ЛЕКЦИЯ 28

ТЕМА:БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

ЦЕЛЬ

Ознакомить студентов с принципами составления месячного отчета аптечной организации.

 

ПЛАН

1. Сущность и значение отчетности.

2. Требования, предъявляемые к отчетности.

3. Виды и состав отчетности, инстанции и сроки ее представления.

4. Месячная отчетность аптек.

 

Сущность и значение отчетности

Отчетность представляет систему обобщенных показателей, характеризующих выполнение плановых заданий и результаты хозяйственной деятельности аптечных организа­ций, всей аптечной системы в целом за соответствующий учет­ный период.

Отчетность имеет важное народнохозяйственное значение. Она является одним из средств управления и оперативного руко­водства аптечными организациями, позволяет контролировать выполнение планов, со­стояние ресурсов, а также дебиторско-кредиторской задолженности. Отчетность дает возможность выявить достижения и недостатки в работе.

Данные отчетности - основа для анализа хозяйственной деятельности; исходная база для расчета плановых заданий на предстоящий год, длительную перспективу.

Отчетные показатели обсуждаются на производственных совещаниях аптеч­ных коллективов. Это дает возможность шире привлекать работ­ников к управлению и контролю за работой организации. По результатам обсуждения данных отчетности разрабатываются мероприятия, направлен­ные на повышение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По данным отчетности можно установить, как административно-управленческий, счетно-экономический персонал следит за выполнением плановых заданий, рациональным использованием основных и оборотных средств, соблюдением принципов хозрасчета, режима экономии, финансовой дисциплины, сохранности собственности аптеки.

Систему бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан регулирует Закон РК от 28.02.2007 № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», устанавливает принципы, основные хозяйственные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Требования, предъявляемые к отчетности

В настоящее время роль отчетно­сти как основного источника информации о ходе выполнения пла­новых заданий повышается. Чтобы отчетность полностью соот­ветствовала своему назначению, она должна удовлетворять определенным требованиям.

Особые требования предъявляются к доброкачественности отчетности. Отчетность должна быть точной, объективной и до­стоверной. Все данные отчетности аптечных организаций должны быть реальными, тщательно выверенными, под­твержденными документами первичного учета. Реальной призна­ется отчетность, показатели которой подтверждены инвентариза­цией. Чтобы обеспечить полное соответствие учетных данных фактическому наличию хозяйственных средств, все несоответ­ствия, выявленные при инвентаризации, вносят в учетные реги­стры до составления отчетности.

Кроме того, отчетность должна отражать достоверный фи­нансовый результат хозяйственной деятельности. Для этого не­обходимо полностью и своевременно вести учет всех доходов и расходов, относящихся к соответствующим отчетным периодам. При несоблюдении данного требования отчетность непригодна для использования в оперативном руководстве и управлении про­изводством, планировании его развития на перспективу. Только располагая точной и объективной отчетностью, можно делать правильные выводы, устранять и предотвращать недостатки в хозяйственной деятельности аптек.

Отчетность должна быть гласной, простой и доступной для понимания. Данные отчетности должны широко обсуждаться в производственных коллективах, с тем чтобы работники могли принимать самое активное участие улучшении работы.

Отчетность должна составляться по единым формам и мето­дикам, которые предусмотрены и утверждены СК для той или иной отрасли, ведомства. При несоблюдении данного требования невозможно получить сводные обобщенные данные в целом по аптечной сети области, страны. Порядок составления, методы расчетов показателей, порядок рассмотре­ния и утверждения отчетности определены едиными для всех организаций правилами.

Отчетность должна быть своевременной, т.е. представляться в строго установленные сроки.

При составлении отчетности нужно обеспечить сопоставимость показателей учета и отчетности с показателями плана, соблюдение так называемого единства экономического содержания и объема показателей плана и отчетности. Для этого применя­ется единая методология расчета плановых и отчетных данных, несоблюдение которой искажает объективность оценки резуль­татов выполнения плановых заданий. Если изменился порядок исчисления того или иного отчетного показателя, то соответ­ствующие данные плана следует пересчитать.

Учет и отчетность должны быть экономичными, т.е. затраты по ведению учета и составлению отчетности должны быть мини­мальными. Это вызывает необходимость ликвидации дублирую­щих и сокращения излишних показателей без снижения качест­ва отчетных данных, унификации и стандартизации форм отчет­ности, а главное - широкого привлечения вычислительной тех­ники для составления отчетности.

Виды и состав отчетности, инстанции и сроки ее представления

Отчетность аптечных организаций классифицируется по ряду признаков. По характеру содержания, т.е. по источникам получения отчетных данных, она подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Отчетность составляется по данным всех видов учета, однако в контроле за выполнением планов аптечными организациями и особенно их финансовыми показателями преимущественное значение имеет бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных текущего аналитического и синтетического учета и является его завершающей стадией. В Законе РК № 234 № 234-III о бухгалтерских отчетах и балансах записано, что бухгалтерские отчеты и балансы оформ­ляются на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвер­жденных оправдательными документами.

До составления отчета необходимо выполнить следующие учетные работы: начислить все расходы, относящиеся к отчет­ному периоду (заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизация основных средств, аренда и т.п.), и резервы предстоящих расходов, предусмотренные сметой на отчетный период (естественная убыль, текущий ремонт и т.п.); спи­сать расходы будущих периодов, относящиеся к отчетному пе­риоду; сверить внутриведомственные расчеты (если таковые имеются); составить расчеты реализованных торговых наложе­ний, издержек обращения на остаток товаров и отразить их в уче­те; проверить, все ли доходы и расходы отражены в учетных за­писях, вывести конечный финансовый результат (прибыль или убыль); произвести отчисления в фонд предприятия, другие фон­ды экономического стимулирования, в Госбюджет и т.п.

Статистическая отчетность в аптечных организациях применя­ется реже, для ее оформления используются данные бухгалтер­ского, статистического и оперативно-технического учета. Этот вид отчетности применяют преимущественно в организациях, на­ходящихся на самостоятельном балансе, и лишь отдельные фор­мы статистической отчетности заполняют в аптеках, состоящих на централизованном учете.

Кроме бухгалтерской и статистической, в аптечных организациях может иметь место оперативная и специаль­ная отчетность. Все виды отчетности взаимно дополняют друг друга.

Объем отчетности зависит от периода, за который она состав­ляется. По срокам составления различают годовую и внутригодовую, или текущую (декадная, месячная, квартальная и т.д.), отчетность. Различие между ними заключается в объеме и коли­честве показателей, отражаемых в отчетности. Аптечные организации месячную, квартальную и годовую бухгал­терскую отчетность представляют в следующие инстанции:

· отделы аптеки, мелкорозничная сеть - в бухгалтерию аптек;

· сельские и городские аптеки, аптечные магазины - в бухгалтерию фирмы.

Бухгалтерские отчеты и балансы, представляемые в вышестоящую организацию, подписывают руководитель и главный бухгалтер аптечной организации. Без этих под­писей отчет считается недействительным. Во все другие инстан­ции представляют копии бухгалтерских отчетов, заверенные глав­ным бухгалтером. В учреждениях и организациях, обслуживаемых централизо­ванными бухгалтериями, отчеты и балансы подписывают руко­водитель учреждения (организации) и главный бухгалтер цент­рализованной бухгалтерии или по их поручению руководитель учетно-контрольной группы.

В соответствии с Положением [1] предприятия и организа­ции представляют месячные и квартальные бухгалтерские отче­ты и балансы не позднее 12 числа следующего за отчетным периодом месяца, а годовые - не позднее 20 января следующего за отчетным года; производственные объединения соответствен­но не позднее 15-го числа следующего за отчетным периодом ме­сяца, годовые - не позднее 25 января следующего за отчетным года. Для аптек, аптечных магазинов конкретные сроки пред­ставления месячных и квартальных отчетов и балансов могут устанавливаться дифференцированно вышестоящими организа­циями в порядке подчиненности.

Датой представления бухгалтерских отчетов и балансов для местных аптечных организаций является время их фактического поступления, а для иногородних - день их высыл­ки, обозначенный на штемпеле почтового отправления. За нару­шение сроков представления отчетности ответственность в уста­новленном порядке несут руководитель и главный бухгалтер аптеки. Кроме того, они могут быть лишены премии полностью или частично за тот учетный период, в котором отчетность представлена с нарушением установленных сроков.

Представленные отчеты и балансы проверяются, рассматриваются и утверждаются, при необходимости в них вносятся соответствующие исправления. Вышестоящие организации должны утвердить отчеты не позднее 15-дневного срока. Все исправления, внесенные в квартальные и годовые отчеты, балансы при их проверке, утвержденные в вышестоящей организации, должны быть обязательно сообщены во все адреса отправки копий этих отчетов.

