Индивидуальные стили пед. деятельности, их характеристика

Общая характеристика стиля деятельности

Определение стиля деятельности

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль деятельности — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек.

Индивидуальный стиль деятельности

Три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. В стиле выделяются две стороны: содержательная и формальная (приемы, способы). Характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей:

Авторитарный стиль

Формальная сторона: Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера — вне группы.

Содержательная сторона: Дела в группе планируются заранее. Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Голос руководителя — решающий.

Демократический стиль

Формальная сторона: Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание — с советами. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера — внутри группы.

Содержательная сторона: Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

Формальная сторона: Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в стороне группы.

Содержательная сторона: Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.