Понятие, принципы и основные источники международного воздушного права.

 

Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.

В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений:

1) отношения по поводу организации международной аэронавигации;

2) отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий;

Отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.

В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.

Первый период (до первой, мировой войны) характеризовался формированием теорий воздушного права. В указанный период было выдвинуто две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством над своей сухопутной и водной территорией. Однако ни одна теория не стала основной.

Второй период (с начала первой мировой войны до 1944 г.) характеризовался поражением теории «свободы воздуха» и выходом на международно-правовую арену теории суверенитета государств над воздушным пространством. Указанная теория нашла закрепление в Парижском (1919 г.), Мадридском (1926 г.), Гаванском (1928 г.) договорах о воздушной навигации.

Третий период (с 1944 г. по настоящее время) - характеризуется рождением новых разделов воздушного права: права международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, права международной воздушной безопасности. Важной вехой в развитии воздушного права стала принятая в 1944 г. в г. Чикаго конвенция о международной гражданской авиации.

Принципами международного воздушного права являются:

Принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией.

Принцип «свободы открытого воздуха» над территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой).

Принцип безопасности гражданской авиации.

Принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.

Основными источниками международного воздушного права являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.) конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международ­ного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция устано­вила право "мирного пролета" иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варша­ве был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международ­ной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, гру­зовладельцам в связи с воздушной перевозкой.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о меж­дународной гражданской авиации. Участники Конвенции при­знали право каждого государства на суверенитет над воздуш­ным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблю­дению в отношении воздушных судов, и другие правила. Кон­венция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к граж­данским, хотя могут являться государственной собственностью.

Во второй части Конвенции содержатся положения об уч­реждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспе­чить упорядоченное развитие международной гражданской авиа­ции, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэро­навигационных средств, избегать дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изме­нений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к при­менению оружия против гражданских судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь нахо­дящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Широкое распространение получили двусторонние догово­ры о воздушном сообщении, которые конкретизируют общие правила Чикагской и других конвенций применительно к усло­виям сотрудничества договаривающихся государств. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (например, в 1993 г. с Новой Зеландией), од­нако прежде всего с новыми государствами, образовавшимися на территории СССР (так, в 1993—1994 гг. были подписаны со­глашения с Азербайджанской Республикой, Республикой Ар­мения, Республикой Узбекистан и др.).

Наряду с международными договорами источником меж­дународного воздушного права являются международно-пра­вовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Париж­ской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закреп­ленный в них принцип суверенитета государства над воздуш­ным пространством над своей территорией, как над сухопут­ной, так и над водной, остается обычно-правовой нормой. К дру­гим обычным нормам можно отнести положения о том, что за пределами территории государства сохраняется его юрисдик­ция в отношении того воздушного судна, которое занесено в реестр данного государства, или о том, что в случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.