Альтернативные издержки

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей.

Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.

Задача 1. Оценка альтернативной стоимости на примере транспортной задачи.

Пусть из города А в город В можно добраться двумя способами: самолетом и поездом. Стоимость билета на самолет равна 100 у.е., стоимость билета на поезд — 30 у.е.. Нахождение в пути: на самолете -2 часа, на поезде — 15 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека, чей средний доход равен 5 у.е. в час?

Решение: Оценим альтернативные стоимости поездок на самолете и на поезде и сравним их.

  • Самолет: 100(билет) + 5*2(потерянный доход) = 100 у.е.
  • Поезд: 30(билет) + 5*15(потерянный доход) = 125 у.е.

Ответ: при прочих равных условиях более предпочтительным является самолет.

Характер изменения альтернативных издержек.

Вы наверное уже заметили что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Это связано с тем что изменяя структуру производства (перемещаясь из точки В в точку Г) мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов. То есть для производства чуть бОльшего количества ракет нам приходится отказываться от большОго количества потенциально произведенного зерна. Это связано с тем, что выпуск каждой дополнительной ракеты "оплачивается" постоянно возрастающими альтернативными издержками (или другими словами, потерями от непроизводства зерна).

Возрастание альтернативных издержек носит универсальный характер и иногда называется законом возрастания альтернативных издержек. Это возрастание предопределяет выпуклый характер кривой производственных возможностей. Если бы все ресурсы можно было с одинаковой эффективностью использовать для производства обоих товаров, то кривая производственных возможностей имела бы вид прямой линии.