Jlone де Вега 3 страница
Стадия перцептивной психики (предметное восприятие)Стадия сенсорной психики (элементарная чувствительность) |
Схема 7. Основные этапы развития психики в животном мире |
Концепция Леонтьева — Фабри. Вся история развития психики и поведения животных делится на стадии (схема 7), каждая из них включает в себя низший и высший уровни. Стадия элементарной сенсорной психики (от лат. sensus — чувство, ощущение) характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы ощущений. На стадии перцептивной психики (от лат. perception — восприятие) ощущения объединяются в образы, а внешняя среда воспринимается в виде образно-целостных предметов. Стадия интеллекта характеризуется отражением межпредметных связей. Существенной для нее
является способность решать задачи, требующих определенных мыслительных операций.
Предпосылки к возникновению психики зарождаются на определенной ступени развития материи — с появлением жизни на Земле. Простейшим живым существам (одноклеточным, растениям, микроорганизмам) присуще такое свойство, как раздражимость. Оно выражается в изменениях состояния организмов, в реакциях притягивания или отталкивания в ответ на внешние воздействия. Это элементарные виды врожденного поведения, называемые тропизмами. Например, растение поворачивает соцветие по направлению к источнику света.
С возникновением нервной системы у животных — кишечнополостных, насекомых — возникает и новый вид раздражимости — чувствительность, способность организмов реагировать на раздражения, не имеющих для них прямого биологического значения, но выполняющих сигнальную функцию, то есть позволяющих ориентироваться в окружающей среде. Паук, например, начинает двигаться к мухе, попавшей в паутину, реагируя на ее вибрацию, змея готовится к нападению, когда чувствует температуру тела жертвы. Вибрация паутины, температура тела животного служат сигналами, указывающими направление движения для удовлетворения потребности в пище. Такое поведение называется таксисом. Это механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения. Таким образом, чувствительность — элементарная форма психического отражения.
Дальнейшие изменения психики связаны с развитием нервной системы и образом жизни живых существ и проявляются в инстинктах, то есть новых, более сложных, но стандартных формах их поведения. Эти формы являются врожденными и передаются из поколения в поколение. Основной механизм инстинктивных действий — безусловные рефлексы. Например, постройка гнезд, сезонные перелеты птиц, запасание пищи на зиму и т. д.
Дальнейшее усложнение нервной организации животных, приводящее у позвоночных к развитию трубчатой нервной системы со спинным и головным мозгом, становится основой индивидуально приобретенных форм поведения. Такими формами являются навыки и интеллектуальные действия (интеллектуальное поведение). Навыки — более пластичная форма поведения. Их можно вырабатывать и устранять, можно видоизменять в зависимости от варьирующих условий деятельности. Большую роль
здесь играет импринтинг, то есть приобретеный опыт, занимающий промежуточное место между врожденными реакциями и научением. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием внешнего стимула. Физиологическая основа навыков — условные рефлексы. Именно таким путем вырабатываются навыки, например, в процессе дрессировки служебных, охотничьих и сторожевых собак, животных — «артистов» в цирке.
Интеллектуальное поведение — это разумные действия с определенной степенью включения элементарного наглядно-образ- ного мышления. Основой его служит постоянное совершенствование процессов высшей нервной деятельности, протекающих в головном мозгу и его высшем отделе — коре больших полушарий. Интеллектуальное поведение возникает и постоянно совершенствуется в силу того, что инстинкты и навыки оказываются недостаточными в условиях все усложняющегося образа жизни. Это хорошо изучено на многих представителях животного мира, в частности на человекообразных обезьянах.
Характерные особенности интеллектуального поведения у животных заключаются в том, что животные проявляют способность устанавливать связи между различными формами предметов и пространственные отношения между ними в наглядной проблемной ситуации. Эти особенности поясняют следующие опыты, некоторые из них были проведены еще И. П. Павловым. Обезьяне показывали ящик, внутри которого лежала приманка. Обезьяна видела ее через отверстие треугольной формы. Чтобы достать приманку, нужно было открыть ящик через это отверстие с помощью палки тоже треугольного сечения. Перед обезьяной были разложены палки разной формы. После многократных проб ей удавалось найти нужную палку. Данный способ действия на основании различения формы сечения палки закреплялся и превращался в навык.
