Организационная структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют 3 иерархических уровня: 1. Министерская конференция 2. Генеральный совет, которому подчиняются 3. – совет по торговле товарами; - совет по торговле услугами; - совет по торговым аспектам прав интеллектуал. собств-ти.

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Мин. Конфер-ции нах-ся Ген. совет, который отвеч. за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов. В ведении Ген. совета находятся 2 специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Ген. совету подотчетны спец. комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связ. с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Ген. совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулир-я конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключит. полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Ген. совет частично делегирует свои ф-ции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою оч., руководит деят-ю специализированных комитетов, осущ-щих контроль за соблюд-ем принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллект. Собств-ти, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с междунар. торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотр-ков; его возглавляет Ген. Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других междунар. орг-ций, не принимает самостоят. решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Осн. обязанности Секретариата – обеспечивать технич. поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать технич. содействие развивающимся странам, проводить анализ мир. торговли и разъяснять положения ВТО общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в проц. разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

 

25. Инструменты внешнеторговой политики государства. Тарифное и нетарифное
регулирование внешней торговли.

Число мер регулирования ВТ постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экон. Деятельности. Это позволяет эффективно ограждать нац. Экономику от негативного влияния внешних факторов. ИВПГ подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая классиф-я была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х годов. К наст. времени единая межд-ая классиф-я нетарифных ИВПГ не выработана и не согласована. Сущест-т классиф-и ГАТТ, Междун. Торгов. Палаты, ЮНКАД.

Нетарифные ИВНП представляют собой совокупность экономич. (контроль тамож. Стоимости, валютный контроль, финанс. меры, дополнит. Таможен. Ограничения), администр. (запреты, лицензирования, квотирование, экспортный контроль) и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на ВТ. Паратарифные методы представляют собой виды платежей, которые взимаются с иностр. Товаров при их ввозе на территорию страны: НДС и акцизы, таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы. Паратарифные платежи направлены на защиту интересов отечественных производителей. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на национ. рынке. Меры контроля за ценами – это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам.

Тарифные методы проявляются в форме импортных экспортных пошлин. Ставка там. Пошлины – активная часть таможенного тарифа. Пошлины выполняют функции налога, взимаемого в пользу государственного бюджета и могут быть: - в зависимости от внешнеторговой операции (экспорными, импортными, транзитными); - по способу взимания - адвалорные (в % от цены товара), специфические (с веса, объема, штуки), смешанные. причиняют матер-й ущерб отечеств. рынке страны- взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они Антидемпинговые пошлины представляют собой пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют матер-й ущерб отечеств. Производителю страны-импортера. Данная пошлина вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил матер-й ущерб. Также к нетарифным методам относят: Квотирование – установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара. Эмбарго – специфический тип квотирования, полностью запрещающий торговлю. причиняют матер-й ущерб отечеств. рынке страны- взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они

 

26. Товарная и географическая структура международной торговли во второй половине XX
века.

Рассматривая структуру мировой торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. лом МЭО осуществляют функции: в. ВФ-арбитраж. ествляется арбитраж. ного значения.х во. начения и специализированные субзоны виды продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.Одой из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них отводилось около 70% мирового экспорта.В отличие от большинства развивающихся стран, «новые индустриальные страны») в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта.