Чем обусловлены у человека оценочные категории «добро» и «зло»?

В сознании любого человека окружающее отражается через его личностное мировоззрение, которое формируется в процессе его воспитания, образования, обучения и нахождения в конкретной социальной среде. Об этом нужно помнить всегда, когда речь идет о морально-этических категориях. Мировоззрение формирует и потребности личности, а в частности такую как оценку собственных мотивов, мыслей и поступков.

Вот эта потребность и одновременно способность имеет свое название – совесть. Совесть – это своеобразный оценочный рецептор человека в морально этическом измерении его существования. Он воспринимает окружающее через призму мировоззренческих установок, которые в данный момент управляют его сознанием. «Добро» и «зло» - это «пределы» диапазона работы оценочного инструмента человека, который, как мы уже говорили, общепринято называть совестью.

То есть, эти категории, о которых вы спрашиваете, обусловлены именно наличием потребности оценки поведения человека, как части общества.

Такая потребность требует от него оценки намерений и мыслей и поступков как себя самого, так и другого или других. Но если свои мысли человек при желании может оценить с точки зрения пределов совести, то чужие мысли он оценить не может, так как «чтение» таковых в Метакосмосе считается не этичным. Хотя вам известны случаи попыток проникновения в чужие головы с целью прочтения мыслей их обладателей. Это возможно, но не приветствуется.

Оценка слов, поступков и результатов деятельности других людей происходит «постфактум», но тоже в рамках указанных пределов «добро» - «зло». В человеческом сознании существую масса этических нюансов и оттенков, которые он укладывает в эти пределы. Но так как эти пределы имеют свойство меняться, как расширяться, так и суживаться, то и гамма этических оттенков меняется неизбежно. Чем устойчивее мировоззрение, тем четче работает оценочный аппарат, тем ярче для человека выглядят и морально – этические ориентиры.

На этом в значительной степени основаны и технологии манипуляций с общественным мнением. Чем уже сознание, тем проще убеждать человека в том, что для него «плохо» и что «хорошо». Достаточно понять его потребности. Но цель этих познаний опять же - вопрос этический.

Безусловно диапазон совести у каждого человека различается глубиной его мировоззрения. Чем шире рамки персонального сознания, тем объективнее должен бы быть и оценочный аппарат. Но не все так просто. Аппарат личностной совести зиждется на критериях. Что есть «добро» и «что есть «зло» ?
Конечно, ваши критерии условны, и нечто, кажущееся человеку положительным и добрым, таковым на деле может и не оказаться.

Действительно, так ли добр палач, лишающий жизни осужденного даже во исполнение закона ? Так сказать, убивающий злодея, избавляющий человечество от негодяя? Добро ли это? Ведь уничтожается зло? Но происходит убийство – самое страшное из всех недобрых дел, вершимых человечеством. И как, с каким «знаком», оценивается тогда такое действо, как казнь невинно осужденного, поскольку и такое может случиться?

Оценочные категории «добро» и «зло», выбранные и используемые человеком, условны. Одно и то же явление или действие может оказаться одновременно и добрым, и злым. Но это не значит, что человек должен отказаться от использования в своей жизни этих понятий. Просто нужно внимательнее относиться к их толкованию.