3. Сознание и его психологические характеристики
Высшая степень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Оно возникло и развивалось в об- щественно-исторических условиях существования человека. На
возникновение и развитие сознания повлияла совместная продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, — писал Ф. Энгельс, — явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг»[1].
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий ф ормирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Оно включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут
быть ОТНеСеНЫ ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. СПОМОЩЬЮ ощущенийИ восприятийПрИ НеПОСреДСТ-
венном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить В сознании образы прошлого, воображение — СТрО- ить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время, мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — его рефлексивная способность, то есть готовность к познанию других психических явлений и самого себя, закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, то есть может обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования его самосознания.
Третья характеристика сознания — обеспечение целепола- гающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся необходимые коррективы. Всякое нарушение в осуществлении целеполагаю- щей деятельности в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается прежде всего как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является владение языком. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека опытом, выработанным до него человечеством, передаваемым ему с помощью языка. Язык — особая объективная система, в которой запечатлен об- щественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием. Маркс отмечал, что «язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...»[2].
Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом для психиатра, перед которым постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, важно установить, имеется ли у данного человека возможность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сознание остается ясным, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и опыта и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и условиям деятельности и на основе этого управляет своим поведением.
4. Роль врожденного и приобретенного в развитии человека
Сравнительный анализ психики животных и человека позволяет сделать выводы о роли врожденного и приобретенного в психике. До середины XVII века считалось, что между животными и человеком нет ничего общего ни в физиологии, ни в поведении, ни в происхождении. В XVII—XVIII веках была признана общность механики их тела. В XIX веке с возникновением теории Ч. Дарвина начались исследования психики человека и животных, в частности эмоций, реакций, мышления. В XX веке были проведены исследования различий темперамента, идентичности в коммуникациях, групповых формах поведения, механизмах научения у животных. Возникает вопрос: для чего необходимо проводить такого рода исследования?
Все, что имеется в психике и поведении животных, приобретается ими двумя путями: по наследству либо в результате стихийного процесса научения. Внимательное изучение психики и поведения животных, их сравнение с психикой и поведением человека позволяют установить врожденные и приобретенные характеристики для построения целесообразного обучения и воспитания детей.
Все основные виды ощущений — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувствительность кожи — с рождения есть и у человека, и у животных. Но у человека по сравнению с животными познавательные процессы обладают особыми качествами. Например, восприятие — предметностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредованностью. Эти качества приобретаются при жизни и развиваются благодаря обучению.
Важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных, которое у того и другого с рождения обладают потенциальными возможностями решения элементарных задач в на- глядно-действенном плане. Но только человек может оперировать образами и только ему присуще словесно-логическое мышление.
Эмоции свойственны и животным, и человеку, они носят во многом врожденный характер. Однако только человеку присущи нравственные чувства, которые воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. Только у него есть социальные потребности: духовные, творческие, эстетические, потребность в самосовершенствовании и другие.
Человек с присущими ему психологическими качествами и формами поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.
Соотношение вклада врожденного и приобретенного в развитие индивидуума — фундаментальная проблема, породившая много споров.
В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика двенадцати лет. Психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с диагнозом. Он был убежден, что путем надлежащего обучения можно социализировать мальчика для жизни в обществе. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них. Вскоре мальчик перестал делать успехи. Вплоть до смерти (40 лет) никаких видимых улучшений у него не произошло.
Впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. При работе с ними было замечено: чем моложе они были, тем большие успехи они делали. С момента рождения влияние генов и среды тесно переплетаются, формируя своеобразие личности. Помимо того, что генотип оказывает влияние на формирование личности одновременно со средой, он также эту среду и формирует. Связь между генотипом ребенка и его окружением наиболее сильна в раннем детстве.
Исследование влияния наследственности на развитие интеллекта проводилось еще в XIX веке. Одно из первых таких исследований осуществлено Ф. Гальтоном в Англии в 1869 году. Он исследовал генеалогическое дерево выдающихся людей и сделал вывод, что в семье гения часто имеются выдающиеся представители. Исследование, проведенное Р. Л. Дагдейлом, вызвало озабоченность в связи с распространением слабоумия. В пяти поколениях печально знаменитой семьи Джуксов более половины попали в категорию лиц с низким интеллектом, некоторые стали бродягами и нищими.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что наиболее существенные основы развития личности зависят от наследственности, а окружающая среда может менять их к лучшему или худшему.
Выводы
1. Психика — свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.
2. Физиологической основой психики является высшая нервная деятельность, процессы, осуществляющиеся в коре головного мозга. В основе работы мозга лежит рефлекторный механизм. Существуют рефлексы двух видов: безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни).
3. Концепция Леонтьева — Фабри. Вся история развития психики и поведения животных включает стадии: элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадию интеллекта.
4. Сознание есть высшая форма психики, оно сформировалось в трудовой деятельности при постоянном общении человека с другими людьми в общественно-исторических условиях его развития.
5. Психологические характеристики сознания: совокупность знаний об окружающем мире, рефлексивная способность, обеспечение целеполагающей деятельности, отношение к действительности и самому себе, способность к коммуникации.
Задания для самостоятельной работы
1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим воздействием биологических условий и на основе развития самих организмов и их нервной системы. Проанализируйте основные этапы развития психики (схема 5) и спрогнозируйте варианты ее дальнейшего развития.
2. Известно, что вес мозга человека колеблется в пределах от 1 до 2 кг, вес мозга кита — 7 кг, слона — 5,5 кг, дельфина 1,8 кг. Отношение веса мозга к массе тела у человека — 1/45, человекообразных обезьян — 1/100, дельфина — 1/125, слона — 1/600, кита — 1/2000. Но у мыши — 1/40, воробья — 1/25. Есть ли связь между количеством мозгового вещества и степенью психического развития индивидуума?
3. Объясните, почему птица может «высиживать» камень, подложенный ей вместо яйца. Каковы основные признаки инстинктивного поведения? Приведите свои примеры инстинктивного поведения животных.
4. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Сделайте вывод о навыках животных.
5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда? Как вы понимаете слова Ф. Энгельса: «Труд создал самого человека»?
6. Определите соотношение вклада наследственности и среды в развитие индивидуума: в истоках агрессивности, развитии интеллекта, половых различиях в психике, социальном неравенстве. Приведите примеры.
Вопросы для повторения
1 Что такое психика? Каковы отличия психики от других явлений, существующих в мире?
2 В чем состоит специфика материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики?
3 Какова положительная и отрицательная роль динамического стереотипа? Приведите примеры
4 Каковы особенности развития психики животных?
5 В чем различие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?
6 Каковы характерные особенности сознания человека?
7 Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека? Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека?
Рекомендуемая литература
1 Гиппенрейтер ю б Введение в общую психологию Курс лекций М, 1999
2 Леонтьев д н Проблемы развития психики 3-еизд Изд-воМГУ, 1972
3 Лурия а р Эволюционное введение в психологию М , 1975
4 Немое р с Психология Кн 1 М,1994
5 Фабри к э Основы зоопсихологии М,1976
Глава 4
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» (схема 8).
Наиболее общим является понятие «человек» — это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логиче- ским мышлением, логической памятью и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшест-
Схема 8. Человек во взаимосвязи с окружающим миром |
вующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum» — неделимое) — человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.
В психологии понятие «личность» является одним из основополагающих. «Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.
Личность — это человек, определяемый в системе социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки человека.
Формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональной, волевой. Л. Фейербах писал: «Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенство». Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только биологические, но и социальные, духовные потребности.
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования — анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида. Она — и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», — писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школьников, можно определить условия их обучения и развития, рационально построить режим работы, помочь найти пути самосовершенствования.
Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.
2. Понятие деятельности
Деятельность — категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека деятельность является необходимым условием формирования личности и в то
же время она зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности.
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма активности, побуждаемая потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность — это переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения. Она проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить, в результате чего активность становится направленной, опредмечивается как потребность уже в чем-то конкретном и становится мотивом деятельности. Предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях. Другая особенность деятельности — субъектность — заключается в специфике ее выполнения, обусловленности психического образа прошлым опытом, своеобразием потребностей, установок, эмоций, целей и мотивов, определяющих направленность и избирательность деятельности.
Единицей анализа деятельности является действие, состоящее из отдельных движений, направленных на предмет, имеющих определенную цель. Действия могут быть ориентированы не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения — поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность (схема 9).
В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью специально организуемых средств или способов действия.
Деятельность | ||
Схема 9. Структура деятельности |
Мотивы: - близкие или дальние; - личные или общественные |
Структура деятельности:
• мотивы — внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью;
• способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы достичь целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов деятельности могут состоять из одной или нескольких операций;
• цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность;
• результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятельности, а через них и самого себя.
Механизмами усвоения общественного опыта являются процессы экстериоризации и интериоризации. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина показали, что умственные действия формируются внача-
не как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь складывать их в слога, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обучении чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это делать молча, перенося действия во внутренний план.
Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе деятельности, выполненной во внутреннем плане. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Таким образом, происходит процесс обратный интериоризации.
3. Виды деятельности и ее развитие
Возникновение различных видов деятельности связано с об- щественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.
• общение — взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
• игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
• учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
• труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.
Общение — вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу развития человека свойственен специфический вид деятельности (Эльконин Д. Б.), определяющий тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью — в ней развиваются навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, в юношеском возрасте общение также сохраняет свою важность, вместе с тем много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Игра — вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Она — ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он социализируется, то есть принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учеб- но-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение — вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития совершенствовались формы труда, накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний в целях подготовки человека к дальнейшей трудовой деятельности учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно складывается из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), приемов и операций овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение). У человека учение возможно лишь на этапе сознательной регуляции своего поведения, которое формируется к шести-семи годам. С этим связано начало обучения ребенка в специальных образовательных учреждениях, у подростков и взрослых такое поведение может выступать в форме самообразования и самосовершенствования.
Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения — не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно груд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера. Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.
Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.
Развитие деятельности можно рассматривать в филогенетическом плане, что совпадает по существу с социально-историче- ским развитием человечества и в процессе его индивидуального развития (в онтогенезе). Процесс интеграции развивающегося индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.
4. Умения, навыки, привычки и их формирование
Процесс формирования деятельности — один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения — ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.
П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение — это экс- териоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений: познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, орга- низационно-технологические и операционно-контрольные. Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.
Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).
Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.
Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.
Привычка — это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.
Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для
этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.
Выводы
1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — ключевые в психологическом знании:
• «Человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда;
• «Индивид» — отдельное живое существо, представитель биологического вида;
• «Личность» — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности;
• «Индивидуальность» — характеристика человека со стороны его биологических и социально значимых отличий от других людей.
2. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
3. Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность.
4. Структуру деятельности составляют: мотивы (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности), способы и приемы действия, предпринимаемые человеком, цели (предметы, явления, задачи и объекты), результат (достижения человека).
5. К механизмам усвоения общественного опыта относятся процессы интериоризации (преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные) и экстериоризации (реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами).
6. Основные виды деятельности — общение, игра, учение, труд; каждый из них является характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.
7. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки и привычки.
Задания для самостоятельной работы
1. На выполнение каких требований ориентируют учителя понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» при организации учебной деятельности?
2.Одной из задач обучения является формирование умений и навыков, без которых невозможно мастерство, творческое выполнение любой деятельности. Продумайте:
• Какие навыки вы считаете необходимым сформировать у учащихся в процессе обучения по преподаваемому вами предмету? Почему важнейшим условием выработки навыков является наличие глубоких знаний по предмету?
• Как влияют на выработку новых навыков ранее сформированные?
• Какие условия необходимо соблюдать для успешного овладения навыками?
3. Проведите психологический анализ привычек. Опишите свои привычки. Выберите те, которые являются отрицательными. Проанализируйте: как давно они у вас сложились? Каков механизм, заложенный в этих привычках (подражательный, снимает нервное напряжение)? Можете ли вы отказаться от негативных привычек и что для этого нужно сделать?
Вопросы для повторения
1 Определите понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга
2 Что такое деятельность человека? В чем ее отличие от приспособительного поведения животных? Какова роль деятельности в формировании и проявлении личности?
3 В чем смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры
4 Охарактеризуйте основные виды деятельности Что такое ведущая деятельность? Объясните закономерности смены видов ведущей деятельности как основы развития мотивационной сферы личности
5 Что такое умение, навык, привычка? Как протекает процесс формирования навыков? От каких условий зависит его сохранение?
Рекомендуемая литература:
1 Брушлинский а в Психология субъекта СПб , 2003
2 Гомезо М В , Домашенко И А Атлас ПО ПСИХОЛОГИИ М , 2001
3 Немое р с Психология Кн 1 М Просвещение, 1995
4 Психология учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред И В Дубровиной М Издательский центр «Академия», 2002
J Столяренко Л Д Основы психологии Ростов н/Д Феникс, 2002
Часть 2
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир.
Jlone де Вега
Раздел 1. Познавательные процессы
Глава 1 ОЩУЩЕНИЕ
1. Общее понятие об ощущении
Мы постоянно получаем информацию из внешнего мира и о внутреннем состоянии организма. Отражение действительности начинается с ощущений. Их многообразие отображает качественное многообразие окружающего мира. Ощущения человека — это продукт эволюционного развития. Они связывают нас с внешним миром и являются основным источником информации о нем и условием психического развития.
Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Ощущения характеризуются непосредственностью и сиюминутностью. Органы чувств — это единственный канал, по которому внешний мир проникает в человеческое сознание. Известный русский врач С.И.Боткин (1832—1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на одном участке руки. Если больная закрывала глаз и ничто не касалось ее руки, она засыпала.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Рефлекторная концепция ощущений была разработана русскими физиологами И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Они рассматривали ощущение как целостный рефлекс. Физиологической основой ощущений являются нервно-физиологические процессы, возникающие при действии раздражителя на адекватный ему анализатор — первичный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Анализатор состоит из трех частей:
• периферического отдела (рецептора), воспринимающего раздражитель;
• афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих возбуждение от периферии в нервные центры головного мозга и обратно;
• подкорковых и корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.
Все живое имеет чувствительность — общую способность реагировать на раздражители. А.Н.Леонтьев выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности как «сигнально-опосредованной деятельности», согласно которой ощущения возникают тогда, когда организм реагирует на окружение, значимое для жизни. Он выделил три стадии развития психики:
1. Элементарная сенсорная психика (одноклеточные организмы, насекомые) — возникновение отдельных ощущений.
2. Перцептивная психика (позвоночные животные) — восприятие целостного предмета, возникновение образов.
3. Стадия интеллекта (высшие приматы) — отражение связей между вещами и явлениями.
Таким образом, ощущения — это первичная форма ориентировки организма в окружающем мире, исходная форма развития познавательной деятельности.
2. Виды и свойства ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Аристотелем были названы пять рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В действительности видов ощущений гораздо больше.
В состав осязания наряду с тактильными ощущениями (прикосновения) входят температурные (терморегуляция, теплообмен). Промежуточное положение между тактильными и слуховыми занимают вибрационные ощущения. Ощущения равновесия и ускорения выполняют функцию ориентировки в окружающей среде. Болевые ощущения предохраняют организм от опасности и разрушающей силы. Температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, статико-динами- ческие ощущения можно назвать внешне-внутренними.
Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений (схема 10).