Jlone де Вега 3 страница

Стадия перцептивной психики (предметное восприятие)
Стадия сенсорной психики (элементарная чувствительность)
Схема 7. Основные этапы развития психики в животном мире

Концепция Леонтьева — Фабри. Вся история развития психи­ки и поведения животных делится на стадии (схема 7), каждая из них включает в себя низший и высший уровни. Стадия эле­ментарной сенсорной психики (от лат. sensus — чувство, ощуще­ние) характеризуется примитивными элементами чувствительно­сти, не выходящими за пределы ощущений. На стадии перцеп­тивной психики (от лат. perception — восприятие) ощущения объединяются в образы, а внешняя среда воспринимается в виде образно-целостных предметов. Стадия интеллекта характеризует­ся отражением межпредметных связей. Существенной для нее

является способность решать задачи, требующих определенных мыслительных операций.

Предпосылки к возникновению психики зарождаются на оп­ределенной ступени развития материи — с появлением жизни на Земле. Простейшим живым существам (одноклеточным, расте­ниям, микроорганизмам) присуще такое свойство, как раздражи­мость. Оно выражается в изменениях состояния организмов, в реакциях притягивания или отталкивания в ответ на внешние воздействия. Это элементарные виды врожденного поведения, называемые тропизмами. Например, растение поворачивает со­цветие по направлению к источнику света.

С возникновением нервной системы у животных — кишеч­нополостных, насекомых — возникает и новый вид раздражимо­сти — чувствительность, способность организмов реагировать на раздражения, не имеющих для них прямого биологического зна­чения, но выполняющих сигнальную функцию, то есть позво­ляющих ориентироваться в окружающей среде. Паук, например, начинает двигаться к мухе, попавшей в паутину, реагируя на ее вибрацию, змея готовится к нападению, когда чувствует темпе­ратуру тела жертвы. Вибрация паутины, температура тела живот­ного служат сигналами, указывающими направление движения для удовлетворения потребности в пище. Такое поведение назы­вается таксисом. Это механическая ориентация организма по от­ношению к источнику раздражения. Таким образом, чувстви­тельность — элементарная форма психического отражения.

Дальнейшие изменения психики связаны с развитием нерв­ной системы и образом жизни живых существ и проявляются в инстинктах, то есть новых, более сложных, но стандартных фор­мах их поведения. Эти формы являются врожденными и переда­ются из поколения в поколение. Основной механизм инстинк­тивных действий — безусловные рефлексы. Например, постройка гнезд, сезонные перелеты птиц, запасание пищи на зиму и т. д.

Дальнейшее усложнение нервной организации животных, приводящее у позвоночных к развитию трубчатой нервной сис­темы со спинным и головным мозгом, становится основой ин­дивидуально приобретенных форм поведения. Такими формами являются навыки и интеллектуальные действия (интеллектуальное поведение). Навыки — более пластичная форма поведения. Их можно вырабатывать и устранять, можно видоизменять в зави­симости от варьирующих условий деятельности. Большую роль


здесь играет импринтинг, то есть приобретеный опыт, занимаю­щий промежуточное место между врожденными реакциями и научением. При импринтинге готовые с рождения формы пове­дения включаются в действие под влиянием внешнего стимула. Физиологическая основа навыков — условные рефлексы. Имен­но таким путем вырабатываются навыки, например, в процессе дрессировки служебных, охотничьих и сторожевых собак, жи­вотных — «артистов» в цирке.

Интеллектуальное поведение — это разумные действия с оп­ределенной степенью включения элементарного наглядно-образ- ного мышления. Основой его служит постоянное совершенство­вание процессов высшей нервной деятельности, протекающих в головном мозгу и его высшем отделе — коре больших полуша­рий. Интеллектуальное поведение возникает и постоянно совер­шенствуется в силу того, что инстинкты и навыки оказываются недостаточными в условиях все усложняющегося образа жизни. Это хорошо изучено на многих представителях животного мира, в частности на человекообразных обезьянах.

Характерные особенности интеллектуального поведения у животных заключаются в том, что животные проявляют способ­ность устанавливать связи между различными формами предме­тов и пространственные отношения между ними в наглядной проблемной ситуации. Эти особенности поясняют следующие опыты, некоторые из них были проведены еще И. П. Павловым. Обезьяне показывали ящик, внутри которого лежала приманка. Обезьяна видела ее через отверстие треугольной формы. Чтобы достать приманку, нужно было открыть ящик через это отвер­стие с помощью палки тоже треугольного сечения. Перед обезь­яной были разложены палки разной формы. После многократ­ных проб ей удавалось найти нужную палку. Данный способ действия на основании различения формы сечения палки закре­плялся и превращался в навык.

3. Сознание и его психологические характеристики

Высшая степень развития психики, свойственная только че­ловеку, называется сознанием. Оно возникло и развивалось в об- щественно-исторических условиях существования человека. На

возникновение и развитие сознания повлияла совместная про­дуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность лю­дей. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, — писал Ф. Энгельс, — явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг»[1].

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, ре­зультат общественно-исторических условий ф ормирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологиче­ские характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименова­нии: сознание. Оно включает в себя совокупность знаний об окру­жающем нас мире. В его структуру, таким образом, входят важ­нейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут

быть ОТНеСеНЫ ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. СПОМОЩЬЮ ощущенийИ восприятийПрИ НеПОСреДСТ-

венном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить В сознании образы прошлого, воображение — СТрО- ить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время, мышление обеспечивает реше­ние задач путем использования обобщенных знаний. Наруше­ние, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — его рефлексивная способ­ность, то есть готовность к познанию других психических явле­ний и самого себя, закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающе­му, продолжает сохранять в своем сознании это противопостав­ление и различение. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, то есть может обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в це­лом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каж­дый человек в детстве, осуществляется в процессе формирова­ния его самосознания.

Третья характеристика сознания — обеспечение целепола- гающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учи­тывается ход выполнения действий, вносятся необходимые коррективы. Всякое нарушение в осуществлении целеполагаю- щей деятельности в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается прежде всего как нарушение со­знания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неиз­бежно входит мир чувств, представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормально­го сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является вла­дение языком. В процессе речевой деятельности происходит на­копление знаний, обогащение человека опытом, выработанным до него человечеством, передаваемым ему с помощью языка. Язык — особая объективная система, в которой запечатлен об- щественно-исторический опыт или общественное сознание. Бу­дучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием. Маркс отмечал, что «язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действитель­ное сознание...»[2].

Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиат­рии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом для психиатра, перед которым постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, важно установить, имеется ли у данного человека возможность отдавать отчет о месте, вре­мени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сознание остается ясным, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и опыта и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отно­шений к другим людям и условиям деятельности и на основе этого управляет своим поведением.

4. Роль врожденного и приобретенного в развитии человека

Сравнительный анализ психики животных и человека позво­ляет сделать выводы о роли врожденного и приобретенного в психике. До середины XVII века считалось, что между животны­ми и человеком нет ничего общего ни в физиологии, ни в пове­дении, ни в происхождении. В XVII—XVIII веках была признана общность механики их тела. В XIX веке с возникновением тео­рии Ч. Дарвина начались исследования психики человека и жи­вотных, в частности эмоций, реакций, мышления. В XX веке были проведены исследования различий темперамента, идентич­ности в коммуникациях, групповых формах поведения, механиз­мах научения у животных. Возникает вопрос: для чего необходи­мо проводить такого рода исследования?

Все, что имеется в психике и поведении животных, приобре­тается ими двумя путями: по наследству либо в результате сти­хийного процесса научения. Внимательное изучение психики и поведения животных, их сравнение с психикой и поведением че­ловека позволяют установить врожденные и приобретенные ха­рактеристики для построения целесообразного обучения и вос­питания детей.

Все основные виды ощущений — зрение, слух, осязание, обо­няние, вкус, чувствительность кожи — с рождения есть и у чело­века, и у животных. Но у человека по сравнению с животными познавательные процессы обладают особыми качествами. На­пример, восприятие — предметностью, осмысленностью, а па­мять — произвольностью и опосредованностью. Эти качества приобретаются при жизни и развиваются благодаря обучению.

Важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных, которое у того и другого с рождения обладают потен­циальными возможностями решения элементарных задач в на- глядно-действенном плане. Но только человек может опериро­вать образами и только ему присуще словесно-логическое мыш­ление.

Эмоции свойственны и животным, и человеку, они носят во многом врожденный характер. Однако только человеку присущи нравственные чувства, которые воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. Только у него есть социаль­ные потребности: духовные, творческие, эстетические, потреб­ность в самосовершенствовании и другие.

Человек с присущими ему психологическими качествами и формами поведения представляется социально-природным су­ществом, частично похожим, частично отличным от животных.

Соотношение вклада врожденного и приобретенного в раз­витие индивидуума — фундаментальная проблема, породившая много споров.

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники на­шли мальчика двенадцати лет. Психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с диагнозом. Он был убежден, что путем надлежащего обучения можно социализировать мальчика для жизни в обществе. К юношескому возрасту Виктор научился уз­навать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них. Вско­ре мальчик перестал делать успехи. Вплоть до смерти (40 лет) никаких видимых улучшений у него не произошло.

Впоследствии в разных частях земного шара находили и дру­гих таких детей. При работе с ними было замечено: чем моложе они были, тем большие успехи они делали. С момента рождения влияние генов и среды тесно переплетаются, формируя своеоб­разие личности. Помимо того, что генотип оказывает влияние на формирование личности одновременно со средой, он также эту среду и формирует. Связь между генотипом ребенка и его окру­жением наиболее сильна в раннем детстве.

Исследование влияния наследственности на развитие интел­лекта проводилось еще в XIX веке. Одно из первых таких иссле­дований осуществлено Ф. Гальтоном в Англии в 1869 году. Он исследовал генеалогическое дерево выдающихся людей и сделал вывод, что в семье гения часто имеются выдающиеся представи­тели. Исследование, проведенное Р. Л. Дагдейлом, вызвало оза­боченность в связи с распространением слабоумия. В пяти поко­лениях печально знаменитой семьи Джуксов более половины попали в категорию лиц с низким интеллектом, некоторые стали бродягами и нищими.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что наиболее су­щественные основы развития личности зависят от наследствен­ности, а окружающая среда может менять их к лучшему или худ­шему.

Выводы

1. Психика — свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. Сущность психики состоит в отраже­нии воздействий предметов и явлений окружающей действи­тельности.

2. Физиологической основой психики является высшая нерв­ная деятельность, процессы, осуществляющиеся в коре головно­го мозга. В основе работы мозга лежит рефлекторный механизм. Существуют рефлексы двух видов: безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни).

3. Концепция Леонтьева — Фабри. Вся история развития психики и поведения животных включает стадии: элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадию интеллекта.

4. Сознание есть высшая форма психики, оно сформирова­лось в трудовой деятельности при постоянном общении челове­ка с другими людьми в общественно-исторических условиях его развития.

5. Психологические характеристики сознания: совокупность знаний об окружающем мире, рефлексивная способность, обес­печение целеполагающей деятельности, отношение к действи­тельности и самому себе, способность к коммуникации.

Задания для самостоятельной работы

1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции ви­дов животных происходило под решающим воздействием биоло­гических условий и на основе развития самих организмов и их нервной системы. Проанализируйте основные этапы развития психики (схема 5) и спрогнозируйте варианты ее дальнейшего развития.

2. Известно, что вес мозга человека колеблется в пределах от 1 до 2 кг, вес мозга кита — 7 кг, слона — 5,5 кг, дельфина 1,8 кг. Отношение веса мозга к массе тела у человека — 1/45, че­ловекообразных обезьян — 1/100, дельфина — 1/125, слона — 1/600, кита — 1/2000. Но у мыши — 1/40, воробья — 1/25. Есть ли связь между количеством мозгового вещества и степенью психического развития индивидуума?

3. Объясните, почему птица может «высиживать» камень, подложенный ей вместо яйца. Каковы основные признаки ин­стинктивного поведения? Приведите свои примеры инстинктив­ного поведения животных.

4. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Сделайте вывод о навыках жи­вотных.

5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя на­звать трудом? В чем заключены характерные черты труда? Как вы понимаете слова Ф. Энгельса: «Труд создал самого человека»?

6. Определите соотношение вклада наследственности и сре­ды в развитие индивидуума: в истоках агрессивности, развитии интеллекта, половых различиях в психике, социальном неравен­стве. Приведите примеры.

Вопросы для повторения

1 Что такое психика? Каковы отличия психики от других явлений, суще­ствующих в мире?

2 В чем состоит специфика материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики?

3 Какова положительная и отрицательная роль динамического стереоти­па? Приведите примеры

4 Каковы особенности развития психики животных?

5 В чем различие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6 Каковы характерные особенности сознания человека?

7 Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека? Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека?

Рекомендуемая литература

1 Гиппенрейтер ю б Введение в общую психологию Курс лекций М, 1999

2 Леонтьев д н Проблемы развития психики 3-еизд Изд-воМГУ, 1972

3 Лурия а р Эволюционное введение в психологию М , 1975

4 Немое р с Психология Кн 1 М,1994

5 Фабри к э Основы зоопсихологии М,1976


Глава 4

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «инди­видуальность» (схема 8).

Наиболее общим является понятие «человек» — это биосоци­альное существо, обладающее членораздельной речью, сознани­ем, высшими психическими функциями (абстрактно-логиче- ским мышлением, логической памятью и т. д.), способное созда­вать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не яв­ляются наследственными, а формируются у человека прижиз­ненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшест-

Схема 8. Человек во взаимосвязи с окружающим миром

 

вующими поколениями. Существуют достоверные факты, кото­рые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди ка­ждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколения­ми. Участвуя в труде и различных формах общественной дея­тельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к жи­вотному. «Индивид» (от лат. «individuum» — неделимое) — чело­век как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при органи­зации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитар­но-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из осново­полагающих. «Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое со­держание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усво­ить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Личность — это человек, определяемый в системе социаль­но обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки че­ловека.

Формирование человека как личности характеризуется раз­витием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональ­ной, волевой. Л. Фейербах писал: «Совершенный человек обла­дает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышле­ния есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершен­ство». Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только био­логические, но и социальные, духовные потребности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его инди­видуальность выражается в наличии особых, свойственных толь­ко ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Моти­вация, темперамент, способности, характер — основные пара­метры индивидуальности. Предпосылка ее формирования — анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамен­та, чертах характера, в специфике интересов и способностей ин­дивида. Она — и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано обществен­ное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», — писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школь­ников, можно определить условия их обучения и развития, ра­ционально построить режим работы, помочь найти пути самосо­вершенствования.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем от­метить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «инди­видуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отли­чается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.

2. Понятие деятельности

Деятельность — категория социальная, она носит общест­венный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека деятельность яв­ляется необходимым условием формирования личности и в то

же время она зависит от уровня развития личности, выступаю­щей субъектом этой деятельности.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — фор­ма активности, побуждаемая потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирова­ния индивида. Потребность — это переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения. Она проявляется в поиско­вой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом — фиксация на предмете, который может ее удовле­творить, в результате чего активность становится направленной, опредмечивается как потребность уже в чем-то конкретном и становится мотивом деятельности. Предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социаль­ной обусловленности деятельности человека, в ее связи со зна­чениями, фиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях. Другая особенность деятельности — субъектность — заключается в специфике ее выполнения, обусловленности пси­хического образа прошлым опытом, своеобразием потребно­стей, установок, эмоций, целей и мотивов, определяющих на­правленность и избирательность деятельности.

Единицей анализа деятельности является действие, состоя­щее из отдельных движений, направленных на предмет, имею­щих определенную цель. Действия могут быть ориентированы не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они ста­новятся актом поведения — поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность (схема 9).

В своей деятельности люди всегда руководствуются созна­тельно поставленными целями, которые достигаются ими с помо­щью специально организуемых средств или способов действия.


  Деятельность
     

Схема 9. Структура деятельности
Мотивы: - близкие или дальние; - личные или общественные

 

 


Структура деятельности:

• мотивы — внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью;

• способы и приемы — это действия, предпринимаемые чело­веком для того, чтобы достичь целей деятельности. Спосо­бы и приемы достижения результатов деятельности могут состоять из одной или нескольких операций;

• цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека. Цели могут быть близкими и дальними, личными и обще­ственными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность;

• результат — это то, чего достигает человек в ходе деятель­ности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятель­ности, а через них и самого себя.

Механизмами усвоения общественного опыта являются про­цессы экстериоризации и интериоризации. Исследования совет­ских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Галь­перина показали, что умственные действия формируются внача-
не как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь склады­вать их в слога, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обуче­нии чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это делать молча, пере­нося действия во внутренний план.

Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, на­правленной на достижение желаемой цели, проделывает дейст­вие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе дея­тельности, выполненной во внутреннем плане. Реализация умст­венного действия вовне, в виде действий с предметами называ­ется экстериоризацией. Таким образом, происходит процесс об­ратный интериоризации.

3. Виды деятельности и ее развитие

Возникновение различных видов деятельности связано с об- щественно-историческим развитием человека. Фундаментальны­ми видами деятельности, в которые включается человек в процес­се своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

• общение — взаимодействие двух или более людей в процес­се обмена информацией познавательного или аффектив­но-оценочного характера;

• игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирую­щих реальные, в которых усваивается общественный опыт;

• учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения тру­довой деятельности;

• труд — деятельность, направленная на создание общест­венно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение — вид деятельности, состоящий в обмене инфор­мацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа раз­вития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу развития человека свой­ственен специфический вид деятельности (Эльконин Д. Б.), оп­ределяющий тип общения. В младенчестве взрослый обменива­ется с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем воз­расте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра становится ведущей дея­тельностью — в ней развиваются навыки межличностного об­щения со сверстниками. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение вклю­чено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, в юношеском возрасте общение также сохраняет свою важность, вместе с тем много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специ­фика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Об­щение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра — вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального или идеального про­дукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Она — ведущая деятельность дошкольника, по­скольку через нее он социализируется, то есть принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правила­ми. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрос­лых являются средством общения, отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учеб- но-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение — вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития совершенствовались формы труда, накапливались знания в раз­личных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний в целях подготовки человека к дальнейшей трудовой дея­тельности учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно склады­вается из усвоения информации о свойствах окружающих пред­метов и явлений (знания), приемов и операций овладения спо­собами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями дея­тельности (умение). У человека учение возможно лишь на этапе сознательной регуляции своего поведения, которое формируется к шести-семи годам. С этим связано начало обучения ребенка в специальных образовательных учреждениях, у подростков и взрослых такое поведение может выступать в форме самообразо­вания и самосовершенствования.

Труд исторически является одним из первых видов человече­ской деятельности. Предмет психологического изучения — не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно груд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влия­ет на становление ее способностей и характера. Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки форми­руются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов дея­тельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельно­сти как бы подготавливает последующий, так как в нем развива­ются соответствующие потребности, познавательные возможно­сти и особенности поведения.

Развитие деятельности можно рассматривать в филогенети­ческом плане, что совпадает по существу с социально-историче- ским развитием человечества и в процессе его индивидуального развития (в онтогенезе). Процесс интеграции развивающегося индивида в действующую систему деятельностей называется со­циализацией, ее поэтапное осуществление предполагает посте­пенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.

4. Умения, навыки, привычки и их формирование

Процесс формирования деятельности — один из важных во­просов педагогической психологии. Приступая к какой-либо но­вой деятельности, человек не располагает сложившимися спосо­бами ее выполнения — ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направлен­ную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредст­вом которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навы­ки, привычки.

Умения — это способы успешного выполнения действия, со­ответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опи­раются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал дру­гим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение — это экс- териоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений: по­знавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, орга- низационно-технологические и операционно-контрольные. Эле­ментарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятель­ности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предме­та, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компо­ненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над вы­полнением приемов действия и переключения его на цели и ус­ловия действия. Физиологической основой навыка является об­разование в коре больших полушарий устойчивой системы вре­менных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которы­ми человек уже владеет. В процессе овладения новыми дейст­виями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако на­вык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым распо­ложением руля. Феномен влияния одних навыков на другие на­зывается взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формиру­ются в результате упражнений, то есть целенаправленных и сис­тематических повторений действий. Успешность овладения на­выком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для со­хранения и упрочения навыка им следует систематически поль­зоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка — это компонент действия, в ее основе лежит по­требность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целе­направленные усилия (например, путем положительного подкре­пления желаемого поведения через материальный предмет, сло­весную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автомати­чески и не имеет сознательной цели или явно выраженного про­дуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состоя­ниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для

этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда при­вычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не мо­жем, потому что мы так привыкли.

Выводы

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность» — ключевые в психологическом знании:

• «Человек» — биосоциальное существо, обладающее члено­раздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда;

• «Индивид» — отдельное живое существо, представитель биологического вида;

• «Личность» — человеческий индивид как субъект межлич­ностных и социальных отношений и сознательной дея­тельности;

• «Индивидуальность» — характеристика человека со сторо­ны его биологических и социально значимых отличий от других людей.

2. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направ­ленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

3. Основными характеристиками деятельности человека яв­ляются предметность и субъектность.

4. Структуру деятельности составляют: мотивы (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности), спо­собы и приемы действия, предпринимаемые человеком, цели (предметы, явления, задачи и объекты), результат (достижения человека).

5. К механизмам усвоения общественного опыта относятся процессы интериоризации (преобразование внешних, предмет­ных действий во внутренние, умственные) и экстериоризации (реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами).


6. Основные виды деятельности — общение, игра, учение, труд; каждый из них является характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельно­сти как бы подготавливает последующий, так как в нем развива­ются соответствующие потребности, познавательные возможно­сти и особенности поведения.

7. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки и привычки.

Задания для самостоятельной работы

1. На выполнение каких требований ориентируют учителя понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» при орга­низации учебной деятельности?

2.Одной из задач обучения является формирование умений и навыков, без которых невозможно мастерство, творческое вы­полнение любой деятельности. Продумайте:

• Какие навыки вы считаете необходимым сформировать у учащихся в процессе обучения по преподаваемому вами предмету? Почему важнейшим условием выработки навы­ков является наличие глубоких знаний по предмету?

• Как влияют на выработку новых навыков ранее сформиро­ванные?

• Какие условия необходимо соблюдать для успешного овла­дения навыками?

3. Проведите психологический анализ привычек. Опишите свои привычки. Выберите те, которые являются отрицательны­ми. Проанализируйте: как давно они у вас сложились? Каков механизм, заложенный в этих привычках (подражательный, сни­мает нервное напряжение)? Можете ли вы отказаться от нега­тивных привычек и что для этого нужно сделать?

Вопросы для повторения

1 Определите понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность», укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга

2 Что такое деятельность человека? В чем ее отличие от приспособи­тельного поведения животных? Какова роль деятельности в формиро­вании и проявлении личности?

3 В чем смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры

4 Охарактеризуйте основные виды деятельности Что такое ведущая деятельность? Объясните закономерности смены видов ведущей дея­тельности как основы развития мотивационной сферы личности

5 Что такое умение, навык, привычка? Как протекает процесс форми­рования навыков? От каких условий зависит его сохранение?

Рекомендуемая литература:

1 Брушлинский а в Психология субъекта СПб , 2003

2 Гомезо М В , Домашенко И А Атлас ПО ПСИХОЛОГИИ М , 2001

3 Немое р с Психология Кн 1 М Просвещение, 1995

4 Психология учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред И В Дубровиной М Издательский центр «Акаде­мия», 2002

J Столяренко Л Д Основы психологии Ростов н/Д Феникс, 2002


Часть 2

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир.

Jlone де Вега


Раздел 1. Познавательные процессы

Глава 1 ОЩУЩЕНИЕ

1. Общее понятие об ощущении

Мы постоянно получаем информацию из внешнего мира и о внутреннем состоянии организма. Отражение действительно­сти начинается с ощущений. Их многообразие отображает каче­ственное многообразие окружающего мира. Ощущения челове­ка — это продукт эволюционного развития. Они связывают нас с внешним миром и являются основным источником информации о нем и условием психического развития.

Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений ма­териального мира, а также внутренних состояний организ­ма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения характеризуются непосредственностью и сиюми­нутностью. Органы чувств — это единственный канал, по которо­му внешний мир проникает в человеческое сознание. Известный русский врач С.И.Боткин (1832—1889) описал редкий случай, ко­гда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на одном участке руки. Если больная за­крывала глаз и ничто не касалось ее руки, она засыпала.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Реф­лекторная концепция ощущений была разработана русскими физиологами И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Они рассматри­вали ощущение как целостный рефлекс. Физиологической осно­вой ощущений являются нервно-физиологические процессы, возникающие при действии раздражителя на адекватный ему анализатор — первичный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Анализатор состоит из трех частей:

• периферического отдела (рецептора), воспринимающего раздражитель;

• афферентных (центростремительных) и эфферентных (цен­тробежных) нервов, проводящих возбуждение от перифе­рии в нервные центры головного мозга и обратно;

• подкорковых и корковых отделов головного мозга, в кото­рых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.

Все живое имеет чувствительность — общую способность реагировать на раздражители. А.Н.Леонтьев выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности как «сигнально-опосредованной деятельности», согласно которой ощущения возникают тогда, ко­гда организм реагирует на окружение, значимое для жизни. Он выделил три стадии развития психики:

1. Элементарная сенсорная психика (одноклеточные орга­низмы, насекомые) — возникновение отдельных ощущений.

2. Перцептивная психика (позвоночные животные) — вос­приятие целостного предмета, возникновение образов.

3. Стадия интеллекта (высшие приматы) — отражение связей между вещами и явлениями.

Таким образом, ощущения — это первичная форма ориенти­ровки организма в окружающем мире, исходная форма развития познавательной деятельности.

2. Виды и свойства ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощуще­ний. Аристотелем были названы пять рецепторов, соответствую­щих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В действительности видов ощущений гораздо больше.

В состав осязания наряду с тактильными ощущениями (при­косновения) входят температурные (терморегуляция, теплооб­мен). Промежуточное положение между тактильными и слухо­выми занимают вибрационные ощущения. Ощущения равнове­сия и ускорения выполняют функцию ориентировки в окружающей среде. Болевые ощущения предохраняют организм от опасности и разрушающей силы. Температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, статико-динами- ческие ощущения можно назвать внешне-внутренними.

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основ­ных класса ощущений (схема 10).