Jlone де Вега 1 страница
Таблица 2. Виды эксперимента
Характеристики | Вид эксперимента |
Характер экспериментальной ситуации | Естественный Лабораторный |
Степень вмешательства экспериментатора | Констатирующий Формирующий |
Специфика задач | Научно-исследовательский эксперимент Эксперимент, ориентированный на решение практических задач |
Проверка гипотезы | Пилотажный Решающий Контрольный Обучающий |
Логика доказательства гипотез | П оследовател ьн ы й Параллельный Перекрестный |
В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в изучаемый объект(ы) эксперимент делят на констатирующий и формирующий. При формирующем эксперименте ставится цель не только установить закономерности изучаемого психического феномена, как при констатирующем эксперименте, но и использовать эти закономерности для достижения необходимых исследователю результатов. Чаще всего формирующий эксперимент применяется в педагогике.
В зависимости от специфики поставленных задач выделяют научно-исследовательский эксперимент и эксперимент, ориентиро ванный на решение практической задачи.
Проверка гипотез может осуществляться в пилотажном эксперименте, когда изучаемая область неизвестна, система гипотез отсутствует. В решающем эксперименте есть две конкурирующие между собой гипотезы, необходимо доказать, какая из них является верной. Контрольный эксперимент проводится с целью проверки зависимостей. В ходе обучающего эксперимента происходит формирование психологических процессов, например, таких как память, внимание, мышление.
В зависимости от логической структуры доказательства гипотезы эксперимент деляг па последовательный (или линейный), параллельный и перекрестный. При параллельном эксперименте существует экспериментальная группа и контрольная, в которой независимые переменные не изменяются. Доказательство же опирается на сравнение состояния экспериментальной и контрольной групп. В последовательном эксперименте изучается только один объект и доказательство основано на сравнении состояния этого объекта до начала воздействия и после него. При перекрестном эксперименте экспериментальная и контрольная группы меняются местами.
В общей психологии используются следующие экспериментальные методы:
• структурно-аналитический метод используется в лабораторных условиях, например, в психофизике, в исследованиях памяти, внимания, мышления;
• экспериментально-генетический метод применяется в возрастной и педагогической психологии. Например, с его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных функций;
• лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека;
• экспериментально-патологический метод (метод синдромно- го анализа) — с его помощью исследуют изменения, которые появляются в случае мозговых травм, патологии мозга
и т. д. Данный метод важен для нейро- и патопсихологии.
3. Тестирование — метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов. Тесты — это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания.
Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от другого или от других людей. Данные исследования могут сравниваться с результатами-нормами, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности, профессии и т. д.
Тестирование используется при:
• профессиональной ориентации и профессиональном отборе;
• изучении уровня усвоения знаний;
• оказании психологической помощи;
• изучении уровня индивидуального развития.
Количество и разнообразие различного рода тестов, опросников, шкал огромно. Одни из первых тестовых разработок принадлежат Ф. Гальтону, который применил их для измерения психических свойств и разработал метод математической статистики для анализа результатов исследования. Д. Кеттел создал «умственные тесты», Г. Эббингауз измерял память у школьников.
Основные виды тестов:
Тесты достижений показывают степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.
Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов и логических отношений между ними.
Тесты креативности оценивают творческие способности личности.
Тесты личностные позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.
Тесты проективные позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.
4. Метод опроса применяется для получения от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.
В зависимости от формы контакта исследователя и испытуемых опросы проводятся в виде беседы (интервью) или анкетирования.
Анкетирование — метод сбора исследуемых данных на основе опроса с помощью анкет. Анкета — объединенная единым замыслом (целью) система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.
Вопросы анкеты должны:
1. Отвечать исследовательской задаче.
2. Иметь ясную, конкретную и тактичную формулировку.
3. Одинаково пониматься всеми отвечающими.
Беседа — метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Беседа может быть:
а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым);
б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).
Успешность беседы зависит от:
а) степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий ее проведения).
б) искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки вопросов).
Беседа может быть индивидуальной и групповой, а анкетирование — очным и заочным.
В зависимости от носителя информации опрос может быть экспертным или массовым. При первом опрашиваются только эксперты. В зависимости от широты охвата возможен выборочный или сплошной опрос. Во втором случае он проводится со всеми представителями исследуемой группы или сообщества.
5. Анализ результатов деятельности как метод психологического исследования представляет собой целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъекта(ов) деятельности. Этот метод основан на теоретической установке о взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.
Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, поведение в заданной ситуации, практическая, теоретическая и литературная деятельность.
Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относят эффективность деятельности, надежность, безошибочность, разносторонность, своевременность, гибкость.
