Jlone де Вега 6 страница

Врема с момента запоминания (в часах) Рис. 11. Кривая забывания по Г. Эббингаузу

 

• биохимики объясняют феномен памяти изменением соста­ва РНК и других биохимических структур;

• психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

2. Свойства и виды памяти

Память как познавательный процесс характеризуется сле­дующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готов­ностью к воспроизведению, точностью воспроизведения, дли­тельностью сохранения.

Объем памяти — важнейшее интегральное ее свойство, пока­зывающее возможности запоминания и сохранения информа­ции. Быстрота запоминания определяется скоростью произволь­ного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отра­жает возможность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения говорит о способности человека удер­живать определенное время необходимую информацию.

Известны люди с исключительной памятью. Так, А. С. Пуш­кин мог воспроизвести длинное чужое стихотворение после дву­кратного прочтения. В. А. Моцарт запоминал сложнейшие му­зыкальные произведения после двукратного прослушивания. Композитор М. А. Балакирев мог играть по памяти целые сим­фонические произведения.

Большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запом­нить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Деятельность, направленная на запоминание и воспро­изведение удержанного материала, называется мнемической дея­тельностью. Она представляет собой специфически человеческий феномен, ибо у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельно­сти. При этом человек должен четко отделить тот материал, ко­торый ему было предложено запомнить, от всех побочных впе­чатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит из­бирательный характер.

Для систематизации видов памяти исследователями предла­гались различные классификации с разными исходными крите­риями (схема 13).

По характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную), эмоциональную, образную и сло- весно-логическую. Двигательная память — это способность к за­поминанию, сохранению и воспроизведению различных движе­ний. Она является основой для формирования различных прак­тических и трудовых навыков (ходьба, письмо). В эмоциональной памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния в форме представлений. Как правило, то, что вызыва­ет у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека. Образная память обеспечи-

Схема 13. Классификация основных видов памяти

 

вает возможность сохранять и использовать образы восприятия. Специфичность запечатленных образов зависит от особенностей восприятия человека, от работы системы анализаторов. Словес- но-логический вид памяти выражается в запоминании и воспро­изведении наших мыслей.

По характеру целей деятельности или по критерию произ­вольности различают непроизвольную и произвольную память. Если запоминание и воспроизведение осуществляются автома­тически, без волевых усилий человека и контроля сознания, то это проявление непроизвольной памяти. И напротив, запомина­ние и воспроизведение, сопровождаемые напряжением воли, ха­рактеризуют произвольную память.

По критерию длительности сохранения материала память под разделяют на кратковременную, долговременную и оператив­ную. Кратковременной памяти свойственно очень краткое сохра­нение воспринимаемой информации. Этот вид запоминания на­блюдается после однократного или очень краткого восприятия. Оперативная память обеспечивает запоминание и воспроизведе­ние информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оператив­ной памяти. Например, материал, который пытается выучить студент перед экзаменом в четко заданные временные рамки, после сдачи экзамена полностью забывается. Этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной па­мяти. Долговременная память хранит все знания человека, его опыт. Чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти.

По характеру приобретения информации память делят на гене­тическую и прижизненную. В генетической памяти хранится ви­довая информация, в прижизненной — индивидуальный опыт че­ловека.

По способу запоминания память классифицируют на механи­ческую и смысловую. Механическим называется такой вид запо­минания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память опирается на установление и запоминание смысловых связей.

3. Процессы памяти

К основным процессам памяти относят запоминание (за- печатление), сохранение и забывание, узнавание и воспроизве­дение.

Запоминание можно определить как процесс памяти, вре­зультате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее полученными знаниями.

Запоминание всегда избирательно. Оно может существовать на основе представлений, воспроизведенных и переработанных образах объектов, которые воспринимались в прошлом. В отли­чие от восприятия представления могут носить обобщенный ха­рактер припоминания прошлого опыта. Принято выделять ос­мысленное и механическое запоминание. Механическое запоми­нание осуществляется без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание статистических данных, исторических дат. Для ус­воения необходимо неоднократное повторение. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внут­ренних логических связей между отдельными частями материа­ла. Различают запоминание на основе поставленной цели: про­извольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамерен-


ное). Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Запоминается то, на что направлено дейст­вие и внимание человека.

Был проведен эксперимент: испытуемым предлагали рас­классифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке кроме предмета было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на кар­точках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились пред­меты. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утвер­ждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было раз­ложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не запоминались предметы на карточках.

Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспе­чивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, какова установка человека в работе с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсо­лютно одинаковым результатам, запоминание у разных людей всегда преломляется через прошлый опыт и индивидуальные особенности. Это означает, что говоря о зависимости запомина­ния от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, то есть в связи с особенностя­ми мотивов, целей и способов его достижения.

Сохранение и забывание необходимо рассматривать как два взаимосвязанных процесса, противоположных по результату по­следующего воспроизведения информации, при этом идущих практически параллельно.

Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения того, что только сейчас или раннее запомнилось.

Позитивная функция забывания состоит в том, что оно не допускает перегрузки памяти. «Очень хорошо, что человек мно­гое забывает и его мозг снова освобождается для восприятия но­вых знаний», — писал А. Амосов. Негативным забывание стано­вится тогда, когда память стирает целые блоки информации, не­обходимые для нормальной плодотворной жизни.

Если испытуемым предложить два задания и одно из них по­зволить довести до конца, а другое прервать, то оказывается, что впоследствии они почти в два раза чаще вспоминают незавер­шенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Дан­ный феномен был назван эффектом Б. В. Зейгарник или эффек­том незавершенного действия. Человек также непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным его потребностям.

Сохранение — более или менее длительное удержание в па­мяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивает­ся, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого, с дру­гой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

Сохранение в памяти и забывание при всей их противопо­ложности — процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужно­го — того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избиратель­ный, имеющий свои закономерности и особенности. Сохране­ние в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувства­ми. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится намно­го лучше того, что оставило безразличным.

Узнавание — это опознание воспринимаемого объекта, ко­торый уже известен по прошлому опыту.

Узнавание может происходить в разных формах. Самая эле­ментарная — автоматическое узнавание в действии, которое про­является как адекватная реакция на раздражитель. Вторая форма узнавания связана с чувством знакомости без отождествления уз­нанного предмета с раннее воспринятым. Третьей формой узна­вания является отождествление предмета с ранее знакомым, но в другом контексте. Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия и вместе с тем в своей развернутой форме оно — акт мышления.

Воспроизведение — процесс памяти, предполагающий вос­становление и реконструкцию прошлого опыта и построе­ние соответствующих ему представлений.


В отличие от узнавания воспроизведение представляет собой более сложную форму мнемической активности. Воспроизведе­ние может совершаться непроизвольно на основе ассоциативно­го механизма, а также на основе установки на воспроизведение, превращаясь в сознательный процесс воспоминания или в слу­чае затруднения — припоминания. В воспроизведении сущест­венную роль играет мыслительная деятельность, направленная на сопоставление, умозаключение, проверку.

4. Возрастные и индивидуальные особенности памяти

В онтогенезе все виды памяти формируются достаточно рано. Раньше всех моторная, или двигательная память, которая крайне необходима для нормального развития ребенка. Аффек­тивная память, или память на эмоции, появляется уже у полуго­довалого младенца. К двум годам формируется образная память, достигающая наивысшего развития к юношескому возрасту. До трех лет запоминание у ребенка непроизвольное. В процессе игры у него формируется произвольное запоминание, основан­ное на механической памяти. Позже других складывается и на­чинает действовать словесно-логическая память. Она имеется у ребенка уже в три-четыре года в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня лишь в подростковом и юношеском возрастах. Ее совершенствование происходит на основе обучения человека основам наук. Л. С. Выготский счи­тал, что совершенствование памяти в онтогенезе связано с из­менением связей мнемической функции с другими психически­ми процессами и состояниями человека. А. Н. Леонтьев показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоми­нание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредо­ванным.

Память у людей проявляется по-разному, она отличается со­держанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются силы памяти, скорости запоминания и вос­произведения, прочности сохранения и точности воспроизведе­ния. Важным свойством памяти человека является ее способ­ность быстро и к месту припомнить нужную информацию. Ин­дивидуальные различия памяти проявляются и в специфике вида представлений при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что услышать, третьи то, что вы­полняли практически. В соответствии с этим различают зритель­ный, слуховой и двигательный типы памяти. Чаще всего встре­чается смешанный тип памяти. Есть люди, обладающие уни­кальной памятью, известной как «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработ­ки, продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже через длительный срок. Такой вид памяти есть у многих людей, но может исчезнуть из-за недостаточной тренировки. Он, как правило, развит у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного. У каждого человека больше всего развиты те виды памяти, которые им чаше используются. Историки утверждают, что Александр Македонский и Юлий Це­зарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их количество было более тридцати тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по име­ни каждого из двадцати тысяч жителей греческой столицы Афи­ны. Академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую кни­гу, безошибочно назвать номер телефона, по которому пять лет назад звонил случайно и всего один раз. Память зависит от ин­дивидуальных особенностей личности, а именно от:

• от интересов и склонностей личности (информация, свя­занная с интересами, запоминается лучше, чем из других областей);

• отношения личности к той или иной деятельности;

• эмоционального настроя (память оптимистична по приро­де: приятные переживания удерживаются в памяти дольше, чем неприятные);

• волевых усилий и многих других факторов.

Индивидуальные особенности хорошей памяти связаны со

скоростью и объемом запоминания, длительностью сохранения, легкостью и точностью воспроизведения (схема 14).

Исходя из этого, можно выделить четыре группы людей с разными особенностями памяти. Принадлежащие к первой груп­пе быстро запоминают, длительно сохраняют, легко воспроизво­дят. У таких людей, как правило, нет проблем с заучиванием ма­териала. Во второй группе люди медленно запоминают, длительно


Сохранение •длительность
Запоминание
Воспроизведение
• скорость, • объем
• легкость, • точность

Схема 14 Индивидуальные особенности памяти

сохраняют, их необходимо побуждать заучивать материал путем активных повторений, учить применять различные мнемические приемы, слушать, записывать, использовать наглядный матери­ал, схемы. Люди в третьей группе быстро запоминают и быстро за­бывают, поэтому им надо воспитывать установку на длительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденный материал через определенное время. Учитель, знающий о таких особенностях памяти своих учеников, должен при объяснении нового материала давать индивидуальные задания — повторять то, что из прошлых знаний связано с новым материалом. В чет­вертой группе люди медленно запоминают и быстро забывают, поэтому им необходимо учиться приемам рационального заучи­вания. Слабая продуктивность памяти иногда является следстви­ем заболеваний, переутомления. Отсутствие внимания — одна из важных причин плохого запоминания.

5. Приемы рационального заучивания

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практиче­ской работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, соединение умственного труда с практикой. Эф­фективность запоминания меняется на протяжении дня. Лучше всего функционирует память между 8—12 часами дня, а также, если человек не устал, то между 17—19 часами.

Для лучшего запоминания важно найти оптимальный способ восприятия материала (слушая запись, читая вслух, конспекта-
руя и т. д.). Можно по возможности использовать разные спосо­бы восприятия материала, комбинируя их.

Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Чем больше умст­венных усилий прилагается к тому, чтобы организовать инфор­мацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

Для ежедневных мелких записей лучше использовать еже­дневник. Рассеянные люди должны научиться дисциплиниро­вать себя, чтобы не напрягать память по мелочам (поиск очков, ручки и т. п.).

Группы слов можно запомнить, создавая соответствующие образы, сцены. Чтобы запомнить перечень предметов, пред­ставьте знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъез­дами домов в порядке их расположения. Актеры, например, час­то связывают ту или иную реплику с определенным местом на сцене.

18 2 2,
XX
Рис 12 Формы цифр

Для запоминания можно использовать различные схемы (рис. 12). Данную схему используют при обучении детей запоми­нанию написания цифр, опираясь на их образное мышление. Мозг человека лучше запечатлевает то, что имеет смысл. В рек­ламах часто используют рифму, чтобы лучше запомнить товар. В конечном счете поможет улучшить память тренировка.

 

Часть 2. Психические процессы

Рациональные приемы запоминания:

1. Осмысливание, то есть мыслительная обработка материа­лов или смысловая группировка предполагает:

• выделение микротем;

• выделение главной мысли в каждой подтеме;

• составление плана;

• понимание связи между темами.

2. Сравнение при запоминании конкретного образного мате­риала, выявляющее сходство и различие в явлениях.

3. Классификация, систематизация и обобщение материала.

4. Организация процесса заучивания.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запоми­нается, если установлена связь между событиями. Ассоциатив­ные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, тоже запоминаются надолго. Например: Луна-масло, можно представить самое невероятное — кусок масла на Луне. Дозы за­учивания информации не могут быть увеличены до бесконечно­сти, существуют определенные индивидуальные пределы этих доз. Исследователи из университета американского города Берк­ли пришли к выводу, что процесс запоминания идет гораздо эф­фективнее лежа.

А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, в ней был только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу «гудящий улей». В этом «гудящем улье» Линкольн приобрел привычку, которая сохрани­лась у него на всю жизнь — он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты. «Он надоел мне ужасно, — говорил его компаньон. — Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил: «Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-пер- вых, я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю». Его память была необыкновенно цепкой».

Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его вы­ступления. Вот что он рассказал: «Тридцать лет назад я каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер я дер­жал перед собой листок с записями, чтобы не сбиться. Записи
представляли собой первые слова абзацев, их было одиннадцать. )то было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что-либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картину. Я знал их наизусть, но никак не мог запомнить их последовательность. Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! И мои страдания закончи­лись. За две минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз. Я выбросил рисун­ки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть века, и текст той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать назад, но я мог бы снова написать его по тем же картинкам — они остались в моей памяти».

Каирский университет аль-Азхар — один из крупнейших в мире. Это мусульманское учебное заведение, имеющее 21 тысячу студентов. На вступительном экзамене от каждого поступающего требуется знание наизусть Корана. Как арабские студенты умуд­рялись совершать подобные подвиги, кажущиеся невероятным? Посредством повторения. Вы можете запомнить почти беско­нечное количество материала, если будете достаточно часто по­вторять его. Повторяйте сведения, которые вы хотите запом­нить, пользуйтесь ими. Применяйте их. Употребляйте новое для вас слово в разговоре. Называйте нового знакомого по имени, если хотите запомнить его имя. Упоминайте в разговоре момен­ты, о которых вы хотите говорить в публичном выступлении. Сведения, которые используются, закрепляются в памяти.

Выводы

1. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

2. Память имеет свойства: объем, быстроту запоминания, го­товность к воспроизведению, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения.

3. Деятельность, направленная на запоминание и воспроиз­ведение удержанного материала, называется мнемической.

4. Классификация видов памяти: по характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную).


эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности или критерию произвольности различают непроизвольную и произвольную память; по критерию длитель­ности сохранения материала память подразделяют на кратковре­менную, долговременную и оперативную; по характеру приоб­ретения информации память делят на генетическую и прижиз­ненную; по способу запоминания различают механическую и смысловую память.

5. Основные процессы памяти: запоминание (процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового Путем свя­зывания его с ранее полученными знаниями); забывание (про­цесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможно­сти воспроизведения того, что только сейчас или раннее запом­нилось); сохранение (удержание в памяти некоторых сведений); узнавание (опознание воспринимаемого объекта, который уже из­вестен по прошлому опыту); воспроизведение (вид памяти, пред­полагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений).

6. Индивидуальные различия касаются силы памяти, скоро­сти запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения.

7. Память — жизненно важная основополагающая способ­ность человека, своеобразный инструмент, благодаря которому накапливается и используется жизненный опыт.