Понятие выборов, их виды и социальная функция

 

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в ее тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.

Основополагающим законодательным актом такого регулирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Без преувеличения можно сказать, что от соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел. Собственно, это относится и к другим высшим должностным лицам Российской Федерации и ее субъектов, избираемым российскими гражданами.

Исходя из положений закона, граждане России могут в полной мере воспользоваться своим избирательным правом и теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию. Собственно, требованиями закона должны руководствоваться все иные объединения, должностные лица, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели в процессе проведения избирательной компании.

Раскрытие специфического содержания основных терминов, применяемых в законе, позволяет правильно использовать его нормы, понять их смысл и практическую значимость.

Так, раскрывая содержание термина «выборы в Российской Федерации», Закон четко фиксирует круг тех организационно-правовых мероприятий, которое им покрываются.

Выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Политико-правовое значение выборов нашло и свое конституционное закрепление.

Это:

· высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления, источник политической силы народного представительства (ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ);

· способ реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства (ч. 1,2 ст. 32);

· наиболее доступное и распространенное средство осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130).

Разные уровни выборов обусловливают выделение выборов федеральных (на всей территории Российской Федерации); региональных (на территории субъекта Федерации); муниципальных (в рамках муниципальных образований).

В зависимости от того, какой орган избирается, выделяют выборы представительных органов (выборы парламентские, представительных органов местного самоуправления) и выборных должностных лиц (выборы президентские, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав муниципальных образований).

В случае, когда граждане голосуют непосредственно за кандидата (список кандидатов), выборы признаются прямыми. Практика формирования органов государственной власти в России знает примеры непрямых (косвенных) выборов. Половина членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ избирается депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации.

Две особенности отличают непрямые выборы. Из процесса формирования органов власти исключены избиратели. Правовое регулирование таких выборов осуществляется специальными законодательными актами, а не нормами избирательного законодательства.

В связи с истечением срока полномочий органа или выборного должностного лица назначаются очередные выборы. Досрочное прекращение полномочий органа власти, выборного должностного лица влечет досрочные (внеочередные) выборы, Повторные выборы проводятся по причине признания очередных, досрочных (внеочередных) или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными.

Досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутата законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, представительного органа местного самоуправления обусловливает дополнительные выборы.

Они связаны с выбытием кого-либо из депутатов по одномандатному избирательному округу, что само по себе не влечет прекращение полномочий всего органа власти, как это имеет место при досрочных выборах. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. допускает проведение дополнительных выборов по многомандатному избирательному округу, если в нем замещено менее двух третей депутатских мандатов. Дополнительные выборы не назначаются, если депутат не может быть избран на срок более одного года.

Избирательное законодательство использует еще одно понятие - общие выборы. Оно применяется для обозначения выборов полного состава соответствующего представительного органа власти, а также при сопоставлении с институтом повторного голосования.