Разновидностями метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология.
Контент-анализ применяется для определения психологических особенностей автора текста по наиболее часто используемым им смысловым выражениям.
Графология как метод психологического исследования заключается в выявлении особенностей характера человека по его почерку.
Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются математико-статистическими методами.
4.2. Описательные методы
Описательные методы или методы, ориентированные преимущественно на качественный анализ изучаемых явлений. Они в значительной степени зависят от личности исследователя, поэтому их еще называют субъективными.
1. Разновидности наблюдения — самонаблюдение, самоотчет, включенное наблюдение.
Метод самонаблюдения представляет собой наблюдение человека (исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.
С методом самонаблюдения тесно связан метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет человека (исследователя) о результатах наблюдения за протеканием процессов внутренней психической жизни в соответствии с предложенным ему планом. Включенное наблюдение — метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным.
2. Эмпатическое слушание — проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).
3. Идентификация — метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.
4. Диалогическая беседа — познание другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.
5. Биографический метод предполагает изучение психологических особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.
6. Интуиция — неосознаваемое постижение мира другого человека, основанное на большом опыте общения с людьми.
Таким образом, описательные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.
4.3. Методы психологической помощи
Методы психологической помощи являются не только средством помощи человеку, но и позволяют проникнуть в интимные стороны человеческой психики и человеческих отношений. В обобщенном виде они также представляют исследовательский материал. Кроме того, именно практика психологической помощи позволяет совершенствовать методы психологического воздействия.
Условно методы психологической помощи делят на индивидуальные, групповые и семейные, которые используются в различных видах этой помощи (психотерапии алкоголизма, сексуальных дисгармоний, психотерапии семейных отношений и т. д.) и в работе с клиентом: психологическом консультировании, психологической коррекции, психотерапии, психологической реабилитации.
Выводы
1. Психология — наука, которая изучает закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, проявляющуюся в поведении и деятельности.
2. Предметом изучения современной психологии являются психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния (страх, уныние, бодрость, уверенность и т. д.), психические свойства личности (направленность, темперамент, способности, характер).
3. Современные отрасли психологии разделяются на фундаментальные (общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, специальная психология, зоопсихология, сравнительная психология) и прикладные (психология труда, педагогическая психология, клиническая психология, юридическая психология, экономическая психология, политическая психология, психология религии, психология спорта).
4. Система взглядов об идейных позициях психологической науки, логике ее построения и исследования составляет ее методологию.
5. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные (наблюдение, эксперимент, тестирование, контент-анализ), описательные (самонаблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод) и методы психологической помощи (индивидуальные, групповые и семейные).
Задания для самостоятельной работы
1. Братья Стругацкие писали: «Конечно, бытие определяет сознание — это, как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание определяет бытие. Иначе мы до сих пор сидели бы в пещерах». Как вы понимаете данное высказывание? Приведите примеры в доказательство тезисов: «бытие определяет сознание», «сознание определяет бытие».
2. В рабочей тетради студента выполните практическую работу № 1 (см. приложение к разделу 1): заполните карту наблюдений (задание 1), составьте анкету с учетом основных требований к ее содержанию (задание 2). Тема анкеты может быть связана с любым интересующим вас исследовательским вопросом. Например: «Отношение молодежи к здоровому образу жизни», «Популярность какой-либо телевизионной программы», «Мотивация выбора специальности» и т. д. Опросите с помощью составленной вами анкеты не менее 20 человек. Сделайте количественный и качественный анализ.
Контрольные вопросы
1 Сравните смысл понятия «psyche» древних философов и точки зрения современных научных представлений
2 Объясните слова Г Эббингауза «У психологии огромная предыстория и короткая история»
3 В чем состоит разница между научной и житейской психологией?
4 Как вы представляете взаимодействие психологии и педагогики на современном этапе? Что для них является общим и что специфическим?
5 Каковы методологические принципы построения психологических исследований? Что дает психологу и педагогу-исследователю следование этим принципам?
6 Рассмотрите эксперимент как метод проверки гипотез В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для исследований в школе
7 Что такое тест? Какие тесты вы знаете? Каким требованиям они должны отвечать?
8 Как вы представляете практическое использование знаний психологии в своей деятельности?
