Понятие иностранной организации. Правоспособность.

Решение вопроса о правовом положении иностранных организаций в России предполагает их сравнение с отечественными организациями и ставит первоначально проблему определения их национальной принадлежности. Именно от «национальности» организации зависит выбор права, применимого при установлении ее правоспособности: личным законом организации считается право страны, где она учреждена (п. 1 ст. 1202, ч. 1 ст. 1203 ГК).

Иностранные организации – это юридические лица, компании и другие корпоративные образования, в том числе не являющиеся юридическими лицами, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (п. 2 ст. 11 НК; ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). В качестве иностранных на территории РФ рассматриваются также международные организации, их филиалы и представительства. Таким образом, любая организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства, должна рассматриваться в Российской Федерации как иностранная. В этом смысле не являются иностранными филиалы и представительства иностранной организации, создаваемые на территории РФ в соответствии с российским законодательством.

592. –В настоящее время иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории РФ, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия*. Следовательно, наличие гражданской правосубъектности иностранной организации в Российской Федерации не связано, по общему правилу, с фактом ее аккредитации, постановки на налоговый учет и соблюдения иных административных формальностей.

Однако необходимо учитывать, что несоблюдение императивных требований российских законов влечет наступление по отношению к нарушителям неблагоприятных последствий, в том числе применение мер ответственности. Нотариус уполномочен государством обеспечивать соблюдение общественного интереса в гражданском обороте и поэтому в силу своей должности несет ответственность за применение законов, имеющих общую значимость (императивных норм). Во избежание негативных последствий для заинтересованных лиц и для себя самого нотариусу следует в каждом случае проверять необходимость соблюдения таких норм иностранными лицами и до совершения нотариального действия предлагать им исполнить соответствующие обязанности. В то же время их невыполнение a priori не влияет на гражданскую правосубъектность иностранной организации и, следовательно, на действительность совершаемых ею в РФ сделок и иных юридических действий.

* См.: Богуславский М.М. Международное частное право. 4-е изд. М., 2001. С. 146; Ануфриева Л.П. Международное частное право (Особенная часть). Т. 2. М., 2000. С. 79.

 

593. –На практике при выборе применимого к правоспособности иностранной организации права может возникнуть проблема, что понимать под местом ее создания (учреждения). Данный вопрос касается квалификации юридических понятий и, следовательно, будет решаться в соответствии с российским правом. Создание организации предполагает наличие сложного юридического состава, в котором определяющим является ее государственная регистрация. Так, юридическое лицо считается созданным с момента внесения данных о нем в единый государственный реестр (п. 2 ст. 51 ГК). Именно с фактом государственной регистрации в РФ связывается наделение организаций гражданской правосубъектностью. Таким образом, под местом учреждения иностранной организации следует понимать государство, где она зарегистрирована.

Специфику имеет признание правоспособности в Российской Федерации иностранных организаций публичного права т. е. организаций, которые полностью или частично созданы иностранным государством для осуществления каких-либо государственных полномочий или выполнения общезначимых задач. Признание иностранного государства автоматически ведет к признанию действительности его публичного права. Соответственно, иностранные публичные организации должны признаваться в России при осуществлении законной деятельности на российской территории. Наделение их правоспособностью может не связываться с регистрацией учредительных документов в каких-либо государственных реестрах и прямо вытекать из решения компетентного государственного органа. Также компетенция публичной иностранной организации может прямо следовать из закона учредившего ее государства.

594. – Объем правоспособности иностранных организаций в Российской Федерации. Вотношении иностранных организаций действует общий принцип национального правового режима. За исключениями, прямо предусмотренными в законе, они приравниваются к российским юридическим лицам или иным организациям внутреннего права. Следовательно, они способны пользоваться на ее территории теми же правами, что и российские организации.

В то же время иностранные организации не могут иметь правосубъектность более обширную, чем это определяется их национальным правом. Например, если применимое право иностранного государства отказывает своим организациям в праве безвозмездно получать какое-либо имущество, то они не смогут реализовать это право в Российской Федерации. Или, например, в случае прекращения прав юридического лица у иностранной организации согласно ее национальному закону она утрачивает их также в России, хотя бы и продолжала соответствовать внутренним, российским признакам юридического лица*.

* В мировой юридической практике эта проблема получила широкое распространение во время национализации российских частных предприятий после событий 1917 г. Например, во Франции судебная практика пошла здесь по пути признания за такими юридическими лицами правоспособности, но только лишь для целей их ликвидации.

 

В настоящее время Гражданский кодекс РФ достаточно полно определил сферу компетенции личного закона иностранной организации, т. е. права государства ее происхождения. Иностранное право должно применяться к иностранной организации при определении:

1) статуса в качестве юридического лица;

2) организационно-правовой формы;

3) требований к ее наименованию;

4) условий создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросов правопреемства;

5) содержания правоспособности;

6) порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренних отношений, в том числе отношений с ее участниками;

8) способности отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202, ст. 1203 ГК).

Роль российского законодательства сводится к признанию иностранных организаций в качестве полноправных участников гражданского оборота и определению общих рамок их функционирования на территории Российской Федерации. Кроме того, на иностранные организации в Российской Федерации полностью распространяются императивные требования российского законодательства (налогового, валютного, административного и др.).

595. – Документы, используемые для установления правоспособности иностранных организаций.Основным документом, подтверждающим правоспособность иностранной организации, является выписка из торгового реестра страны ее учреждения. На ее основании устанавливается факт регистрации организации в иностранном государстве, с которым чаще всего связывается наделение организаций гражданской право- и дееспособностью. Об объеме правосубъектности иностранного лица можно судить в основном исходя из его учредительных документов: устава и/или учредительного договора. На их основании нотариус может сделать вывод о возможности участия иностранной организации в определенной юридической операции, а также убедиться в том, что лицо представляющее ее интересы, назначено в полном соответствии с учредительными документами.

Не являются документами, на основании которых может быть установлена правоспособность иностранных организаций, акты российских государственных органов, осуществляющих их государственную аккредитацию, налоговый, таможенный и иной административный учет и контроль.

Внотариальный реестр вносятся реквизиты официальных документов, на основании которых определялась правоспособность иностранной организации и полномочия ее представителя. Подлинники разовых доверенностей остаются в делах нотариуса. Копии всех правоустанавливающих документов на иностранном языке и их переводов также прилагаются к делу.

596. – При наличии сомнений в правоспособности иностранной организации (при начале процедур добровольной ликвидации, реорганизации, банкротства и т. д.), достаточности полномочий ее органов или представителей нотариус вправе предложить заинтересованным лицам представить дополнительные документы, а также самостоятельно навести справки в компетентных органах иностранного государства. Как правило, информация о статусе организации в стране ее происхождения является открытой и может быть получена любым желающим. В большинстве государств функционирование систем регистрации организаций, а также процедуры рассмотрения дел об их ликвидации или банкротстве построены на принципах гласности и доступности информации*. Тем не менее в силу различных причин (дополнительные затраты времени, средств, незнание иностранных языков) самостоятельное получение данных сведений нотариусом становится затруднительным.

* Для получения оперативной информации об организациях в ряде государств мира возможно обращение к сайтам соответствующих регистрирующих органов. См., например, сайт Федерального офиса торгового реестра Швейцарии: http://www.zefix.admin.ch (итальянский, немецкий, французский языки). Существуют также неофициальные источники данных об иностранных предприятиях, как правило платные. См., например: http://www.skyminder.com (английский, итальянский, французский языки) и др.