Теории лидерства.

Одна из первых теорий, объясняющих природу влияния лидера в группе, - теория черт (или харизматическая). Она обосновывает феномен лидерства в группе личностными характеристиками самого лидера. Согласно этой теории лидером человека делает определенный набор характеристик, черт характера, необходимых для выполнения функций управления любой группой в различных условиях. Эта концепция, с одной стороны оказалась очень влиятельной и живучей (до сих пор ее отголоски можно встретить в литературе, особенно в практических сферах, смежных с социальной психологией), а с другой - почти сразу появились опровергающие ее исследования. Несостоятельность данной теории связана, во-первых, с тем, что групповой феномен - лидерство - выводится из личностного. Они, конечно, связаны, но не вытекают один из другого. Во-вторых, чисто эмпирически оказалось невозможным составить относительно короткий и однозначный перечень характеристик, которые делали бы человека лидером. Характеристики, необходимые для лидерства, тесным образом связаны с той групповой деятельностью, для реализации которой существует данная группа.

Тем не менее, представители теории великой личности, укорененной в рамках этого подхода, изучив биографии А. Македонского, королевы Елизаветы I, А. Линкольна, вывели ключевые черты лидеров:

Черта Описание
Напористость Желание успеха, амбиции, большая энергия, упорство, инициатива
Честность и прямота   Заслуживают доверия надежность открытость
Мотивация лидерства Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей
Самоуверенность Вера в собственные силы
Умственные способности Ум способность объединять и интерпретировать большое количество информации
Креативность Оригинальность
Приспособляемость (близко к высокому уровню самоконтроля) Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации
Компетентность Знание деятельности группы, знание соответствующих технических вопросов

В данном подходе сложилось представление о харизматическом (трансформационном) лидере. Такой личности приписываются богоданные свойства, вызывающие преклонение перед ней и безоговорочная вера в ее особые способности и возможности или «способность заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья». Социальные психологи установили особенности их выступлений: воздействуют на воображение (эмоционально описывают образ своей группы в будущем): поэтому я говорю вам, друзья мои, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, я не перестаю мечтать. Моя мечта – это глубоко укоренившаяся мечта любого человека о возможности влиять на судьбу, выполнение своего предназначения. Кроме того, путь движения к цели в их словах оформлен так что любые действия, подцели приобретают смысл. А также они являются мастерами управления впечатлениями.

Другая концепция происхождения лидерства называется ситуационной теорией. Она объясняет появление лидера в группе через наиболее полное совпадение особенностей человека и требований конкретной ситуации. В соответствии с этой концепцией для каждой новой ситуации должен появляться новый лидер, что в реальности не происходит. Позиция лидера достаточно устойчива в группе, и смена одного лидера на другого представляет довольно сложный и часто конфликтный процесс.

Результатом критики и объединения названных теорий явился синтетический подход к лидерству. Синтетическая теория рассматривает лидерство как функцию группы, реализация которой связана и с личностными характеристиками членов группы, и с параметрами ситуации. Как всякий "синтезирующий" подход, данное направление в исследовании лидерства в группе дает слишком общий ответ на вопрос о природе этого феномена.

Стили лидерства выделил К. Левин, он описал:

Авторитарный (директивный). Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчиненных и не давая им возможности проявить инициативу, жесткие способы управления, пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений

Демократический (коллегиальный). Лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.

Анархичный (либеральный). Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, отказ от управления, устранение от руководства, предоставление подчиненным полной свободы принятия решений самостоятельно.

В руководстве различают следующие стили (по Робберу и Тильману):

· директивное (единоначалие руководителя)

· кооперативное (возможность активного коммуникативного обмена между руководителем и другими членами группы, за ней будущее)

· недирективное (функция руководства полностью передается членам группы, групповая энергетика без руководителя уходит вся на динамику, существует только в тренинговых группах).

Охарактеризовать основные стили руководства можно следующим образом:

директивное руководство кооперативное руководство
· структурная простота и возможность оперативного использования; · прогрессивность;  
· психологическая защищенность руководителя; · экономичность и гуманность;  
· пассивность подчиненных; · взаимопонимание между подчиненными и руководителем;
· лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю; · низкая конфликтность.  
· внутренняя конфликтность  

Источники влияния (власти) руководителя (по Френчу и Рейвену):

1. принуждение (угроза потери работы, статуса, эмоциональной поддержки, социальной защищенности, жизни)

2. вознаграждение – в каком-то смысле обратная сторона принуждения, столь же манипулятивна. Если организовано правильно – мощный источник влияния, но трудно организовать.

3. традиции – взращенное в человеке «начальник всегда прав».

4. личность руководителя, власть примера (харизма) Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом. Черты харизматической личности: обмен энергией (излучают, заряжают), внушительная внешность (привлекательность, осанка, манера держаться, владение ситуацией), независимость характера, хорошая риторика, легко воспринимают восхищение своей внешностью, не впадая в надменность.

5. экспертная власть – обладание ценными знаниями в различных вопросах.

Изучение лидерского потенциала группы, его ценностных ориентаций, стилей лидерства в классе, оптимальное управление данным ресурсом группы – одна из существенных задач работы классного руководителя.