Тема 3.2. Основные понятия фармакодинамики. Дозирование лекарственных средств

Студент должен представлять:

· типовые механизмы действия лекарственных веществ.

Студент должен знать:

· виды действия лекарственных веществ на организм;

· классификацию доз.

Студент должен уметь:

· подбирать дозу лекарственного средства согласно принципам индивидуализации доз.

 

Основные теоретические вопросы:

1. Типовые механизмы действия лекарственных веществ (взаимодействие с рецепторами, ионными каналами, ферментами, транспортными системами, генами).

2. Виды действия лекарств. Местное и резорбтивное действие лекарственных средств. Прямое и рефлекторное действие. Прямое и косвенное, главное и побочное действие лекарств.

3. Действие лекарственных средств на плод (эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое).

4. Ульцерогенное, мутагенное, канцерогенное действие лекарственных средств. Понятие об идиосинкразии.

5. Определение «доза лекарственного средства». Принципы индивидуализации доз. Единицы измерения доз (весовые, объемные, единицы действия). Классификация доз по силе действия (терапевтические, токсические, летальные) и по приемам (ударные, поддерживающие, курсовые, дробные).

6. Особенности дозирования лекарственных средств детям и лицам старше 60 лет. Последствия передозировки.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: агонисты, антагонисты, аффинитет, высшая терапевтическая доза, идиосинкразия, рецептор.

2. Пользуясь справочной литературой, приведите примеры:

· Препарат местного действия (название, лекарственная форма);

· Препарат рефлекторного действия (название, лекарственная форма);

· Препарат косвенного действия (название, лекарственная форма);

· Препарат прямого действия (название, лекарственная форма).

 

3. Заполните таблицу «Механизмы действия лекарственных средств».

Механизм действия Пример препарата или группы
Прямое стимулирующее действие на рецептор  
Блокада ионных каналов в мышечных клетках  
Подавление активности ферментов  
Нарушение репликации ДНК в опухолевых клетках  

 

4. Решите ситуационные задачи.

А)Пациенту Н. назначен 25% р-р препарата в качестве желчегонного средства, по 1 столовой ложке 3 раза в день, до еды. Рассчитайте разовую дозу препарата в граммах и миллилитрах. Рассчитайте общий объем препарата, если известно, что курс лечения продлится 7 дней. Запишите всю схему ваших расчётов.

Б) Рассчитайте суточную дозу препарата для ребенка 9 лет, массой 30 кг, если известна разовая доза для взрослого – 0,6 г. Кратность назначения препарата ребенку – три раза в сутки. Воспользуйтесь разными формулами, сравните результат.

1. А= Б (а/ (а + 12)

2. А= Б (в/70)

А – разовая доза для ребенка, Б – разовая доза для взрослого, а – возраст ребенка в годах, в – масса тела ребенка в кг.

В)Пациенту В. назначен раствор хлорида кальция для приёма по 1 столовой ложке 2 раза в сутки. Разовая доза препарата – 2 грамма. Какова суточная доза? Укажите ответ в граммах и миллилитрах. Выпишите рецепт с указанием концентрации раствора в процентах. Рассчитайте общий объём раствора, чтобы пациенту хватило на десять приёмов.

Г)Необходимо выписать в каплях на 20 приёмов водный раствор атропина сульфата в разовой дозе 0,001 г. Учтите, что в 1 грамме (миллилитре) очищенной воды будет содержаться в среднем 20 капель. Запишите расчёты, оформите развёрнутую и сокращённую пропись рецепта.

 

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания: Приложение 4, задание 3.