Рекомендуемая литература
1 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр соч М, 1982 Т 1
2 Гиппенрейгер Ю. Б. Введение в общую психологию М , 1999
3 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся М, 1994
4 Маклаков А. Г. Общая психология СПб Питер, 2002
5 Немое Р. С. Психология В 2 кн М, 1994 Кн 1
6 Петровский А. В. Введение в психологию М , 1995
7 Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию М, 1983
8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999
9 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека М , 1995
Глава 2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до XVII века)
Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima — душа). Анимистическое мировоззрение наделяет каждый предмет душой, которая выступает источником движения и развития. Сновидения, галлюцинации, смерть — все эти факты натолкнули первобытных людей на мысль о существовании души как реального объекта в теле. Развился сложный культовый ритуал отношений с душами умерших, воздействия на души людей и животных, общения с духом — покровителем племени.
Как учение о душе психология возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве основной части философских учений. Наиболее известен вклад в психологию древнегреческих философов. Они считали, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. hyle — вещество, материя). Гилозоисты стали рассматривать душу (психику) с точки зрения естественнонаучных законов.
Гилозоист Гераклит (530—470 гг. до н. э.) ввел идею развития как закона. Он считал, что все сущее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут как ручьи». Гераклиту космос явился в образе «вечно живого огня», а душа — в образе его искорки. Познание собственной души Гераклит считал одним из достойных занятий человека. Любимое его изречение: «Познай самого себя». Произведения Гераклита были трудны для пони-
мания, поэтому даже современники называли его «темным философом».
Афинский философ Анаксагор (500— 428 гг. до н. э.) выдвинул идею организации (системности). Он считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц и указывал, что началом, придающим процессам природы и человеческому поведению закономерный характер, является ум (нус).
Гиппократ (460—377 г. до н. э.) положил начало научной типологии, которая была использована современными учениями об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, душевные качества ставились в зависимость от телесных. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). «Пропорция в смеси» впоследствии была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).
Демокрит (460—370 гг. до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем те, которые составляют физические тела. Мир познается через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток. Демокрит также выдвинул идею причинности, впоследствии названной детерминизмом. Это был материалист и атеист. Он постоянно занимался анатомированием трупов животных. Одно время даже жил на кладбище. «Однажды, когда какие-то юноши, — рассказывает сатирик II века н. э. Луки- ан, — захотели попугать его ради шутки и, нарядившись покойниками, надев черные платья и личины, изображающие черепа, окружили его плотной толпой, то он не только не испугался их представления, но и не взглянул на них, а сказал, продолжая писать: «Перестаньте дурачиться». Так твердо был уверен в том, что души, оказавшиеся вне тела, — ничто».
Три принципа, открытые древнегреческими учеными Гераклитом, Демокритом и Анаксагором (2,5 тысячи лет тому назад) стали основой научного способа осмысления мира, в том числе и научного познания психических явлений.
Новую особенность душевных явлений открыла деятельность философов, названных софистами — «учителями мудрости». Их интересовала не природа с ее независящими от человека законами, но сам человек, которого софист Протагор назвал «мерой всех вещей». Впоследствии софистами стали называть лжемудрецов, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми. Изучение приемов убеждения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи.
Сократ (470—399 гг. до н. э.) впервые рассматривал душу как источник нравственности человека. Его можно назвать родоначальником диалектики — метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. В отличие от софистов, у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам», «развращении молодежи» и приговорен к смерти. Однако для последующих эпох он стал воплощением идеала мудреца. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход не мог исходить из мысли о материальности души, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа — Платоном, ставшим основоположником объективного идеализма.
По мнению Платона (427—347 гг. до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира она идеальна. Познание — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир — лишь повод, а не объект познания.
Таким образом, в философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона).
Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Аристотель (384—322 гг до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была
подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром: познанием, переживаниями, поступками. Вершиной античной психологии является работа Аристотеля «О душе», которая стала первым в мировой литературе систематическим исследованием души. Аристотель представил картину устройства, функции и развития души как формы тела: разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель
Лукреций (99—55 гг. до н. э.), ученик Эпикура (последователь Демокрита), считал, что дух — это не то же самое, что душа. Душа, разновидность материи, активна, деятельна, способна подчинить себе тело, состоящее из более грубой материи. Он категорически отвергал мысль о том, что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил он, движущиеся по естественным законам, из которых нужно выводить и сам разум.
Таким образом, в античной науке можно встретить самые различные взгляды на сущность души:
• душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется, как ручей (Гераклит);
• душа как соединение атомов (Демокрит);
• душа как результат смешения трех жидкостей: крови, желчи, слизи (Гиппократ);
• душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» — разуму (Анаксагор);
• душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);
• душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);
• душа — соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций) и др.
Представления о душе в период средних веков (VI—XVI вв.) оказываются под влиянием религиозных учений — христианства и ислама.
