Актуальность и значимость курса.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Гуманитарный Институт
Кафедра общей и педагогической психологии
Социальная психология
Курс лекций
по дисциплине «Социальная психология» для студентов ВлГУ,
обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование
(шифр направления, название)
Владимир – 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение………………………………………………………………………………………3
2. Тесты лекций
2.1. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии………………………………………………………………………………………9
2.2.Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма…………………………………………………………………………17
2.3. Стадии и уровни развития группы. Групповая сплоченность………………………….22
2.4. Лидерство и руководство. …………………………………………………………………28
2.5. Феномен межгруппового взаимодействия………………………………………………..32
2.6. Этнопсихология…………………………………………………………………………......40
2.7. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение………………………………………………………………………………49
2.8. Межличностный конфликт…………………………………………………………………57
3. Тестовые задания по курсу
3.1. по темам лекций……………………………………………………………………………..66
3.2. итоговый тест по курсу лекций…………………………………………………………….79
4. Заключение……………………………………………………………………………………..83
5. Список литературы…………………………………………………………………………….84
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость курса.
Изменения, происходящие в обществе, требуют своего осмысления, возникла необходимость в понимании многих социально-психологических явлений, как на уровне теоретическом, так и практическом. По своей природе социальная психология является интегративной наукой, в которой тесным образом переплетаются социологические и психологические аспекты. Проблемы социальной психологии интересуют не только представителей академических специальностей, ученые, но и практических работников, таких как педагоги, менеджеры, финансисты, практики-предприниматели.
Особую актуальность в современной практике школы приобретает знание особенностей современной социализации, управление классным коллективом, медиация конфликтов между всеми субъектами образовательного пространства, формирование межэтнической толерантности и проч., и формирование компетенций в данных аспектах профессиональной деятельности.
Социальная психология является частью дисциплины «Психология», которая относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла специальности 050100 «Педагогическое образование» и определяет становление общекультурных, профессиональных, специальных компетенций.
Дисциплина «Социальная психология» выступает фундаментом развития профессионально-педагогических компетенций для учебных и педагогических практик в системе вузовского профессионального образования, психолого-педагогических дисциплин по выбору, для подготовки курсовых и выпускной квалификационной работ по темам с проблематикой по социальной психологии.
Содержание данного учебного курса соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Программа по курсу "Социальная психология" составлена с учетом как традиционных вопросов социальной психологии, так и ее актуальных проблем. Курс лекций содержит в себе общие основы социально-психологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с искусством эффективного и грамотного общения со всеми субъектами образовательного пространства.
Роль и место дисциплины «Социальная психология» в структуре учебного плана.
Дисциплина «Психология» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) "бакалавр").
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, истории и обществознания, общей биологии. Данная дисциплина взаимосвязана с такими дисциплинами, находящимися в гуманитарном, социальном, экономическом цикле (Б1), как «История» и «Философия», а также с дисциплинами профессионального цикла (Б3) - «Педагогика» и «Методика обучения истории», «Методика обучения обществоведению», «Методика обучения иностранному языку» (по профилю подготовки).
Дисциплина «Психология» выступает фундаментом развития профессионально-педагогических компетенций для учебных и педагогических практик, психолого-педагогических дисциплин по выбору, для подготовки курсовых и выпускной квалификационной работ.
Содержание учебного курса соответствует требованиямФедерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 759)
Основные цели и задачи курса:
Целями освоения дисциплины «Психология» является содействие становлению общекультурных, профессиональных, специальных компетенций посредством:
- формирования целостного представления о социально-психологических особенностях человека как закономерностях его деятельности и обучения, раскрытия психологического аспекта профессиональной подготовки будущих педагогов путем расширения их представлений о фундаментальности социальной психологии, ее прикладном характере; об исторически сложившихся и современных подходах к решению психологических проблем жизни и деятельности человека, его развития, образования и воспитания.
- содействия становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе владения содержанием и инструментарием психологии; формирования теоретических основ мировоззрения выпускника в области образования: знаний о теоретических основах, методологических принципах, основных проблемах и методах общей, социальной, возрастной и педагогической психологии, ключевых категориях и содержании основных вопросов психологической науки;
- обеспечения роста психологической культуры и компетентности через: стимулирование студентов к выбору гуманистических возрастносообразных подходов к ребенку и образовательному процессу, создание условий для осмысления и анализа студентами своего эмпирического опыта в педагогическом процессе; создание условий для освоения будущими педагогами базовых концептуальных позиций и теорий в области описания и объяснения фактов, механизмов и законов психического развития и развития личности человека на разных этапах онтогенеза;
- развития познавательных ресурсов и возможностей будущих специалистов через: характеристику потенциальных возможностей и проблем психического развития и развития личности человека в каждый из возрастных периодов, формирование теоретической и практической готовности к диагностической и прогностической деятельности в отношении людей разных возрастов; анализ психологических оснований характеристик и классификаций различных педагогических концепций, явлений, процессов, состояний;
- расширения и уточнения образа профессии, личности педагога и себя, как специалиста, формирование интереса к исследованиям в области психологии, прикладной деятельности бакалавра в области образования в процессе решения профессиональных задач.
Задачи освоения содержания курса – создание условий для формирования целостного представления о социально-психологических процессах в обществе и образовании, социальных детерминантах развития и деятельности, содействия становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе владения содержанием и инструментарием социальной психологии, интереса к прикладной деятельности в области образования в процессе решения профессиональных задач.