По двум пеленгам.
Определение места судна
Наиболее распространённый способ обсерваций по визуально наблюдаемым ориентирам. Его достоинства – простота, малая трудоёмкость, достаточная надёжность. Недостаток – отсутствие контроля, поэтому обнаружить промах или ошибку в опознании ориентира не всегда удаётся.
Порядок выполнения наблюдений.
Подобрать и опознать хорошо видимые и обозначенные на карте два ориентира, так, чтобы линии пеленгов составляли угол возможно ближе к 90º (если менее 30º, обсервация является ненадёжной).
В быстрой последовательности взять два пеленга, зафиксировать момент Т и отсчёт лага ОЛ взятия второго пеленга:
Компасные пеленги исправить поправкой
компаса, рассчитанной для того курса, на котором судно лежало в момент пеленгования.
Нанести на линии пути счислимое место
судна на момент взятия пеленгов.
Проложить линии пеленгов - прямые,
проходящие через ориентиры в виде коротких отрезков вблизи счислимого места. В точке их пересечения получим обсервованное место судна на момент взятия пеленгов.
Записать в судовом журнале (образец):
06 20, ОЛ=44,5, Мк Кийский ГКП = 88,0º, ΔГК = +2,0º, Мк Айновский ГКП = 211,5º, ΔГК = +2,0º, φо = 69º54,4΄N, λо = 31º41,8΄Е, С = 120º - 0,6 мили.
На точность обсервованного места оказывают влияние следующие факторы:
- очерёдность пеленгования ориентиров;
- скорость судна;
- систематическая погрешность (ошибка в поправке компаса).
Влияние на точность обсервации
очерёдности пеленгования ориентиров
Судно, перемещаясь по линии ПУ, и, находясь в точке С1, берёт первый пеленг, а, находясь в точке С2, второй пеленг. Одномоментное пеленгование невозможно, и С1С2 - расстояние, проходимое судном за время между моментами взятия пеленгов. С1 и С2 теоретически предполагаемые истинные места судна. Ориентир А находится вблизи траверза, а ориентир В на остром КУ.
Если сначала пеленговать ориентир А, а затем В, то получим место судна в точке М1 и ошибку обсервации Δ1.
Если изменить очерёдность пеленгования, то есть сначала взять пеленг на ориентир В, а затем на ориентир А, то получим обсервованное место судна в точке М2 и ошибку обсервации Δ2.
Как видно из рисунка, Δ2 меньше Δ1. При этом также величина изменения пеленга ΔП2 меньше ΔП1. То есть пеленг на ориентир В, находящийся на остром КУ, меняется медленнее, чем пеленг на ориентир А, расположенный близко к траверзу.
Вывод. Первыми нужно пеленговать ориентиры, расположенные на более остром КУ (ближе к диаметральной плоскости).
При других способах обсерваций первыми нужно измерять те навигационные параметры, которые изменяются медленнее.
Влияние на точность обсервации
скорости судна
Чем больше скорость судна, тем большее расстояние оно проходит за время между моментами взятия пеленгов, и тем ниже точность обсервованного места.
Если скорость судна больше 15 узлов, то для повышения точности обсервованного места пеленги приводят к одному моменту следующим методом.
Берут пеленг первого ориентира, затем второго, фиксируют момент Т и отсчёт лага ОЛ, и снова пеленгуют первый ориентир.
Два компасных пеленга первого ориентира усредняют:
КП1ср = (КП1 + КП2)/ 2.
Далее действуют, как сказано выше.
Влияние на точность обсервации
систематической погрешности
На вышеприведенном рисунке:
d – расстояние между ориентирами;
С1 – обсервованное место судна при отсутствии систематической погрешности;
Θ – угол между линиями пеленгов;
εк – систематическая погрешность (ошибка в поправке компаса);
С2 – обсервованное место судна при наличии систематической погрешности;
R – радиус вмещающей окружности;
Δ – линейная ошибка обсервации.
Обсервованные точки С1 и С2 лежат на окружности, вмещающей углы между линиями пеленгов Θ, так как величина этого угла не зависит от наличия и величины систематической погрешности. При вычитании
Θ = (КП1 + ΔК + εк) – (КП2 + ΔК + εк)
эта погрешность взаимно уничтожается.
На основании теоремы «отношение хорды к радиусу окружности равно удвоенному синусу вписанного угла, вершина которого лежит на окружности, а сам этот угол опирается на данную хорду»:
d/R = 2sinΘ; Δ/R = 2sinεк.
Разделив второе уравнение на первое, получим:
Δ/d = sinεк/sinΘ или Δ = dsinεк/sinΘ.
Из этой формулы видно, величина линейной ошибки обсервации Δ тем меньше, чем меньше расстояние между ориентирами d, и чем ближе угол между линиями пеленгов Θ к 90º.