Механизмы социализации.
· идентификация - процесс объединения или, точнее, отождествления себя с другим, группой,
· подражание - следование какому-либо примеру, образу,
· конформность - податливость давлению группы (воображаемому или реальному),проявляющаяся в изменении его поведения и установок,
· внушение- процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания.
· убеждение - метод воздействия на сознание личности с помощью логики, доказательств, демонстрации значений обсуждаемых явлений; человек реагирует прежде всего на то, что имеет личностный смысл,
· эмпатия- постижение эмоционального состояния другого человека, эмоциональное вчуствование в другого, сопереживание другому,
· аттракция (привлечение) – особая форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства привязанности,
· полоролевая идентификация –усвоение индивидом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола,
· социальная оценка желаемого поведения – человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения. Человеку свойственно стремление к положительным санкциям,
· социальная фасилитация (облегчение усвоения социального опыта, стимулирующее влияние социальных факторов на мысли, чувства, активность человека или группы) – социальная ингибиция – тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы.
Факторы социализации.
1. Макрофакторы – социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.
· страна, государство, общество,
· культура (система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей).
2. Мезофакторы – детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
· этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием,
· региональные условия – условия той или иной части государства, имеющей отличительные особенности (единая социально-экономическая система, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие),
· тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих,
· средства массовой информации – технические средства (печать, радио, телевидение, кинематограф), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.
3. Микрофакторы – детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах.
· семья,
· микросоциум (трудовые коллективы),
· институты воспитания,
· религиозные организации.