Мотивы брака, причины развода. Культура спора и ссоры. Традиции семьи.

Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: "Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать". В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную - никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.

Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что, во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней его. И, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой, обаятельностью они осчастливили своего спутника: "Я тебе отдала свою молодость". Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный, уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.

Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ни одна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. Данные опросов показывают, что от 72 до 86% женятся по любви, 9-23 - по шаблону и 5-9% - по расчету. Это по мнению опрашиваемых. Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.

Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятно

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) - это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон. Для того чтобы этот анализ был успешным, необходимо правильное представление о социальной природе того явления, которое анализируется, о его месте в ряду других социальных явлений. Не менее важны, данные, подвергаемые анализу. Они должны достоверно и репрезентативно (то есть представительно) характеризовать основные обстоятельства брачной жизни, во всяком случае те из них, которые ведут к кризису брака. Только на основе всего этого можно выступать с достаточно серьезными предложениями, направленными на укрепление семьи и сохранение брака.

Причин расторжения брака много, и далеко не всякая причина дает основание для оценки каждого конкретного развода как отрицательного явления. В той массе разведенных, которых мы опрашивали, около 5% указывали в качестве существенной причины развода "невозможность иметь детей". Потребность в материнстве или в отцовстве является естественной и неодолимой потребностью человека. В реализации этой потребности заинтересовано и общество. Значит и в этом случае развод нельзя рассматривать как нежелательное явление.

А ведь есть и другие причины, при наличии которых мы не можем бросить упрек одному из супругов, если он решается на развод: душевная болезнь или слабоумие; длительное тюремное заключение; безвестное отсутствие, - все это причины такого характера, которые делают каждый конкретный развод оправданным, а в некоторых случаях даже необходимым.

Таким образом, определенная часть разводов отвечает не только личным интересам одного или обоих супругов, но и интересам общества в целом.

Имеется и еще одна очень важная сторона этой проблемы. Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода. "Свобода развода - обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности"

33. Социальные роли личности. Механизм отбора, предписывания и контроля. Социальный контроль и девиация.

циальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.

Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Правда, строго говоря, речь должна идти скорее о норме поведения личности определенного статуса. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные достаточно полнокровно, как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.

есте с тем в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств и делается акцент только на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Так что не следует расширительно толковать социальную роль, делая ее всеобъемлющей личностной характеристикой.

Понятие "социальная роль" было выработано в начале XX века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Липтон и др.). В дальнейшем оно интенсивно разрабатывалось в функционалистской и интеракционистской социологии. В нашей стране этой проблемой занимались И.С. Кон, В.А. Ядов и др.

Механизм социального отбора: в круг исполнителей данной роли отбираются люди с определенными свойствами, качествами; отбор свойств оказывает обратное влияние на трактовку самой роли, а исполнение роли – на развитие отобранных качеств.

Не любая личность может претендовать на ту или иную социальную роль, так как для осуществления тех или иных функций она должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Кроме этого, в обществе, где сложились элементы сословной организации (как в явной, так и в неявной форме) могут быть требования и по социальному и национальному происхождению. Например, офицерство в царской России формировалось в подавляющем большинстве из представителей дворянства. Соответственно, аристократизм поведения становился нормой для социальной роли офицера. Послереволюционный же офицерский корпус имел совершенно противоположный принцип отбора (из рабочих и крестьян). Соответственно, изменились и отдельные нормы офицерского поведения.

В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться. В особенности, когда речь идет об отборе для выдвижения. Так, в условиях глубоких перемен обществу требуются люди прежде всего решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.

Механизм предписывания: социальная среда через образец выполнения социальной роли функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор прежде всего моральных, трудовых и т.д. качеств, которыми она должна обладать, которым должна соответствовать. Данные предписания могут выступать как в виде жестко фиксированных требований (воинский устав), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. В системе формализованных социальных институтов есть те формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и контроль за их выполнением. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает достаточно высокую вероятность эффективного решения своих целей, ощутимее гарантии того, что получит воздаяние, предписание, материальное вознаграждение, кадровое продвижение.

Механизм контроля: общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит, во-первых, от степени формализации социальной роли (например, для военных и работников правоохранительных органов жесткость социального контроля гораздо строже); а во-вторых, от того, насколько важен тот или иной компонент ролевого поведения.

Социальные нормы - это общие эталоны, модели, стандарты, предписания и пожелания должного поведения, ожидаемого от представителей различных социальных групп и статусов, т.е. исполнителей тех или иных социальных ролей.

С помощью социальных норм функционирование людей принимает упорядоченный характер в группах людей, всего общества. Существуют в обществе нормы, которые можно представить в виде их разновидностей:

Раньше всего появились традиции и обычаи, составляющие привычные образцы поведения (обряды, похороны, праздники).

Правовые нормы - утвержденные законом, четко представленные границы поведения и наказание за нарушения закона.

Моральные нормы - несут оценочную нагрузку (плохо - хорошо, можно - нельзя). Нагружение моральных правил и общественного наказания провинившихся.

Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведение людей, в производстве и быту.

Политические нормы - регулируют политическую деятельность, отношение между властью и личностью, социальными группами, государством.

Религиозные нормы - по содержанию схожи с нормами морали. закрепляют традиции и обычаи, соблюдение этих норм поддерживается моральным сознанием и религиозной верой.

Существуют и другие виды норм: правила этики (внешний облик, поведение в гостях, разговор), нормы медицины, правила дорожного движения и т.п.

Нормы вырабатываются во всех сферах общественной жизни. Некоторые нормы закреплены юридически и существуют как законы, большинство же норм не носит юридического характера, однако, их несоблюдение, затрудняя взаимодействие, влечет за собой применение социальных санкций. Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций, в том числе функцию социального контроля.

Девиация - это поведение, достаточно сильно отклоняющееся от групповых норм и влекущее за собой применение различных санкций - от пожелания исправления до наказания и изоляции нарушителя. Оценка поведения как девиантного происходит на основе сложившихся норм и ценностей. То, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. В социологии указывается несколько возможных причин девиантного поведения личности.

Причины девиантного поведения личности:

Биологические причины - по мнению части исследователей девиантное поведение передается по наследству (например: существует биологическая врожденная предрасположенность к алкоголизму, наркомании, преступности).

Психологические причины - девиантное поведение связано с психическими отклонениями личности.

Социальные причины - невозможность позитивной самореализации личности. Согласно мнению американского социолога Р. Мертона, причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, т.е. общество, поощряет стремление людей к определенным целям, но ограниченные ресурсы не всегда позволяют добиться этих целей.