Американский структурализм

Американская дескриптивная лингвистика

У истоков стоят два выдающихся языковеда – Э.Сепир (1884-1939) и Л.Блумфилд (1887-1949). Специфической особенностью американского структурализма является прагматическая направленность лингвистических исследований, связанная с необходимостью изучения языков амер. индейцев. эти языки не имеют письменных памятников, характеризуются особой структурой предложений. Поэтому центральной задачей дескриптивной лингвистики было выдвинуто описание языков, а не их объяснение. Такая установка целей лингвистического исследования носит всё же позитивный характер.

Кроме того, амер. языковеды, сталкиваясь с индейскими языками, рассматривали их как зашифрованные другим кодом тексты, которые предстоит расшифровать. Дешифровочный подход к языку предопределил выработку особых методов анализа языка.

Теоретические принципы амер. структурной лингвистики изложены в книгах Э.Сепира «Язык» (1921, русск. перевод 1934) и Л.Блумфилда «Язык» (1933, русск. перевод 1968).

Основоположники амер. структурализма на первый план выдвигали фонологию. С именем Блумфилда в амер. языкознании связана разработка уровней языка. Наиболее простой уровень – фонологический, при котором определяются все фонемы и констатируется, какие сочетания фонем возможны. Следующим уровнем является семантический; семантику он делит на грамматику и лексику.

Работы Блумфилда стимулировали исследования амер. языковедов в области структуры лингвистического знания о языке.

Идеи Блумфилда разрабатывались в трёх различных направлениях последующим поколением амер. лингвистов.

Первоеиз них представлено группой лингвистов, известных как Йельская школа, разрабатывающая технику лингвистического анализа на уровне фонологии и морфонологии и требующая до недавнего времени полностью исключить фактор значения из лингвистического исследования (Дж. Трейджер, Б.Блок, Г.Смит и др.)

Другая разновидность представлена энн-арборской группой лингвистов (К.Пайк, Ю.Найд, Ч.Фриз и др.) эти лингвисты восприняли скорее не теоретические взгляды Блумфилда, а технику его исследовательских работ и интерес к практической полевой работе по сбору языкового материала среди коренных индейцев Северной Америки.

Третью разновидность амер. структурализма называют школой трансформационного анализа. Её представляют Н.Хомский, Р.Лиз, и др.

Сущность дескриптивной лингвистики З.Харрис определяет следующим образом: «Дескриптивная лингвистика (в терминологическом смысле) есть особая область исследования, имеющая дело не с речевой деятельностью в целом, но с регулярностями определённых признаков речи. Эти регулярности заключаются в дистрибутивных отношениях признаков исследуемой речи, т.е. повторяемости этих признаков относительно друг друга в пределах высказываний… Главная цель исследования есть определение порядка расположения (дистрибуция) или распределения (аранжировка) в процессе речи отдельных её частей или признаков относительно друг друга».

Указанные выше направления амер. дескриптивной лингвистики основное внимание обращают на методику лингвистического анализа, на создание техники описания языка.

В дескриптивной лингвистике выделяются три типа отношений между двумя (или несколькими) элементами, которые принято называть моделями дистрибуции.

Элементы находятся в контрастной дистрибуции, если они могут встречаться в одних и тех же окружениях, различая значения. Таковы начальные согласные в словах дал-зал-мал-бал-вал, являющиеся пятью различными фонемами.

Мы говорим, что звуки находятся в отношении дополнительной дистрибуции, когда каждый из них встречается в определённых, закреплённых за ним окружениях, в которых другие звуки не встречаются, например, гласный и в русском языке встречается после мягких согл. (кино, либо), после гласных (армии, герои), но не может встречаться после твёрдых согл.: шило невозможно произнести с мягким ш. Поэтому фонемы [и] и [ы] находятся в отношении дополнительной дистрибуции, являются вариантами, или аллофонами, одной фонемы. Фонема в терминах дескриптивной лингвистики определяется как класс аллофонов.

Принцип классификации изолированных морфем и методик их классификации дескриптивисты переносят и на синтаксический уровень, распространяя его на изучение таких единиц, как предложение.

Исследование синтаксиса осуществляется главным образом при помощи метода непосредственно составляющих (НС). Принцип НС был предложен Л.Блумфилдом в книге «Язык». Метод НС позволяет установить иерархические отношения между синтаксическими конструкциями в общей системе предложения. Американские дескриптивисты при анализе по методу НС исходят из следующих определений: «Конструкция – это любая значащая группа слов (или морфем). Составляющими называются слова или конструкции (или морфемы), входящие в какую-либо более крупную конструкцию… Непосредственно составляющие – это одна, две или несколько составляющих, из которых непосредственно образована та или иная конструкция». Так, высказывание Жаркое солнце быстро нагревало землю является конструкцией, входящие в эту конструкцию значимые слова – составляющими, а слова, связанные непосредственной связью, - непосредственно составляющими. Хотя слова жаркое и землю связаны между собой, так как первое слово начинает высказывание, а второе его заканчивает, между ними нет непосредственной связи, в то время как слова жаркое и солнце, нагревало и землю, быстро и нагревало связаны между собой и представляют парные (бинарные) по своей структуре сочетания. Метод НС и основан на том предположении, что каждая конструкция является бинарной по своему составу.