На основании проверенных отчетов подведомственных аптечных организаций в централизованных бухгалтериях составляются сводные бухгалтерские отчеты и балансы, отражающие основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности центральных районных аптек, межрайонных контор, аптечных управлений в целом.

Месячная отчетность аптек

В аптеках, находящихся, на балансе вышестоящих организа­ций, первичный учет завершается составлением товарных отче­тов (форма № 24-А - для мелкорозничной сети; форма № 25-A - для отделов аптек, аптечных пунктов I категории), отчетом аптеки в целом (форма № 72-А). Рассмотрим порядок отчетности аптек, состоящих на централизованном учете.

В соответствии с Инструкцией [2] в установленные сроки, но не реже одного раза в месяц аптеки представляют отчет в вышестоящие организации (форма № 72-А). При этом, если в аптеке проводится инвентаризация в сроки, не совпадающие со сроком составления отчета, оформляется дополнительный отчет. Месячный отчет аптек, находящихся на централизованном учете, представляет собой ряд таблиц, характеризующих движе­ние денежных средств, товарно-материальных и других ценнос­тей в аптеке. Рассмотрим кратко составные элементы отчета апте­ки по форме № 72-A и порядок их оформления.

Отчет открывается реестром движения денежных средств и инкассации выручки (форма № 70-А). В данной таблице на лицевой стороне отражается движение наличных денежных средств в кассе аптеки по их приходу и расходу. При этом оста­ток денег по кассе на начало месяца берется как их остаток на конец месяца по отчету за предыдущий месяц. Выручка аптеки включает стоимость отпущенных по рецептам медикаментов (экстемпоральные и готовые лекарства), безрецептурный отпуск медикаментов, других товаров медицинского ассортимента. Данные о выручке за месяц определяют по регистрации розничного товарооборота, ежедневно осуществляемой по отчетам кассира. В таблице приводятся сведения о выручке аптечных пунк­тов, киосков и лотков согласно итоговым записям по регистрации розничных оборотов за месяц. Поступление по чекам из банка, от центральной районной аптеки, от услуг за прокат, воз­врат подотчетных сумм вносится в отчет также по данным отчетов кассира, суммированным по видам поступлений в целом за месяц. Реализация тары, не переведенной в товар, выделяется отдельной строкой в отчете кассира и в месячном отчете аптеки.

В расходной части формы № 70-A показываются суммы выручки, сданной в банк (на почту, в сберкассу, центральную районную аптеку) на основании отчетов кассира (выписок из банка и т.п.); отдельно - сумма выручки в пути, не подтверж­денная выписками банка. Здесь же отражается сумма выпла­ченных заработной платы, пособий по временной нетрудоспособ­ности, пенсий; суммы, выплаченные аптекой населению за сдан­ное лекарственное растительное сырье и аптекарскую посуду; квартирные, почтовые расходы; оплата топлива, малоценных предметов, строительных и прочих материалов; выдача денег под отчет и другие расходы. В итоге определяется общая сумма по приходу и по расходу, выводится остаток денег по кассе на ко­нец месяца. Он должен соответствовать остатку по отчету касси­ра (форма № 32-А) на последнее число отчетного месяца.

На обороте формы № 70-А оформляется ведомость внесен­ной или переведенной выручки. В ведомости ежедневно показы­вается сумма сданной выручки в банк по соответствующим документам (препроводительная или сопроводительная ведомость, квитанции и т.п.).

Следующая таблица - субрасчетный (текущий) счет. Она заполняется в аптеках, имеющих субрасчетный или текущий счет в банке. Здесь отражается остаток денег на счете на начало месяца, берется из отчета за предыдущий месяц как остаток на конец месяца. По приходу записывается сумма зачисленной от аптеки выручки, а также перечисления покупателей - на осно­вании выписок банка. В расходной части по выпискам ­банка показываются суммы, полученные аптекой наличными по чекам, уплаченные по счетам, перечисленные вышестоящей орга­низации. Определяется итог по приходу и расходу, выводится остаток денег на счете на конец отчетного месяца.

