Каналы товародвижения
Цель организации товародвижения — доставка нужных грузов в нужное место, в нужное время с наименьшими затратами.
Товародвижение осуществляется через каналы.
Каналы товародвижения - это все организации и лица, выступающие как посредники и участники сбыта, принимающие на себя или помогающие передать другому лицу право собственности на товар. Иначе это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю.
Различают прямые каналы и косвенные.
Прямые каналы товародвижения (прямой маркетинг) предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников. Продажа осуществляется через принадлежащие фирме сеть магазинов, по почте, разностная торговля. Такая система позволяет контролировать всю маркетинговую программу и обеспечивает тесный контакт с потребителем.
Косвенные каналы товародвижения (косвенный маркетинг) связаны с использованием посредников, к которым товар перемещается от производителя к потребителю, ими могут быть простыми, основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контактном соглашении. В них оговаривается ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг, ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта. Косвенные каналы товародвижения требуют разработки общего плана маркетинга с распределением обязанностей. Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями торгового агента на рынке, с его способностью обеспечить реализацию товара на рынке, о котором производитель может не знать. Посредники берут на себя функции хранения готовой продукции, облегчают финансирование торгового оборота, снижают риск потерь от возможной неполной продажи товаров, тем самым сокращают издержки обращения.
Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной.
Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников. Встречаются одноуровневые (один посредник), двухуровневые (два посредника - оптовый и розничный), трехуровневые (три посредника - крупный оптовик, мелкий оптовик, розничный торговец) каналы (рис. 2).
Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.
Фирма может придерживаться трех возможных подходов к решению о числе посредников:
1. интенсивное распределение. Фирма стремится обеспечить наличие запасов своих товаров в возможно большем числе торговых точек. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей;
2. распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное, резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы. Часто такая система предполагает исключительное дилерство, при котором посредник не может торговать продукцией других фирм. Такой подход позволяет создать престижный образ товара и производить на него высокие наценки;
3. избирательное (селективное) распределение и сбыт - среднее между указанными выше подходами. Фирма-производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что дает ей возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продажи.
Рис. 2. Каналы реализации товаров потребительского назначения
Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.
Один дистрибьютор позволит сократить число необходимых прямых контактов (рис. 3).
Рис. 3. Сокращение числа контактов
В части А показано, что при наличии одного посредника устанавливается контакт с тремя клиентами, а в части Б - как три производителя пытаются достичь трех клиентов.
При выборе каналов товародвижения следует учитывать ряд основных факторов:
1. Потребители (количество, концентрация, размер средней покупки, потребность, размещение, часы работы магазина, ассортимент, условия кредита, помощь продавцов, сегменты рынка, поведение при совершении покупок).
2. Фирма (цели, контроль, сбыт, прибыль, ресурсы, потребности в сервисе, функции, эффективность, методы продвижения, отношения в системе сбыта).
3. Товар или услуга (стоимость, цели за единицу, сохранность, хранение, частота отгрузок, объем, масса).
4. Конкуренция (число, концентрация, ассортимент, потребители, методы товародвижения, взаимоотношения в системе сбыта).
В повседневной практике хозяйственные руководители редко уделяют внимание вопросам товародвижения, не всегда используют более эффективный вариант сбыта. В условиях рыночной экономики это недопустимо. Поэтому для предприятия жизненной необходимостью становится выработка сбытовой политики, при обосновании которой следует:
· определить приемлемые для предприятия методы и системы сбыта;
· обосновать для каждого товара структуру канала сбыта и функции его звеньев;
· выбрать систему каналов сбыта, а также наиболее приемлемые правовые, организационные и экономические отношения;
· определить виды продукции для сбыта;
· установить группу (линии) цен на каждый товар: высокие, средние, низкие;
· предусмотреть исключение из ассортимента нерентабельных товаров;
· организовать работу с покупателями (специальные рекламные средства);
· обеспечить пунктуальность и четкость в работе;
· предусмотреть контроль за работой посредников, продавцов;
· обосновать условия материального стимулирования посредников, продавцов;
· грамотно составлять агентские соглашения (контракты с посредниками, продавцами), договоры купли-продажи и обеспечить контроль за их соблюдением;
· обеспечить высококвалифицированное проведение переговоров с партнерами.