ЛЕКЦИЯ 27

ТЕМА:ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ЦЕЛЬ

Ознакомление студентов с порядком проведения инвентаризации и документальным ее оформлением.

 

ПЛАН

1. Порядок проведения инвентаризации

2. Документальное оформление инвентаризации

Инвентаризация – это прием, используемый для выявления фактического состояния имущества и финансовых обязательств организации и его сопоставление с данными бухгалтерского учета.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем фармацевтической организации самостоятельно (кроме случаев, требующих обязательного проведения инвентаризации).

В число подготовительных мероприятий при проведении инвентаризации, помимо формирования состава комиссии, включают: издание Приказа «О проведении инвентаризации»; определение сроков проведения инвентаризации и видов проверяемого имущества; разработку внутренних инструкций – памяток. До начала проверки фактиче­ского наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в 2-х экземплярах.

Составляемые комиссией инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанного на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце ее материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляют отдельные описи.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

По окончании инвентаризации возможны контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до от­крытия фармацевтической организации или отдела. Для облегчения подсчета итогов инвентаризации фармацевтическая торговая организация может составлять «Сводные инвентаризационные описи» по отделам и по предприятию целом.

Результаты инвентаризации оформляются в «Актах инвентаризации ...» по отдельным видам имущества и финансовых обязательств, а также «Сличительных ведомостях результатов инвентаризации ...».

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регистрируются в соответствии с «Законом о бухгалтерском учете и отчетности в РК» в следующем порядке:

· основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию;

· убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач;

· недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – С. 314-319.

2. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA. – Том I. – 2003. – С. 46-56.

3. Стандарты бухгалтерского учета, методические рекомендации. Генеральный план счетов. Сборник документов. – Алматы: Раритет, 2000. – С. 208.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ)

1. Инвентаризация – это ...

2. Подготовительные мероприятия при проведении инвентаризации.

3. Порядок определения фактического наличия имущества при инвентаризации.

4. Обязанности инвентаризационной комиссии.

5. Порядок оформления инвентаризационных описей.

6. Документальное оформление товарно-материальных ценностей, поступивших во время инвентаризации.