью наиболее качественного удовлетворения потребительского спроса.
2. Входной поток требований на производство ГП должен стимулироваться спросом – быть реакцией на спрос (DDT-концепция). Если этот принцип выполняется, запасы в производстве и дистрибьюции, как правило, минимальны.
Хорошо скоординированные и быстрые поставки ГП потребителям в соответствии с их заказами обеспечивают фирме конкурентные преимущества. Способность быстро и надежно удовлетворять заказы потребителей также важна, как и высокое качество поставляемых товаров.
Рис. 4.1. Схема реализации целей менеджмента заказов
Менеджмент заказов позволяет фирмам отслеживать уровень удовлетворения потребительского спроса и вносить соответствующие коррективы в управление логистической интегрированной сетью. Информационно-компьютерная поддержка процесса управления заказами позволяет в любое время точно определить размер запасов или выпуска ГП, необходимых для удовлетворения спроса.
Общая процедура управления заказами включает в себя несколько этапов, образующих так называемый логистический цикл заказа: прием и предварительная обработка информации о заказе; передача; конфигурирование; определение источников выполнения заказа; планирование; мониторинг выполнения и доставки заказа потребителю. Отдельные процедуры, как показано на схеме (рис. 4.2), обычно объединяют в две комплексные активности: обработка заказа и выполнение заказа.
Рис. 4.2. Составляющие общего логистического цикла заказов
Если процедуры обработки заказов связаны в основном со сбором, хранением, передачей и обработкой информационных и финансовых потоков, то процедуры выполнения заказов включают в себя логистические активности, связанные с производством и доставкой ГП потребителям на основе их заказов.
Интегрированный подход к менеджменту заказов выдвигает определенные требования к составляющим цикла заказа, основными из которых являются:
1. Прием и предварительная обработка заказов.Менеджмент заказов получает все заказы потребителей из различных потоков, включая пункты розничной торговли, электронные телекоммуникационные сети и системы, заказы на основе телемаркетинга и других источников, используемых фирмой.
2. Конфигурирование.Каждый заказ состоит из ряда продуктовых и сервисных атрибутов, которые необходимо учитывать при его выполнении. Менеджмент заказов идентифицирует эти требования, даже когда они не совсем четко специфицированы документально.
3. Передача заказов.Для передачи заказов от одного ЗЛС к другому должны быть использованы все возможные средства связи и передачи информации с агрегированием данных в современных надежных и быстродействующих телекоммуникационных каналах.
4. Определение источников выполнения заказов.Основываясь на агрегированных данных о заказах, менеджмент должен определить конкретные источники их удовлетворения с учетом всех требуемых продуктовых и сервисных атрибутов. Эти источники могут размещаться как в дистрибутивной сети, так и в самом производстве ГП.
5. Планирование.Для определенных на предыдущем этапе источников разрабатываются планы выполнения заказов по укрупненным и специфицированным группам товаров с расчетом времени циклов выполнения и доставки заказов в каждую торговую точку.
6. Мониторинг и контроль.Процедуры выполнения и доставки заказанных объемов ГП потребителям сопровождаются непрерывным контролем сроков, объемов и качества поставок с помощью эффективной системы мониторинга, обеспечивая тем самым реализацию плана выполнения заказов.
Однако в логистическом менеджменте активности выполнения заказов рассматриваются обычно только в информационном (финансовом) аспектах, не затрагивая проблем операционного менеджмента и физического распределения ГП. В то же время с позиций интегрированной логистики процесс управления заказами должен рассматриваться в комплексе со всеми остальными логистическими активностями общего цикла заказов для качественного удовлетворения потребительского спроса.
Обработка заказов. Современная комплексная потребительская окружающая среда требует от фирмы поиска всех возможных путей и источников получения информации о заказах с помощью коммуникационных технологий. Большинство фирм заинтересовано в наиболее простых и надежных схемах приема и обработки заказов. Поэтому менеджмент заказов должен быть способным к приему и обработке заказов всех типов и требований от всех источников и средств коммуникации.
Традиционно заказы поступают в фирму, производящую ГП или в определенный дистрибутивный центр от пунктов розничной торговли, торговых агентов или других источников по почте, телефону, телеграфу, факсимильной связью. Эти заказы после предварительной обработки передаются по телекоммуникационным сетям непосредственно в информационно-вычислительный центр фирмы.
Менеджмент заказов на этапах приема, передачи и предварительной обработки информации должен быть направлен на возможно большую унификацию информационных ресурсов для целей последующего планирования и выполнения заказов. Работа с различными источниками приема данных о заказах требует больших затрат времени и средств, что снижает общую эффективность менеджмента. Компании должны стремиться консолидировать отдельные информационные источники путем применения современных средств обработки и систем удаленного доступа к информации, таких, например, как стандарт EDIFACT в телекоммуникационной сети для обработки данных о заказах, поступающих из розничных магазинов, продаж по каталогам, телемаркетингу, пунктов продаж из различных частей национального и международного рынков, предприятий послепродажного сервиса и т.д.
В контексте менеджмента заказов каждый заказ состоит из определенных реквизитов, представляющих собой ряд продуктовых и сервисных атрибутов. Для дальнейшего определения источников выполнения заказов и составления плана необходимо иметь конфигурированный список параметров заказа, который во многих фирмах представляет собой стандартный бланк заказа.
Процедура обработки заказов часто включает определение источников их выполнения, хотя в некоторых случаях ее относят к менеджменту выполнения заказов. Менеджмент заказов после их получения и предварительной обработки должен определить те источники в логистическом канале, которые способны выполнить агрегированные требования на заказ. Этой процедуре обычно предшествуют определенные действия, основными из которых являются:
- контроль точности и достоверности информации, например, данных о номенклатурном номере, количестве, цене и т.п.;
- контроль наличия требуемой позиции ГП;
- подготовка документации о сроках выполнения заказа или возможном дефиците товара;
- регистрация и контроль кредитоспособности покупателя;
- перезапись информации о заказе, если это необходимо;
- выписка счета-фактуры и других необходимых товарно-транспортных документов.
Как правило, эти действия составляют единую процедуру, которая за рубежом называется «order entry» (вход заказа). Указанная процедура обязательно предшествует этапу планирования и выполнения заказа и обеспечивает необходимую информационную (документированную и электронную) и финансовую базу логистических активностей по выполнению заказов.
Повышенное внимание в процессе определения источников выполнения заказов должно быть уделено затратам, связанным с последующей их реализацией, а именно: транспортными издержкам, затратам на консолидацию, управление запасами, затратам на информационные логистические активности (обработку, планирование, мониторинг).
Выполнение заказов. После определения источников выполнения заказов необходимо разработать план реализации каждого заказа из соответствующего источника и доставки его потребителям. Если источников выполнения заказов немного, то основная задача планирования заключается в выборе соответствующего перевозчика, вида транспорта, грузовых объемов и графиков отправки заказов потребителям.
План выполнения заказов обычно направлен на координацию всех элементов доставки заказов потребителям. Этот план похож на проект-менеджмент план, включающий полную схему (график) производства-доставки заказа в виде соответствующей грузоотправки из определенного источника. План-график выполнения заказа может включать не только логистические активности в сбыте (доставку, предпродажный сервис и др.), но и собственно производство (сборку) ГП. В некоторых случаях план может включать также обучение потребителя, послепродажный сервис или послепродажное обеспечение запасными частями.
Планирование менеджмента заказов позволяет выделить главные направления как в производстве, так и в системе распределения ГП, в разрезе определения соответствующих объемных, пространственных и временных параметров запасов. Это обеспечивает, в свою очередь, сокращение времени доставки ГП потребителям, улучшение качества логистического сервиса и в результате — упрочнение позиций фирмы на рынке.
Разработка плана выполнения заказа включает коммуникационный план пополнения запасов для тех источников, из которых запасы ГП были взяты. При составлении коммуникационного плана пополнения запасов учитываются прогнозы будущего спроса, необходимых объемов, сопровождающего сервиса, потребных запасных частей и эксплуатационных материалов.
Во многих случаях планирование менеджмента заказов позволяет соответствующим ЗЛС принимать более эффективные решения по реализации плана с позиций снижения затрат и улучшения логистического сервиса. Например, имея план-график выполнения заказа, перевозчик может оптимальным образом организовать экспедирование, подобрать подвижной состав, обеспечивающий максимальное использование грузоподъемности (вместимости) и надежность доставки и т.д., обеспечив тем самым снижение как своих, так и общих логистических издержек.
Другим преимуществом планирования заказов является то, что подобный план вскрывает существенные черты и особенности интегрированного логистического плана, позволяя находить узкие места и резервы снижения затрат и времени цикла выполнения заказа, координировать функционирование отдельных источников и ЗЛС в информационном, финансовом и дистрибутивном аспектах.
При составлении плана менеджмента заказов необходимо учитывать следующиеосновные моменты.
1. План может инициировать производство путем размещения заказов непосредственно на заводе-изготовителе в соответствии с изменениями производственного расписания.
2. Если запасы ГП находятся на оптовом складе (базе) менеджмент может направить заказ непосредственно на консолидацию (подборку), минуя традиционные операции «order entry», которые занимают от нескольких часов до дней, во время выполнения которых партия заказа уже будет подготовлена к отправке.
3. В случае высокой оборачиваемости запасов на источнике выполнения заказа менеджмент может разместить заказ до получения необходимых документов и иметь готовую к отправке партию товара, минуя операции хранения и подборки.
4. Для сервисных операций менеджмент заказов может организовать непрерывное диспетчирование сервисной техники, потребных объемов услуг и сопровождающих объемов МР.
5. Менеджмент заказов может обеспечить оптимальную маршрутизацию перевозок и минимизацию времени доставки ГП потребителям и в дистрибутивную сеть.
6. Кроме того менеджмент-план заказов является принципиальным средством удовлетворения потребностей покупателей, исходя из общей стратегической миссии фирмы и исходным инструментом мониторинга выполнения заказов.
Ключевым фактором менеджмента заказов является способность к мониторингу и контролю за планом выполнения заказов, обеспечивающему обратную связь для принятия логистическим персоналом фирмы эффективных решений при возникновении нестандартных ситуаций. Мониторинг должен охватывать весь процесс управления заказом, однако наиболее важна его роль при организации выполнения и доставки товара потребителю.
Контроль и мониторинг должны обеспечивать непрерывное сравнение параметров плановых и фактических логистических операций по формированию и доставке заказов потребителям. В этом смысле система менеджмента заказов работает как «следящая» система
Мониторинг должен обеспечивать менеджмент заказов полной и объективной информацией о движении ка