А) Установление личности и дееспособности иностранного гражданина

582. – Понятие иностранного гражданина.Квалификациянотариусом физического липа, участвующего в нотариальном производстве в качестве стороны или иного заинтересованного лица, как

иностранного гражданина должна осуществляться в соответствии с российским законом. Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства*. Итак, для достоверного вывода о наличии у физического лица качества иностранного гражданина нотариус должен убедиться в двух обстоятельствах: во-первых, в отсутствии у него российского гражданства и, во-вторых, в наличии гражданства иностранного государства.

* Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации».

 

Обязанность доказать факт наличия иностранного гражданства возлагается на само заинтересованное лицо. Роль нотариуса заключается в оценке представленных материалов и проверке содержащихся в них сведений в случае появления сомнений в их достоверности.

583. – Документы, используемые для подтверждения статуса иностранного гражданина. Вподтверждение данного обстоятельства могут быть представлены официальные документы, выданные компетентными органами иностранного государства, из которых прямо следует гражданство лица. Как правило, таким документом является паспорт иностранного гражданина (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)*. Для этого могут быть также использованы иные документы**:

• свидетельства о гражданстве (certificat de nationalite, certificate of nationality), выдаваемые консульствами соответствующих иностранных государств на территории Российской Федерации;

• справки и свидетельства иных органов иностранного государства, ведающих вопросами гражданства (полиция, министерство иностранных дел);

• свидетельства о рождении с отметкой о гражданстве и др.

* Включая дипломатический паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

** О правилах использования иностранных документов, см. ниже: № 59"; и след.

 

Не являются документами, подтверждающими иностранное гражданство, разрешение на временное проживание и вид на жительство, выдаваемые территориальными органами внутренних дел иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим в Российской Федерации. Хотя данные документы содержат указание на иностранное гражданство правообладателя (п. 7 ст. 6, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ), тем не менее они не могут быть положены в основании вывода об иностранном гражданстве лица, так как являются производными и выдаются государственными органами РФ, которые некомпетентны решать вопросы гражданства в соответствующем иностранном государстве.

584. – Необходимо учитывать, что подтверждение достоверными доказательствами иностранного гражданства (подданства) физического лица еще не исключает возможность того, что оно обладает одновременно российским гражданством (ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ). Лица с двойным гражданством, одно из которых – российское, рассматриваются на территории нашего государства исключительно как граждане Российской Федерации (п. 2 ст. 1195 ГК). В то же время проверить факт отсутствия российского гражданства довольно сложно и требует значительных затрат времени.

585.Установление личности иностранного гражданина.Одновременно с проверкой сведений об иностранном гражданстве нотариус должен установить личность, обратившегося к нему гражданина (ст. 42 Основ). Установление личности иностранного гражданина означает установление факта его личного обращения к нотариусу за совершением нотариального действия под собственным именем. Личность иностранного гражданина устанавливается на основании документов, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан» и исключающих любые сомнения относительно его личности. Основным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации, является его паспорт (ст. 10). Личность иностранного гражданина может быть также установлена на основании иного документа, установленного федеральным законом или признаваемым международным договором РФ в таком качестве. Личность иностранного гражданина в нотариальном производстве не может подтверждаться на основании административных документов, опосредующих законность его пребывания на территории Российской Федерации (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта, дипломатическая, консульская или служебная карта).

586.Проверка дееспособности иностранного гражданина.Удостоверившись в наличии у обратившегося к нему лица иностранного гражданства и проверив его личность, нотариус обязан установить его дееспособность. Как правило, именно на этом этапе впервые возникает необходимость применения соответствующих материальных норм иностранного права.

Дееспособность физического лица определяется его личным законом, т. е. правом страны, гражданство которой это лицо имеет или в которой обычно проживает (п. 1 ст. 1197 ГК). В подавляющем числе случаев применимым для определения дееспособности иностранного гражданина будет иностранное право. Для нотариуса, как мы это уже показали выше (№ 583—585), это порождает некоторые проблемы, связанные с выяснением его содержания и практическим применением иностранных норм. Российское материальное право будет применимым при определении дееспособности иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, лиц с двойным гражданством.

В основных правовых системах мира наличие гражданской дееспособности связывается с достижением определенного возраста и отсутствием ее ограничений.

587.Возрастдостижения совершеннолетия варьируется в разных странах между 18 и 21 годами*. Он может быть установлен на основании документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина (см. выше, № 583—585). В случае появления сомнений в реальном возрасте предпочтение должно отдаваться актам гражданского состояния, выданным компетентными органами иностранного государства и выполняющим требования их действительности на территории Российской Федерации (легализация, апостиль). Это может быть свидетельство о рождении (certificat de naissance; certificate of birth) или так называемая семейная книга (carnet de famille), а также выписки из них.

* См. сравнительную таблицу возраста достижения совершеннолетия в различных странах мира: Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. С. 40—42.

 

588.Эмансипацияпредставляет собой дополнительный путь прекращения несовершеннолетия и наделения физического лица определенной дееспособностью. Международные соглашения пока исключают из области регулирования условия эмансипации в международном частном праве*. Поэтому в каждом случае нотариусу следует обращаться к внутренним коллизионным нормам. Здесь также возможно возникновение конфликтов при выборе применимого права. Внутреннее законодательство различных государств мира расходится при определении существенных условий эмансипации (возраст, орган, компетенция по вопросам эмансипации) и требуемых формальностей для осуществления ее процедуры. Еще более значимые расхождения касаются правовых последствий эмансипации: в некоторых правовых системах эмансипированный ребенок наделяется полной дееспособностью, тогда как в других он получает лишь ограниченную дееспособность. Кроме того, в ряде государств эмансипация необратима, в других же – наоборот.

* Об отсутствии унифицированных правил эмансипации в международном частном праве см.: Capoporti, Cours de l'Academie de La Haye, 1963, III, n° 214-215.

 

После снижения возраста достижения совершеннолетия в законодательстве многих государств мира случаи эмансипации стали относительно редкими*. Международное частное право России подчиняет условия и последствия эмансипации закону гражданства несовершеннолетнего (п. 1 ст. 1197 ГК).

* Например, в Швейцарии с 1 января 1996 г. возраст совершеннолетия установлен в 18 лет. Одновременно была полностью отменена эмансипация (ст. 15 ГК. Швейцарии).

 

589. –Установить отсутствие ограничений дееспособностиу иностранного гражданина довольно проблематично в силу сложности доступа к источникам такой информации. Такие сведения могут содержаться в решении иностранного суда или выданных на его основе документах (о назначении опекуна, о помещении на лечение и т. д.), отметках в документах, удостоверяющих личность, свидетельстве о рождении, выписках из публичных реестров (актов гражданского состояния, регистрации прав на недвижимое имущество и др.). Во многих государствах мира существуют специальные реестры недееспособных лиц.

На практике нотариусам желательно всегда спрашивать иностранного гражданина об ограничениях его дееспособности. Здесь следует исходить из презюмируемой законом (ст. 10 ГК) добросовестности действий участников гражданского оборота. Данное положение тем не менее не исключает возможности для нотариуса отказать в совершении нотариального действия, если в ходе общения с иностранным гражданином у него возникли обоснованные сомнения в способности гражданина адекватно отражать действительность, понимать значение своих действий и/или руководить ими. Не допускается совершение нотариального действия в отношении иностранного гражданина, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения любой, даже самой незначительной степени.

590. – Обязанность применения иностранного права.Согласно п. 2 ст. 1197 ГК физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону (праву страны гражданства), не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки. На первый взгляд данная норма в принципе исключает необходимость проверять дееспособность иностранного гражданина в соответствии с правом его государства, если он является дееспособным, по месту совершения юридического действия, т. е. согласно российскому гражданскому законодательству. Но эта видимость ложная, так как данная привязка к внутреннему российскому праву будет оправданна только в том случае, если другая сторона не знала и заведомо не должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК). Участие нотариуса полностью исключает такую возможность, так как последний обязан установить дееспособность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия в соответствии с применимым правом. Впоследствии, в случае возникновения спора, сторона будет презюмироваться знающей или заведомо обязанной знать об ограничениях дееспособности иностранного гражданина, если удостоверение сделки или иного правораспорядительного акта осуществлялось нотариусом. Определение дееспособности иностранного гражданина на основании российского материального права может повлечь признание сделки недействительной, а сней – неизбежную ответственность нотариуса за причиненные таким признанием убытки сторон. Таким образом, нотариусам не следует игнорировать применение компетентного иностранного закона при установлении дееспособности иностранного гражданина: это абсолютно необходимо.