Основной раздел отчета аптеки - товарный отчет (форма №25-А). На лицевой стороне отчета отражается движение товара, вспомогательных материалов, тары, топлива, лекарственного растительного сырья и прочих материальных ценностей в суммовом выражении, торговых наложений на товары за отчетный месяц.

В приходной части товарного отчета записи ведут на основа­нии первичных документов, которыми оформляют поступление товаров, вспомогательных материалов, тары, топлива, лекарст­венного растительного сырья раздельно по каждому документу (счет-фактура, накладная, товарно-транспортная накладная). Товары по их поступлению и прочим видам документированного расхода, кроме реализации, отражают в товарном отчете по роз­ничным и оптовым ценам, а вспомогательные материалы, тару и другие ценности - по учетным (или средневзвешенным) ценам.

В расходной части товарного отчета сумму реализации заполняют на основании подсчета кассовых чеков и сверяют ее с пока­заниями счетчиков кассовых аппаратов по отделам. В аптеках без кассовых аппаратов в расходной части на основании доку­ментов указывают сумму наличных денег, сданных в кассу, ­банк, на почту или старшему кассиру. Другие виды расходов (отпуск в порядке внутренней переброски товаров, отпуск лечеб­ным учреждениям, включая бесплатный и льготный отпуск ле­карств отдельным категориям больных, уценка, списание порчи товаров по актам, справкам) отражают по соответствующим до­кументам, по каждому раздельно. На основании проведенных записей подводят итоги по приходу и расходу и выводят остатки по видам ценностей на конец месяца по учетным ценам.

Реализованные торговые наложения и наложения на остаток товаров определяют расчетным методом по среднему уровню тор­говых наложений, сложившемуся в отчетном месяце. Расчет ведут в соответствии с методическими указаниями.

Отчет составляют в двух экземплярах: первый со всеми при­ходными и расходными документами передают в бухгалтерию или учетно-контрольную группу под расписку счетного работни­ка на втором экземпляре, который остается у материально ответ­ственного лица. При обнаружении ошибок в товарном отчете бухгалтер делает соответствующие исправления, которые должны быть подтверждены материально ответственным лицом. Исправ­ления переносят и во второй экземпляр товарного отчета.

На оборотной стороне товарного отчета (форма № 25-A) отражается движение тары по номенклатуре, количеству и сумме. В отчете показываются остатки на начало месяца, при­ход, расход и остатки на конец месяца. Допускается составле­ние отчета о движении тары на отдельном листе. В целях сокраще­ния работы по составлению отчета наименование и цены тары мо­гут быть внесены в бланк типографским способом. Суммарные итоги (остатки, приход, расход) должны совпадать с соответ­ствующими данными по таре на лицевой стороне товарного отчета (форма № 25-А).

В отчет аптеки включается оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и других организаций и лиц (форма № 23-А). Данная таблица отражает взаиморасчеты аптеки с покупателями, хозяйственными организациями, отдельными лицами. В первой части оборотной ведомости по лицевым счетам покупателей и других организаций и лиц дается перечень всех имеющихся в аптеке покупателей, отражаются безналичные взаиморасчеты аптеки, остатки на начало месяца (в пользу апте­ки или за аптекой), обороты по приходу или расходу и выводятся конечные остатки в пользу аптеки или за аптекой. Здесь можно определить имеющихся в аптеке покупателей-кредиторов (задол­женность за аптекой) и дебиторов (задолженность в пользу апте­ки). Этот раздел оборотной ведомости заполняется по записям в книге учета оптового отпуска и расчетов с покупателями (форма № 22-А).

Вторая часть оборотной ведомости отражает прочие расчеты аптеки с хозяйственными организациями, отдельными лицами по закупке товаров, с рабочими и служащими по заработной пла­те, с организациями по оплате коммунальных, транспортных, телеграфно-телефонных услуг, с подотчетными лицами по суммам, выданным под отчет (на командировочные и операционные рас­ходы). Здесь же отражаются сделанные начеты на материально ответственных лиц и других работников аптеки по недостачам, порче, производственному браку, погашение (возмещение) этого ущерба и т.п. В конце оборотной ведомости подводятся общие итоги оборотов по лицевым счетам покупателей, организаций и лиц, выводятся конечные результаты по взаиморасчетам апте­ки с ними.

K отчету аптеки прикладывается также реестр выписанных покупателям (лечебным учреждениям и другим организациям) счетов-фактур по отпущенным им из аптеки товарам за месяц (форма № 18-A). Данный реестр ведется в аптеке в течение месяца и представляет собой хронологическую опись счетов, вы­писанных аптекой всем покупателям. Эти данные необходимы для расчета количества рецептов на экстемпоральные и готовые лекарства, естественной убыли на экстемпоральные стационар­ные лекарства и по медикаментам ангро. К реестру прикладыва­ются все счета-фактуры и передаются в централизованную бух­галтерию.

В месячном отчете аптеки в специальной таблице отражает­ся также движение товаров и выручки в мелкорозничной сети. В данном разделе отчета указываются наименование (или фами­лии заведующих) мелкорозничной сети (аптечные пункты, киоски, лотки), их адреса, остатки товаров на начало месяца, итоговые суммы по приходу и расходу товаров, выводятся остатки на ко­нец месяца. В расходе выделяется реализация товаров, которая характеризуется суммой выручки, сданной наличными в кассу аптеки, и стоимостью товара, отпущенного лечебным учреждениям по безналичному расчету (по аптечным пунктам I категориии). К расходам по мелкорозничной сети относятся также воз­врат товара в аптеку, использование его на хозяйственные нужды, естественная убыль, списание порчи (для аптечных пунктов I категории). Выявленная во время инвентаризации, ревизии недо­стача по мелкорозничной сети показывается отдельно. Данный раздел месячного отчета заполняется на основании принятых от мелкорозничной сети, проверенных и утвержденных товарных отчетов (формы № 24-А и 25-А) за соответствующий отчет­ный период. В итоге выводятся в целом остатки на начало месяца, приход, выручка, возврат, недостача и остатки товаров на конец месяца по мелкорозничной сети аптеки, а также дифференциро­ванно по отделам аптеки.

Для характеристики розничных оборотов в месячном отчете аптеки ведется их регистрация в хронологической последовательности в течение месяца. При этом указываются дни (числа) месяца, количество амбулаторных рецептов (отдельно экстемпоральных и готовых), стоимость амбулаторной рецептуры (на экстемпоральные и готовые лекарства, итого), выделяется безрецептурный отпуск, выручка мелкорозничной сети (киоски, аптечные пункты), всего сумма розничного оборота за день. Здесь же показываются бесплатные и льготные рецепты, опреде­ляется средняя стоимость одного рецепта, которая затем исполь­зуется для перевода стационарной рецептуры в рецептурные но­мера. Сведения о количестве амбулаторных рецептов, их стоимо­сти берут из журнала учета рецептуры (форма № 71-А), в ко­тором ежедневно отражаются количество отпущенных экстемпоральных и готовых лекарств, включая льготные и бесплатные лекарства, их стоимость по видам и общая стоимость за день. Данные о безрецептурном отпуске, выручке мелкорозничной сети вносятся с отчетов кассира (форма № 32-А). При этом обо­рот по безрецептурному отпуску определяют по разнице между всей выручкой аптеки за день и стоимостью амбулаторной рецептуры.

Следующий раздел отчета аптеки за месяц - отчет о движении основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № 56-А). Данный отчет составляет мате­риально ответственное лицо раздельно по основным средствам и по малоценным и быстроизнашивающимся предметам. На на­чало месяца в отчете показывают суммарный остаток числящих­ся па балансе аптеки основных средств, малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов по первоначальной стоимости. Затем отражают движение этих средств, указав наименование предме­тов, инвентарные номера или единицу измерения, цену, количе­ство и сумму по их приходу или расходу, по каждому предмету отдельно. В примечании указывают, согласно каким приходным или расходным документам отражается движение средств по аптеке. Определяют общую стоимость основных средств и мало­ценных и быстроизнашивающихся предметов по их приходу и рас­ходу в целом за месяц, выводят остатки на конец месяца в стоимо­стном выражении. Отчет по форме № 56-A составляют еже­месячно или ежеквартально в двух экземплярах: первый с прило­женными приходными и расходными документами, подтверждаю­щими движение соответствующих средств в отчетном периоде, передается в учетно-контрольную группу или централизованную бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица.

Движение лекарственного растительного сырья, вспомога­тельных и строительных материалов, топлива и прочих материаль­ных ценностей, имеющихся в аптеке по номенклатуре, отражается в оборотной ведомости, которая прикладывается к месячному отчету. В оборотной ведомости указываются наименование лекарственного растительного сырья и прочих материальных цен­ностей, цена, остаток на начало месяца (количество и сумма), приход и расход (количество и сумма), выводится остаток на ко­нец месяца (по количеству и сумме по каждому наименованию). Если в аптечной системе стабильная номенклатура лекарствен­ного растительного сырья и других видов материальных цен­ностей, то для облегчения составления отчета о их движении наименования и цены этих предметов, товаров могут быть впечатаны в бланк типографским способом. Суммарные итоги оборот­ной ведомости: остатки, приход и расход по лекарственному рас­тительному сырью, вспомогательным материалам, топливу и прочим ценностям - должны в суммовом выражении быть тождест­венны данным лицевой стороны товарного отчета (форма № 25-А) по видам этих ценностей.

Завершается месячный отчет справкой о заработной плате. В ней отражаются: сумма невыплаченной заработной платы на начало месяца, начисленной зарплаты на месяц, сумма премий; удержания, произведенные из зарплаты по видам; сумма невы­плаченной зарплаты на конец месяца по аптеке; суммы отчислений органам социального страхования и в пенсионный фонд.

Все приходно-расходные документы оформляются перечнем, который прилагается вместе с документами к месячному отчету. В перечне указываются наименование документа, его сумма, де­лается отметка бухгалтерии. Отчет со всеми документами, под­писанный руководителем и работником учетно-контрольной груп­пы, передается в централизованную бухгалтерию вышестоящей организации.

Отчет аптеки и приложенные к нему документы проверяет работник централизованной бухгалтерии в присутствии заведую­щего аптекой или его заместителя. В исключительных случаях по распоряжению вышестоящей организации допускается пере­сылка отчета аптеки в централизованную бухгалтерию.

Представленный отчет аптеки тщательно проверяет работник централизованной бухгалтерии по приложенным к отчету доку­ментам, а работник учетно-контрольной группы (сектора) - по записям в книгах и по документам, имеющимся в аптеке (кас­совые книги, выписки субрасчетного (текущего) счета, копии приходных и расходных документов, счета и т.п.). Исправления отчетных данных вносятся в оба экземпляра поступившего отче­та, о чем в конце отчета делается отметка работником централи­зованной бухгалтерии. Не принятые от аптеки и возвращаемые ей документы указываются в конце месячного отчета. В конце отчета аптеки лицо, проверявшее его, вносит необходимые заме­чания и предложения.

Один экземпляр отчета, проверенный и утвержденный руково­дителем вышестоящей организации, возвращается аптеке.

Аптеки, находящиеся на централизованном учете, не составляют квартальных и годовых отчетов. Данные месячных отчетов по этим аптекам обобщаются и вышестоящих организациях (центральных районных аптеках, межрайконторах, аптечных управлениях), и окончательные результаты доводятся до сведения подведомственных аптек после анализа квартальных и годовых отчетов.

Вместе с тем аптеки, состоящие на неполном хозрасчете, дополнительно представляют в вышестоящие организации различные формы статистической месячной квартальной и годовой отчетности. Они заполняют такие формы отчетности: форма № 1-торг (аптечная) «Отчет о товарообороте за месяц»; форма № 3-с (аптечная) «Отчет о рецептуре и товарообороте» (квартальная, годовая); форма № 3-торг (здрав) «Отчет о поступлении, продаже и остатках товаров в розничной сети и на складах» (квартальная, годовая); форма № 1-заг (аптечная) «Отчет о ходе заготовок и остатках лекарственного растительного сырья» (почтовая – месячная); форма № 4-с «Отчет о кадрах» (годовая); форма № 5-торг «Отчет о выполнении плана по труда в торговле» (квартальная) и др.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2003. – С. 359-361.

Дополнительная:

1. Криков В.П., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1999. – С. 342-345.

2. Гореньков В.Ф. Учет и отчетность в аптечных учреждениях. Минск. «Вышэйшая школа», 1988. – С. 185-197.

3. Стандарты бухгалтерского учета, методические рекомендации. Генеральный план счетов. Сборник документов. – Алматы: Раритет, 2000.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ)

1. Отчетность аптек и ее значение.

2. Требования, предъявляемые к отчетности.

3. Виды и состав отчетности.

4. Инстанции и сроки представления отчетности.

5. Месячная отчетность аптек.

6. Основные разделы месячного отчета аптеки.