Объектно-функциональному.
МикроЛС создаются как правило на уровне организации бизнеса (компании) и имеют цель – поддержание корпоративной стратегии компании с оптимальными затратами ресурсов, связанных с потоковыми процессами. Модель микрологисти
Исходя из потребностей бизнеса микроЛС можно классифицировать по таким признакам, как:
- объект управления;
- отраслевая специализация компании;
- сектор (платформа) бизнеса (В2В, В2С, В2G и др.);
- уровень бизнеса (концентрации капитала и мощности фирмы).
Функции микрологистической системы:
1. Организационно-технологическое распределение: оптимизация планирования производственных заданий с детальным расписанием выпуска изделий, контроля качества, размещения плана выпуска по производственным участкам предприятия, приобретения исходных материалов, проектирования складского хозяйства фирмы.
2. Пространственное распределение:оптимизация переработки транспортируемых грузов, учета и управления запасами, перемещения, связи, организации информационных потоков, упаковки изделий, их хранения, складирования, погрузочно-разгрузочных работ и комплектации партии грузов.
3. Потребительское распределение:оптимизация проектирования заказов на поставку продукции, складирования запасов, снабжения потребителей, финансирования заказов.
3.3. Логистические цепи/цепи поставок
Упрощенная диаграмма внутренней цепи поставок показана на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Простая цепь поставок
Наиболее типичное определений термина цепь поставок – «это сеть организаций, участвующих как в верхних, так и нижних звеньях в различных процессах, и виды деятельности, в ходе которых производится ценность в форме товаров или услуг, попадающих в руки конечного потребителя».
Большинство цепей поставок на самом деле являются сетями. Хотя обычно применительно к поставкам используется термин «цепь», в техническом смысле здесь более точны термины «сеть поставок» или «паутина поставок». Ламминг определяет сеть поставок как «совокупность цепей поставок, которые вместе описывают поток товаров и услуг от места их происхождения до конечных пользователей. Термин «сеть» используется преднамеренно, чтобы передать стратегическую концепцию, а также идею, что конкурируют сети с сетями, а не отдельные фирмы с фирмами».
В словаре ELA цепь поставок определяется как «последовательность событий, включающих преобразование, движение или размещение, которые добавляют ценность». Это определение соответствует процессному подходу определения логистики, т.к. характеризует совокупность потоков и процессов, выполняемых контрагентами цепи поставок и добавляющих стоимость/ценность для конечных потребителей.
Купер утверждает, что независимо от формальной структуры бизнес-процессы в цепи поставок могут пересекать внутренние и межорганизационные границы. Эти авторы определяют бизнес-процесс как «выполнение особым образом во времени и пространстве рабочих видов деятельности, имеющих начало, конец, четко выраженные исходные составляющие и результаты, структуру для действия».
При этом выделяются семь процессов, идентифицированных Международным центром поддержки конкуренции(International Centre for Competitive Excellence):
- управление взаимоотношениями с потребителями;
- управление обслуживанием потребителей;
- управление спросом;
- выполнение заказа;
- управление производственным потоком;
- снабжение;
- разработка продукта и его коммерциализация.
По числу участников и выполняемых ими функций различают три уровня сложности цепи поставок:
а) прямая цепь поставок, включающая фокусную компанию, а также поставщика и потребителя (первого уровня), которые являются основными контрагентами в цепи поставок.
б) расширенная цепь поставок, включающая дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня и является основой для построения референтной модели операций в цепях поставок – SCOR-модели.
в) максимальная цепь поставок, включающая всех поставщиков на «входе» фокусной компании и всех контрагентов в системе распределения на «выходе», создавая тем самым сложную многоуровневую логистическую систему, которая в словаре APICS определяется как «глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источника сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств».
3.4. Процессная декомпозиция в логистике
В современных условиях для повышения эффективности функционирования компании ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических и оперативных целей бизнеса. В процессном подходе ЛС исследуется и проектируется в виде последовательности потоков и процессов. Понятия процесса и потоковых процессов были раскрыты ранее в 2.1 «Потоковые процессы как объект логистики», а теперь дополним их понятием «логистический процесс»: «логистический процесс – это определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, реализующая на плановом периоде цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений».
Процессная декомпозиция в логистике и SCM может быть представлена в двух вариантах: