Пражская школа функциональной лингвистики

Одним из направлений структурализма является Пражский лингвистический кружок, возникший в 1926 году и существовавший до 1952 года. Среди представителей этого кружка следует отметить В. Матезиуса (1882-1945), Б. Трнка, Б.Гавранка, Я.Мукаржовского, В.Скаличку, Й. Вахека и других чешских учёных. Отличительной особенностью кружка являлась тесная связь с западноевропейскими и русскими учёными – Р.Я.Якобсоном, Н.С.Трубецким, С.И.Карцевским, К.Бюлером (Австрия), Л.Блумфильдом (США), А.Мартине (Франция) и др. теоретические взгляды пражского кружка нашли отражение в «Тезисах пражского лингвистического кружка» (1929). С 1935 года кружок стал издавать журнал «Slovo a slovesnost», существующий и в настоящее время (сведения 1979г!)

На формирование их лингвистической теории большое влияние оказали некоторые взгляды Соссюра, а также русская лингвистика, представленная работами И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатова, А.А.Шахматова.

Пражские структуралисты отвергли соссюровское противопоставление о синхронии и диахронии, но подчёркивали преимущество синхронного анализа, поскольку изучение современного состояния языков представляется единственным критерием, дающим исчерпывающий материал и позволяющим составить о языке непосредственное представление. Бодуэн де Куртенэ ещё в 1876/77 учебном году в подробных программах лекций, читанных в Казанском университете, выдвинул положение о тесной связи синхронии и диахронии, подчёркивая исторический характер системы языка. Пражские структуралисты целиком восприняли это положение.

Эти идеи в дальнейшем положили начало типологическому изучению языков.

Изучение сходных явлений в родственных и неродственных языках, генетически относящихся к разным языковым семьям, позволили пражским учёным разработать понятие языкового союза в противоположность понятию языковой семьи. Под языковым союзом они понимали группу географически смежных неродственных (или не близкородственных) языков, обладающих сходными чертами в синтаксической, морфологической и фонологической структурах.

Фонетические и другие явления языка стали изучаться в зависимости от исторического развития языковой системы.

Пражские лингвисты признают социальную природу языка (в отличие от С.), подчёркивая необходимость изучения не только языковых элементов, но и многообразных связей, существующих между языком и объективной реальностью.

Наиболее полно взгляды пражских учёных выразились при изучении структуры литературного языка, состоящего из ряда частных систем, обладающих ярко выраженным социальным и функциональным характером.

Одним из важнейших положений в концепции Пражского лингвистического кружка является понятие языковой функции. Понятие функции языка основывается на учении нем. языковеда К.Бюлера, изложенном им в работе «Теория языка. Структурная модель языка» (1934). По мнению Бюлера, психические способности человека – мыслить, чувствовать, выражать волю – породили три функции языка – коммуникативную (функцию сообщения), функцию выражения и функцию обращения. Этим функциям соответствуют три типа высказываний – повествовательный, восклицательный и побудительный.

Бесспорной заслугой Пражского кружка перед мировым языкознанием является создание фонологии как научной дисциплины.

Наиболее полно взгляды на сущность и методику изучения фонологических проблем изложены в книге Н.С.Трубецкого «Основы фонологии». Фонема может реализоваться в ряде различных звуков. Трубецкой называет их вариантами фонем. Например, в словах кон – конь имеется одна фонема [н], реализуемая твёрдым [н] и мягким [н], которые являются вариантами этой фонемы.

Пражские лингвисты выделяют обязательные, факультативные и индивидуальные варианты фонем. Обязательные варианты делятся на позиционные, комбинаторные и стилистические. Позиционные обусловливаются положением фонемы относительно ударения, характером слова, мелодикой речи и т.д. (примеры год, года, годовой – записать втранскрипции). Комбинаторные варианты возникают в результате взаимодействия фонем в потоке речи. Стилистические варианты определяются разными стилями произношения, например, полным и разговорным: говорит – грит, здравствуйте – здрасте. Факультативные варианты - это такиевырианты, которые могут замещать друг друга в одной и то де позиции, не меняя при этом значения слова. Они часто возникают в результате диалектных различий. Индивидуальные варианты фонем обусловливаются особенностями речи отдельных людей, например, раскатистое и «картавое» произношение фонемы [р].

В целом, пражский кружок относился весьма бережно к лингвистическому наследию прошлого. Их деятельность является полноправным наследником школы младограмматистов, сравнительный метод которых они дополнили сравнением неродственных языков.

Выработанные ими основные понятия фонологии и фонологического описания, разработка положений функциональной грамматики, изучение функциональных языков и стилей обогатили языкознание новыми подходами к изучению языка.