На заре средних веков приобретает известность христианский мыслитель Августин (IV—V вв.). С его точки зрения, душа — это орудие, правящее телом, основу же ее составляет воля, в которую воплощена воля божественная. Наиболее яркие представители арабоязычной науки IX—XII вв. (Авиценна — 980—1037, Альга- зен — 965—1039, Аверроэс — 1126—1198) отстаивали точку зрения об обусловленности психических явлений телесным субстратом. По мнению Аверроэса, прозванного великим комментатором Аристотеля, душа смертна, как и тело, бессмертен лишь разум, ибо он имеет божественное происхождение.
Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении католического философа и теолога Фомы Аквинского (1226—1274), которое в свою очередь легло в основу томизма (от лат. имени Фомы — Thomas). Однако Фома отстаивал существование одной истины — божественной, а не двух, как Аверроэс, — божественной и земной. Душа бессмертна и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.
Итак, развитие психологических знаний в рамках учения о душе отмечено следующими явлениями:
• идеалистическим и материалистическим подходами к пониманию сущности души;
• целостным и анатомическим подходами к структуре психики;
• статическим и динамическим подходами к форме существования души.
2. Представления о психике в философских учениях (XVII век — середина XIX века)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. Ее понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.
Французский философ Р. Декарт (1596—1650) одним из первых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозгу человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма
на внешнее воздействие. Тело может только двигаться, душа только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс, души — рефлексия. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественно-на- учного объяснения душевным явлениям. Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем (в XVIII и XIX вв.) внутренний мир человека изучался чаще
ВСегО Именно ИНТрОСПекТИВНЫМ методом.Декарг
Начиная с Р. Декарта понятие «душа» постепенно отождествляется с разумом: «Я мыслю, следовательно, я существую...».
Одним из первых оппонентов Р. Декарта стал Б. Спиноза (1632—1677). Он не разделял взглядов на организм как на маши- нообразное устройство, считая, что механический детерминизм ограничивает объяснение психических явлений. Учение о человеке как целостном телесно-духовном существе было развито в его главном труде — «Этика». В многообразии чувств (аффектов) он видит многообразие побудительных сил, влияющих на поведение человека. Спиноза выделяет три главные побудительные силы: а) влечение, б) радость, в) печаль. Он отмечает, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает, то есть состояние души влияет на телесные действия.
Т. Гоббс (1588—1679) считал психику движением материальных субстанций, в основе которых лежат законы ассоциаций. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ вызывает у человека именно такое представление, а не другое, было известно со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного», — говорил Платон. Это ассоциация по смежности. Оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного повлекло за собой образ другого. Аристотель дополнил это описание указанием на два других вида ассоциаций (сходство и контраст). Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. rationalis — разумный). Основой по
знания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За основу познания был принят опыт, а рационализму противопоставлен эмпиризм (от греч. empeiria — опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.
Д. Локк (1632—1704) утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного, согласно учению Д. Локка, — это «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. В опыте он выделил два источника: ощущение и рефлексию. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта.
Английский ученый Д. Гартли (1705—1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.
На развитие психологии и понимание механизмов психики оказала влияние философия Г. Лейбница (1646—1716). Он ввел в психологию, наряду с понятием «сознание», понятие «бессознательное». На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий — это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают д. Локк одно и то же время, так как запущеныс
величайшей точностью. Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.
Французские философы и естествоиспытатели Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), К. Гельвеций (1715—1771) и Э. Кондильяк (1715—1780) впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. Марксом и Ф. Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.
Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.
Появление в XVIII веке таких понятий как рефлекс, ощущение, представление, ассоциация, аффект, мотив вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машины тела».
Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:
• идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;
• материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.
Открытия в физиологии (И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств», Ф. Галль предложил «карту головного мозга»), психофизике (Э. Вебер вывел зависимость ощущений от нервного субстрата, Г. Гельмгольц открыл «закон сохранения энергии»), психофизиологии (введение пси
хического фактора в регуляцию поведения организма физиологом Э. Пфлюгером), биологии (эволюционное учение Ч. Дарвина) стимулировали рост психологического знания и выделение психологии в самостоятельную науку.
3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку (середина XIX века по настоящее время)
3.1. Становление психологии как самостоятельной науки
К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить разрозненные знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.
В. М. Вундт (1832—1920) начал заниматься психологией, будучи физиологом (одно время он был ассистентом Г.Гельмголь- ца). В труде «Основы физиологической психологии» (1873—1874) он объединил накопленные знания в новую дисциплину, дав ей древнее имя — психология, однако, стремясь расстаться с ее прошлым, присоединил к нему эпитет физиологическая.
Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 году первой в мире экспериментальной психологической л ратории, которая стала главным «питомником» первого поколения