Б. Предпосылки объединения русских земель в единое государство
1. Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения.
2. Быстрее всего домонгольский уровень был достигнут в земледелии. Крестьяне восстанавливали свои хозяйства, приток населения требовал новых земель под пашню, появляются «чисти», «сечи» — участки, освобожденные от леса. Вырастают починки — новые поселения в 2—4 двора. Для обработки земли применяются сохи с двумя железными сошниками, скот используется как тягловая сила, все большее развитие получают двуполье и трехполье, что обеспечивает более высокие и устойчивые урожаи. Развиваются скотоводство и огородничество, охота, бортничество, рыболовство, домашнее ремесло.
3. Восстанавливались города, наиболее крупные из них — Москва, Нижний Новгород, Тверь, Псков, Ростов, Ярославль, Суздаль — становятся ремесленными и торговыми центрами. Возрождаются городские ремесла: оружейное, кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное. Появляются и новые ремесла — литье пушек, чеканка серебряной монеты, изготовление бумаги.
Основная масса ремесленников работала на заказ, занятие ремеслом совмещала с земледелием. Появляются ремесленники, работающие на рынок, но их было мало. Ремесленники и купцы жили на посаде за стенами Кремля, их называли посадскими людьми. В условиях господства натурального хозяйства город оставался центром земледельческой округи. Рыночные связи городов с другими областями были еще очень слабыми. К XIV в. большинство городов являлись центрами не только ремесла и торговли, но и феодальной власти и культуры. В них проживала феодальная знать со своей челядью. Городское население было заинтересовано в прекращении междоусобных войн, в создании нормальных условий для занятий ремеслом и торговлей. Поэтому большинство из городов поддерживали политику объединения русских земель. Хотя некоторые города стремились сохранить свою независимость как политических центров прилегающих к ним земель и какое-то время сопротивлялись объединительной политике.
4. Росло феодальное землевладение князей, бояр, церквей, монастырей. Общинные земли переходили к ним путем захватов, дарений, купли-продажи. Так, великий князь Иван Калита имел 50 сел, а его правнук Василий Темный — 125 сел. Основная форма феодального землевладения — вотчина (идущая от отца), передаваемая по наследству. Появляется условное землевладение — поместье, т. е. земля, которая дается на время в качестве платы за службу. Военные и административные слуги князя, составлявшие его двор, стали называться дворянами.
5. В XIV в. людей, занимавшихся земледелием, еще называли «люди», «смерды». В XV в. они стали называться «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: черные — крестьяне, которые жили общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в феодальной вотчине. Положение черных крестьян было значительно легче, чем владельческих, которые были лично зависимы от феодала. Владельческие крестьяне платили феодалу натуральный оброк или отрабатывали на его полях барщину. Но число владельческих крестьян в этот период по сравнению с черными крестьянами было незначительным. Однако развитие вотчинного и поместного землевладения вело к увеличению числа зависимых крестьян и усилению их эксплуатации. Особенно усердствовали в этом дворяне, которые стремились получить как можно большую массу прибавочного продукта, чтобы обеспечить несение военной службы и сохранить поместье. В ответ на усиление эксплуатации возрастало сопротивление крестьян. Формы его были различными: поджоги, грабежи, убийства представителей администрации вотчины. Но самой распространенной был переход от одного феодала к другому. Крестьяне, жившие в общинах, вообще не воспринимали феодала как собственника земли. Поэтому для феодалов было чрезвычайно важно закрепить свою собственность на землю. Это можно было сделать лишь путем закрепощения крестьян. А для этого нужна была единая, сильная власть и мощный государственный аппарат. Поэтому феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства.
6. Таким образом, Российское единое государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был по сути своей процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси, в отличие от стран Западной Европы, сложился иной тип государства — самодержавно-крепостническое государство.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: